В настоящее время туризм классифицируется:
По целям: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровительный; самодеятельный, в том числе с активными способами передвижения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; религиозный; учебный и др.;
по степени мобильности: передвижной; стационарный; смешанный;
по форме участия: индивидуальный; групповой; семейный;
по возрасту: зрелый; молодежный; детский; смешанный; по продолжительности: однодневный; многодневный; транзитный;
по использованию транспортных средств: автомобильный; железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный;
по сезонности: активный туристский сезон, межсезон (полусезон), несезон;
по географии: межконтинентальный; международный (межрегиональный); региональный; местный; приграничный;
по способу передвижения: пешеходный; с использованием традиционных транспортных средств; с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан).
Международный туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться.
Туристические услуги в международном товарообороте выступают как "невидимый" товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристических услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты. Иностранные туристы пользуются услугами, предоставляемыми предприятиями туристской индустрии страны назначения. Кроме того, они потребляют или покупают и вывозят в качестве сувениров определенное количество товаров, приобретаемых в стране посещения за иностранную валюту.
Международный туризм как одна из форм международных экономических отношений приобрел в современных условиях огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами.
Для международного туризма характерны быстрый рост числа туристов и резкое увеличение денежных поступлений. Если в 1950г. туристским оборотом было охвачено 25 млн. человек, в 1960г. - 71 млн. чел., то 1982г. это число возросло до 280 млн. чел., в 1988г.- до 400 млн. чел., в настоящее время перешло за 500 млн человек. Международный туризм стал важным источником валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран. В ряде стран поступления от туризма составляют существенную часть валютных поступлений страны. Например, удельный вес доходов от иностранного туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг составляет более Э5% - в Испании, Австрии, Греции; около 20% - в Португалии, 10-12% в Швейцарии и Италии, 52% - на Кипре. В большинстве развивающихся стран на долю иностранного туризма приходится 10-15% доходов от экспорта товаров и услуг (Индия, Египет, Перу, Парагвай, Коста-Рика). В ряде стран этот показатель значительно выше: в Колумбии он составляет 20%, Ямайке - 30%, Панаме - 55%, на Гаити свыше 70%.
Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристского рынка и 60% валютных поступлений. Примерно 20% падают на Америку, менее 10% - на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.
В классификации Всемирной туристской организации выделяются страны, являющиеся в первую очередь странами-поставщиками туристов, и страны, являющиеся в первую очередь принимающими странами. К странам-поставщикам туристов относятся США, Бельгия, Дания, ФРГ, Голандия, Новая Зеландия, Швеция, Австралия, Канада, Англия. К принимающим туристов странам относятся Австрия, Италия, Швейцария, Франция, Кипр, Греция, Мексика, Португалия, Испания, Турция.
Виды туристских услуг, предлагаемых в качестве товара на капиталистическом рынке, довольно разнообразны. К ним относится:
- услуги по размещению туристов ( в гостиницах, мотелях, пансионатах, кемпингах, боатингах);
- услуги по перемещению туристов до страны назначения и по стране различными видами пассажирского транспорта;
- услуги по обеспечению туристов питанием (в ресторанах, кафе, барах, тавернах, кафетериях, пансионатах);
- услуги, направленные на удовлетворение культурных потребностей туристов (посещение театров, концертных залов, музеев, картинных галерей, природных и исторических заповедников, памятников истории и культуры, фестивалей, спортивных соревнований);
- услуги, направленные на удовлетворение деловых интересов туристов (участие в конгрессах, симпозиумах, научных конференциях, ярмарках и выставках);
- услуги торговых предприятий (продажа сувениров, подарков, открыток, диапозитивов);
- услуги по оформлению документации(паспорта, визы и др.). Туристу могут быть предоставлены либо определенные виды услуг по его выбору, либо полный полный комплекс услуг. Полный комплекс услуг может предоставляться путем продажи так называемых инклюзив-туров (inclusive tour) или пэкидж-туров (packade tour).
3. Цели и основные принципы реализации национальной экспортной политики Республики Беларусь.
Повышение жизненного уровня населения, увеличение возможностей развития человека и оздоровление нации, провозглашенное в Концепции социально- экономического развития Республики Беларусь до 2015 года, может быть обеспечено лишь в условиях перехода к устойчивому экономическому росту. На 2002 - 2007 годы планируется обеспечить прирост ВВП на 20 - 25%, что при сохраняющейся высокой импортоемкости производства требует, во-первых, адекватного роста валютных поступлений для оплаты критического импорта. Второе, необходимое условие роста ВВП - сохранение и укрепление конкурентных позиций, что потребует замены и модернизации существующих технологий. Для технологической модернизации в период с 2002 по 2007 годы инвестиционный импорт должен ежегодно составлять не менее 2 млрд.дол. Обеспечить такой прирост только за счет прямых иностранных инвестиций и продажи части госсобственности нереально. Необходим опережающий прирост стоимостного объема экспорта товаров и услуг по сравнению с ростом ВВП и направление на инвестиционный импорт до трети экспортной выручки. Исходя из этого, была определена главная цель: обеспечить прирост экспорта не менее чем на 5,6% в год, т.е. на 30 - 32% за период с 2002 по 2007 годы в первом варианте, и на 9,6% в год, т.е. на 74 - 75% во втором варианте.
