Законопроект упорядочивает список льгот по налогу на добавленную стоимость. В частности, введен порядок, согласно которому льготы по медицинской продукции предоставляются по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
2. Акцизы
По сравнению с ныне действующим законодательством произошли изменения, в целом отвечающие духу налоговых реформ, предлагаемых Правительством РФ, заключающиеся в снижении налогового бремени на экономику.
В частности, индексация ставок на алкогольную продукцию была произведена в меньшем объеме, нежели прогнозные темпы инфляции на 2001 г., что, учитывая специфический характер акцизов, существенно снизит налоговую нагрузку на плательщиков акцизов. Кроме того, было принято решение разделить уплату акцизов на алкогольную продукцию между ее производителями и организациями, занимающимися ее оптовой реализацией.
В качестве компромисса депутаты решили согласиться с поправкой СПС, предлагающей ввести режим налогового склада, предусматривающий более строгий по сравнению с существующим порядок контроля за реализацией алкогольной продукции. Введены акцизы на дизельное топливо и моторные масла, а ставки акциза на бензин повышены по сравнению с существующими в среднем приблизительно в три раза в рамках компенсации отмены налога на реализацию ГСМ и снижения ставки налога на пользователей автомобильных дорог, взимаемого с оборота предприятий.
Если в настоящее время ставки акцизов на легковые автомобили установлены в зависимости от объема двигателя, то по проекту главы об акцизах – в зависимости от мощности двигателя.
Помимо упомянутых выше положений данного законопроекта, касающихся отмены некоторых видов налогов, являющихся источниками образования дорожных фондов, и временной ставки социального налога для доходов свыше 600 тыс. руб. в год, законопроект предполагает также переход с 1 января 2002 г. на определение объема реализации товаров (работ, услуг) в целях налога на добавленную стоимость по выставлению счетов-фактур (по методу начислений).
Динамика и структура зарубежных инвестиций
Динамика и структура зарубежных инвестиций позволяет оценить рискованность ведения бизнеса в той или иной стране, а также оценить наиболее привлекательные отрасли экономики.
Рис. 6. Структура инвестиций по странам-инвесторам[8]
В этой связи, необходимо отметить, что общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор российской экономики без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США, в январе-сентябре 1999 г. составил 6 467 млн. долл. (рис. 6).
Темпы привлечения иностранных вложений в Россию носят понижательный характер. Так, если за 9 месяцев 1998 г. объем вложенных в российскую экономику иностранных инвестиций составлял 86,4% от уровня соответствующего периода 1997 г., то в 1999 г. данный показатель оценивался в 69,6%. В целом, на конец сентября 1999 г. объем накопленных иностранных инвестиций в России составил 28,4 млрд. долл. (рис. 7).
Рис. 7. Отраслевая структура иностранных инвестиций
в российскую экономику за 9 месяцев 1999 г.[9]
Хотя по итогам девяти месяцев 1999 г. произошло снижение на 8,5% доли прямых иностранных инвестиций, составляющей по итогам первого полугодия 56,9%, их объемы превышали уровень 1998 г. (за период январь-сентябрь) на 55,5% и оценивались в 3 132 млн. долл.
Об улучшении ситуации в российской экономике свидетельствовал также рост объемов прочих инвестиций, формируемых за счет кредитных средств. Если по итогам 1 полугодия 1999 г. их объемы не превышали 30% от уровня 1 полугодия 1998 г., то за девять месяцев прошлого года аналогичный показатель составил 47%. Объем прочих иностранных инвестиций за август-сентябрь 1999 г. составил 1 491 млн. долл. или 45% прочих иностранных инвестиций, вложенных в российскую экономику за 9 месяцев 1999 г.
Отраслевая структура привлеченных в Россию иностранных инвестиций характеризовалась в прошлом году лидирующей ролью промышленности, вложения в которую по итогам 9 месяцев 1999 г. составили 3 333 млн. долл.
Иностранные вложения от прямых инвесторов направлялись в основном в топливную, пищевую промышленность, торговлю и общественное питание, а также транспорт и связь. Общая величина прямых инвестиций в эти отрасли экономики составила 2 530 млн. долл., или 80,8% от совокупного объема прямых иностранных капиталовложений.
