2) присутствие рациональной системы регулирования банковской деятельности и практики осуществления банковского надзора, системы оценки деятельности кредитных организаций, обеспечение открытости деятельности кредитных организаций;
3) повышение качества корпоративного управления кредитными организациями, развитие и повышение роли систем внутреннего контроля, достижение должного уровня прозрачности системы корпоративного управления, которая должна обеспечивать всем категориям заинтересованных пользователей, своевременное и точное раскрытие предусмотренной законодательством информации по вопросам деятельности кредитной организации, включая данные о ее финансовом положении, структуре собственности и управления;
4) регулирование антимонопольного фактора в системе кредитных учреждений в соответствии с количественными ориентирами;
5) укрепление устойчивости банковского сектора, исключающее возможность возникновения системных банковских кризисов;
6) повышение качества осуществления банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения, предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции;
7) укрепление доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь, населения;
8) усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
9) предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности.
10) оптимальные объемы сбережений, привлекаемые кредитными организациями (в виде доли от общего объема сбережений в экономике);
11) устойчивое развитие территориальной банковской сети, способной обеспечить достаточный уровень предоставления базовых банковских услуг для основных клиентов.
Степень удовлетворения развития кредитной системы каждому из перечисленных критериев целесообразно определять по соответствующим количественным показателям. В случае если развитие системы по каким-либо критериям является недостаточным, необходимы вмешательство и помощь государства по достижению требуемого уровня.
Во второй главе «Эффективность кредитной системы республики Казахстан» автором подробно исследованы этапы формирования казахстанской кредитной системы, рассмотрено современное состояние и проведен анализ проблем институциональной структуры финансово-кредитной системы Казахстана, а также дана оценка эффективности правового обеспечения и регулирования деятельности кредитной системы.
В процессе проводимого исследования автор пришел к выводу о создании в Казахстане фактически заново двухуровневой банковской системы, в определенной степени отвечающей современным требованиям. Неизмеримо повысилась роль Национального банка. Проводимая им самостоятельная денежно-кредитная политика учитывала экономические реалии последних лет и была адекватна им. Одно из самых существенных достижений этой политики – остановка гиперинфляции, а как свидетельствует мировой опыт, стабильность стоимости денег в долгосрочном плане является решающей предпосылкой эффективного функционирования экономики и, тем самым, успешного экономического роста и высокой занятости населения.
Немалую роль в укреплении банковской системы сыграло развитие межбанковского денежного рынка, позволившее банкам организованно удовлетворять свои краткосрочные потребности в ликвидности или продавать временно свободные ресурсы. Значительное влияние на повышение качества услуг оказало присутствие на финансовом рынке страны банков с иностранным капиталом.
Создание финансового рынка означало принципиальное изменение роли кредитных институтов в управлении экономикой и повышение значения кредита в системе экономических отношений. Однако по-прежнему более предпочтительным для банков второго уровня оставались вложения средств в государственные ценные бумаги и операции с иностранной валютой, так как при этом обеспечивался гарантированный безрисковый доход. Несмотря на то, что кредитование реального сектора является более доходным по сравнению с доходностью ценных бумаг, тенденция роста долгосрочных кредитов имела ярко выраженный характер. Во многом этому способствовали меры, предпринятые Национальным банком по уменьшению доли государства в банковском капитале и ужесточение требований к открытию, лицензированию и внутреннему контролю банков. Такая политика по оздоровлению банковской системы позволила повысить уровень капитализации банков, несмотря на ускорившийся процесс ликвидации наименее слабых.
На развитие и улучшение качества банковских услуг значительное влияние оказало совершенствование платежной системы страны. По оценкам зарубежных экспертов, Казахстану удалось создать одну из лучших платежных систем в странах СНГ, которая отвечает общемировым критериям. Она позволила до минимума сократить объем денег, необходимый в расчетах, и увеличить их оборачиваемость.
Динамику относительных показателей, характеризующих роль банковского сектора в экономике Казахстана можно представить следующей таблицей (таблица 1).
Таблица 1.
Роль банковского сектора в экономике
Динамика относительных показателей |
01.01.02 |
01.01.03 |
01.01.04 |
01.09.04 |
ВВП, млрд. тенге |
3 250,6 |
3 747,2 |
4 449,8 |
4 835,96 |
Отношение активов к ВВП, % |
25,1 |
30,6 |
37,7 |
45,1 |
Отношение ссудного портфеля к ВВП, % |
15,9 |
19,1 |
24,4 |
31,6 |
Отношение собственного капитала к ВВП, % |
3,8 |
4,3 |
5,2 |
6,0 |
Отношение депозитов клиентов к ВВП, % |
15,0 |
18,6 |
21,8 |
26,9 |
Особо следует отметить, что по состоянию на 1 октября 2004 года 15 банков находятся в процессе принудительной ликвидации по решению суда. В октябре 2004 года получен приказ Министерства юстиции о регистрации принудительной ликвидации акционерного банка «BSB-Bank».
Как отмечалось ранее, важнейшее место в финансово-кредитной системе Казахстана занимают небанковские организации, которые осуществляют отдельные виды банковских операций, но выступают в качестве кредитных товариществ и организаций.
Таким образом, современный этап развития финансово-кредитной системы республики Казахстан характеризуется интенсивным стратегически ориентированным направлением совершенствования имеющейся структуры, внедрением новых механизмов регулирования финансового рынка и оптимизации общеэкономической ситуации.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день существует и множество проблем в формировании и развитии финансово-кредитной системы республики Казахстан.
По мнению диссертанта, главные риски для казахстанской финансово-кредитной системы кроются в том, что банковская система Казахстана слишком велика для страны с населением в 15 миллионов человек. Кроме того, уровень кредитоспособности банков Казахстана по-прежнему сдерживается слабой прозрачностью структуры собственности, ограниченной диверсификацией деятельности, относительно нереструктурированным корпоративным сектором, высокой степенью концентрации ссуд по отраслям и отдельным заемщикам и значительной долей кредитования в иностранной валюте. К тому же, вызывает озабоченность усиливающаяся экспансия банков Казахстана на другие рынки стран СНГ с более высоким уровнем рисков, главным образом, в Россию и Киргизию.
Кроме того, в то время как банковская система Казахстана является в целом действующей, существуют значительная разница в функционировании банков, разница между тенге и ликвидностью иностранной валюты, которая имеет важное значение. Небольшие банки зачастую сталкиваются с трудностями при привлечении депозитов. Они не имеют доступа к международным банкам, а также им не предоставляются необеспеченные ограничения от более крупных банков на межбанковском рынке.
Также в качестве основных проблем финансово-кредитной системы республики Казахстан можно выделить:
– неоптимальную стратегию управления рисками в банковском секторе;
– присутствие теневых капиталов в банках;
– несовершенное правовое регулирование деятельности организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;
– отсутствие механизмов государственной поддержки в развитии организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, и микрокредитных организаций;
– отсутствие государственной программы микрокредитования, а также обучения и консультационной помощи по ведению малого бизнеса и микрокредитования;
– отсутствие единой государственной политики в области обязательного и экологического страхования, направленной на всемерное использование потенциала страховой системы как одного из механизмов устойчивого развития промышленности республики;