Высокий рост инвестиционного импорта, увязанный с приростом экспорта, позволит также получить выгоды от участия в международном разделении труда, облегчит выход на новые рынки, даст экономию от роста масштабов производства.
Расширение экспорта, причем экспорта промышленного, для Республики Беларусь - цель, требующая колоссальных усилий всех субъектов хозяйствования и внешнеторговых организаций. Достичь ее возможно только путем реализации широкомасштабных, охватывающих всю экономику мероприятий, а также внешнеполитических и внешнеэкономических действий государства. Государственные мероприятия направлены на решение четырех важнейших проблем:
создание макроэкономической среды (включая валютно-финансовую и денежно-кредитную системы), благоприятствующей развитию экспорта;
создание на уровне предприятий микроэкономических условий по укреплению конкурентоспособности продукции;
создание развитой системы экспортного кредитования, в том числе зарубежных покупателей белорусской продукции и страхования связанных с этим рисков;
создание системы быстрой адаптации экспортеров к изменениям на международных рынках.
Внешнеэкономические мероприятия направлены на решение главной задачи - создание благоприятной среды для продвижения белорусских товаров на внешние рынки (политико-дипломатическая поддержка, интеграция в международные торговые союзы, создание товаропроводящих и рекламно-маркетинговых сетей, платежных систем).
Обеспечение ежегодного опережающего по сравнению с ВВП прироста экспорта требует активизации внешнеэкономической политики государства, частью которой является экспортная политика, представляющая собой комплекс политических, экономических и организационных мер с целью повышения международной конкурентоспособности.
Стратегическими принципами национальной экспортной политики являются:
суверенитет при открытости экономики и полномасштабной интеграции Республики Беларусь в мировую экономику;
многовекторность и экономическая целесообразность внешней торговли при всемерном развитии интеграционных процессов в Союзном государстве Беларуси и России, а также в рамках СНГ;
выход на новые международные рынки и диверсификация структуры экспорта на традиционных рынках;
перевод внешней торговли Республики Беларусь на систему принципов и механизмов ВТО с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой;
защита интересов и обеспечение равных условий функционирования на мировом рынке для государственных и частных экспортеров;
преобладание экономических методов и механизмов над административными в области внешнеторгового регулирования;
сохранение и наращивание в экспорте доли промышленной продукции и услуг (транспортных, туристических, финансовых);
увеличение в экспортной продукции национальной добавленной стоимости путем снижения импортоемкости (энергоемкость, материалоемкость) и рационального импортозамещения;
повышение удельного веса в экспорте наукоемких и инновационных товаров;
совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций для наращивания экспортного потенциала;
повышение роли регионов в развитии экспортного производства и прямого товарооборота с регионами различных государств.
В краткосрочной перспективе (ближайшие 2 года) экспортная политика направлена на оптимизацию экспортных цен и потоков на основе эффективного использования имеющихся возможностей с учетом мировой конъюнктуры и постепенного создания базы для наращивания экспорта в последующие годы. Не должны допускаться методы количественного ограничения экспортных процессов органами государственной власти, которые могут вводиться только в исключительных случаях при обеспечении национальной экономической безопасности Республики Беларусь и выполнении международных обязательств.
Повышение валютной эффективности экспорта должно обеспечиваться:
стабилизацией валютного рынка (за счет введения единого курса валюты, отмены ограничений в оплате экспорта и импорта в белорусских рублях и т.д.);
стимулирующей экспортеров налоговой и тарифной политикой, обеспечивающей свободный доступ к импортным ресурсам, материалам и комплектующим по минимально возможным ценам;
присоединением (в тандеме с Россией) к ВТО и снижением тарифных пошлин и нетарифных барьеров;
за счет международной сертификации и внедрения систем технического, фармакологического, санитарного, ветеринарного, экологического, фитосанитарного контроля экспортной продукции на основе международных стандартов, правил и обычаев.
Список использованной литературы.
1. Войтиков А.Д. «Внешнеэкономическая деятельность», уч.пособие, Минск, ОДО «Ровноденствие», 2005г.
2. Прокушев Е.Ф. «Внешнеэкономическая деятельность», уч.пособие, М – 2005г.