На долю топливной промышленности по итогам 9 месяцев 1999 г. пришлось 1 568 млн. долл. или 24,2% иностранных вложений в российскую промышленность. В текущем году начата разработка проектов "Сахалин-3" и "Сахалин-4". Проект "Сахалин-3" направлен на освоение Аяшского и Восточно-Топинского нефтегазоносных месторождений. Иностранным партнером российской компании "Роснефть" по этому проекту выступила компания Exxon (ее доля в создающемся совместном предприятии будет составлять 66,6%). Объем инвестиций по проекту оценивается в размере 37,1 млрд. долл. В рамках проекта "Сахалин-4" предполагается освоение Астрахановского газоконденсатного месторождения. Партнером НК "Роснефть" по этому проекту выступает компания Arco (49% акций создающегося предприятия). Объем необходимых капиталовложений в проект оценивается на уровне 2,5 млрд. долл. Реализовать проекты "Сахалин-3" и "Сахалин-4" предполагается в течение шести лет.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в целом экономическая среда характеризуется как умеренно благоприятная. Это подтверждается прогнозируемыми изменениями основных макроэкономических показателей, относительно низкими ставками кредитов. Вместе с тем, привлечение иностранных инвестиций остается больным местом отечественной экономики. Таким образом, при разработке финансовой стратегии необходимо учитывать все рассмотренные выше факторы. Рассмотрим теперь, какое место занимает финансовая стратегия в общей стратегии предприятия.
1.2. Место финансовой стратегии в общей стратегии предприятия
Выработка стратегии развития предприятия обеспечивает эффективное распределение и использование всех ресурсов: материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий и на этой основе – устойчивое положение предприятия на рынке в конкурентной среде.
В этой связи, в первую очередь необходим переход от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов.
Выработка стратегии предприятия осуществляется на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления предприятием, а также анализа его сильных и слабых сторон (рис. 8) [4, 26].
Поведение на рынке
Формирование стратегии поведения на рынке включает определение следующих параметров [18]:
· регион или территория, на которую направлен сбыт, степень географической дифференциации сбыта;
· доля рынка, которую предполагается занять;
· группа потребителей, на которую направлен сбыт;
· определение связи "продукт - рынок" в качестве основы концепции маркетинга (выбор между дифференциальным и нишевым маркетингом);
· базовая ценовая стратегия (лидерства по издержкам, дифференциации, ниши и т.д.);
· выбор вида стратегии деятельности предприятия (стратегия конкуренции, стратегия расширения рынка и т.п.);
· квалификация и практический опыт персонала, необходимый для успешной конкурентной борьбы;
· необходимость кооперации.
Рис. 8. Процесс выработки стратегии предприятия
Внутренняя структура предприятия
В соответствии с выбранной стратегией рыночного поведения определяется взаимоувязанная система принципов внутренней структуры предприятия, которая состоит из [14]:
· снабженческо-сбытовой политики (выбор маркетинговой стратегии и тактики на всем протяжении от появления продукции до ее продажи, послепродажного обслуживания, мониторинге оперативной информации о рынке, переход на прямые поставки продукции, создание сбытовой сети);
· производственно-технологической и инновационной политики (минимизация издержек производства, приведение качества продукции в соответствие с запросами потребителей, создание оптимальной системы обеспечения сервисных служб, повышение конкурентоспособности на базе усовершенствования производимой продукции и действующей технологии производства, создание принципиально новых продуктов и производств);
· ценовой политики (установление цен в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и наивысшего возможного уровня прибыльности операций);
· кадровой политики и управления персоналом (формирование идеологии и принципов кадровой работы, планирование, привлечение, отбор и высвобождение персонала, организация работ и руководство персоналом, повышение квалификации и подготовка персонала, внедрение системы стимулирования его деятельности, развитие социального партнерства).
· финансовой политики (стратегии), которая состоит из [31]:
¨ кредитной стратегии (анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала), управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учетной и налоговой политики, контроль и управление издержками);
¨ инвестиционной стратегии (определение общего объема инвестиций предприятия, способов рационального использования накоплений, сочетания различных направлений финансирования, размещение мобилизованных средств);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16