Формы сотрудничества и органы управления внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь

В настоящее время туризм классифицируется:

По целям: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровитель­ный; самодеятельный, в том числе с активными способами передви­жения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыж­ный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; рели­гиозный; учебный и др.;

 по степени мобильности: передвижной; стационарный; смешан­ный;

 по форме участия: индивидуальный; групповой; семейный;

 по возрасту: зрелый; молодежный; детский; смешанный; по продолжительности: однодневный; многодневный; транзитный;

 по использованию транспортных средств: автомобильный; желез­нодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; ком­бинированный;

по сезонности: активный туристский сезон,  межсезон (полусезон), несезон;

 по географии: межконтинентальный; международный (межрегио­нальный); региональный; местный; приграничный;

 по способу передвижения: пешеходный; с использованием традиционных транспортных средств; с использованием экзотических ви­дов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздуш­ный шар, дельтаплан).

 Международный туризм оказывает влияние на развитие как от­дельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расши­рения международной торговли и иных форм международных эко­номических отношений, повышения уровня культуры и образова­ния международный туризм также будет развиваться.

Туристические услуги  в международном  товарообороте выступают как "невидимый"  товар. Характерной  особенностью и  своеобразным достоинством туристических  услуг как  товара  является  то,  что значительная  часть   этих  услуг   производится  с  минимальными затратами на  месте и, как правило, без использования иностранной валюты. Иностранные туристы пользуются услугами, предоставляемыми предприятиями туристской индустрии страны назначения. Кроме того, они потребляют  или  покупают  и  вывозят  в  качестве  сувениров определенное количество товаров, приобретаемых в стране посещения за иностранную валюту.

Международный туризм как одна из форм международных экономических отношений  приобрел в современных условиях огромные масштабы и стал оказывать  существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами.

Для  международного  туризма  характерны  быстрый  рост  числа туристов и  резкое увеличение денежных поступлений. Если в 1950г. туристским оборотом  было охвачено 25 млн. человек, в 1960г. - 71 млн. чел.,  то 1982г.  это число  возросло до  280 млн.  чел.,  в 1988г.- до  400 млн.  чел., в  настоящее время перешло за 500 млн человек. Международный  туризм стал  важным  источником  валютных поступлений для  многих развитых  и развивающихся  стран. В  ряде стран  поступления   от  туризма  составляют  существенную  часть валютных поступлений  страны. Например,  удельный вес  доходов от иностранного  туризма  в  общей  сумме  поступлений  от  экспорта товаров и  услуг составляет  более  Э5%  -  в  Испании,  Австрии, Греции; около  20% -  в Португалии,  10-12% в Швейцарии и Италии, 52% -  на  Кипре.  В  большинстве  развивающихся  стран  на  долю иностранного  туризма   приходится  10-15%  доходов  от  экспорта товаров и  услуг (Индия,  Египет, Перу,  Парагвай, Коста-Рика). В ряде стран  этот  показатель  значительно  выше:  в  Колумбии  он составляет 20%, Ямайке - 30%, Панаме - 55%, на Гаити свыше 70%.

Наибольшее   развитие    международный   туризм    получил   в западноевропейских странах.  На  долю  этого  региона  приходится свыше 70%  мирового туристского рынка и 60% валютных поступлений. Примерно 20%  падают на  Америку, менее  10% -  на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.

В классификации  Всемирной туристской  организации  выделяются страны,  являющиеся в  первую   очередь   странами-поставщиками туристов, и  страны, являющиеся  в  первую  очередь  принимающими странами. К  странам-поставщикам туристов относятся США, Бельгия, Дания, ФРГ,  Голандия, Новая Зеландия, Швеция, Австралия, Канада, Англия. К принимающим туристов странам относятся Австрия, Италия, Швейцария, Франция,  Кипр, Греция,  Мексика, Португалия, Испания, Турция.

Виды туристских  услуг,  предлагаемых  в  качестве  товара  на капиталистическом рынке, довольно разнообразны. К ним относится:

- услуги  по размещению  туристов  (  в  гостиницах,  мотелях, пансионатах, кемпингах, боатингах);

- услуги  по перемещению  туристов до  страны назначения  и по стране различными видами пассажирского транспорта;

- услуги по обеспечению туристов питанием (в ресторанах, кафе, барах, тавернах, кафетериях, пансионатах);

- услуги, направленные на   удовлетворение   культурных потребностей  туристов (посещение  театров, концертных залов, музеев, картинных галерей, природных и исторических заповедников, памятников истории   и   культуры, фестивалей,   спортивных соревнований);

-  услуги, направленные  на удовлетворение  деловых интересов туристов  (участие   в   конгрессах,    симпозиумах,    научных конференциях, ярмарках и выставках);

- услуги  торговых предприятий  (продажа сувениров,  подарков, открыток, диапозитивов);

- услуги по оформлению документации(паспорта, визы и др.). Туристу могут  быть предоставлены либо определенные виды услуг по его выбору, либо полный полный комплекс услуг. Полный комплекс услуг  может   предоставляться  путем продажи  так   называемых инклюзив-туров (inclusive tour) или пэкидж-туров (packade tour).

3.                Цели и основные принципы реализации национальной  экспортной политики Республики Беларусь.

Повышение  жизненного уровня населения,  увеличение  возможностей развития человека и оздоровление   нации,   провозглашенное  в  Концепции  социально- экономического развития Республики Беларусь  до 2015 года, может быть обеспечено лишь в условиях перехода к устойчивому экономическому росту. На 2002 - 2007 годы планируется обеспечить прирост ВВП на 20 - 25%,  что  при  сохраняющейся высокой импортоемкости  производства  требует,  во-первых,  адекватного  роста  валютных поступлений для оплаты критического импорта. Второе,  необходимое  условие роста ВВП  -  сохранение  и  укрепление  конкурентных позиций, что потребует замены  и модернизации существующих технологий.  Для технологической модернизации в период с 2002 по 2007 годы инвестиционный импорт   должен  ежегодно  составлять  не менее  2  млрд.дол.  Обеспечить  такой прирост только за счет прямых иностранных инвестиций  и продажи части госсобственности  нереально.   Необходим  опережающий прирост стоимостного объема экспорта товаров и услуг по сравнению с ростом ВВП и направление на  инвестиционный  импорт  до  трети  экспортной выручки. Исходя из этого, была определена главная цель:  обеспечить  прирост  экспорта  не менее чем на 5,6% в год, т.е. на 30 - 32% за период с 2002 по 2007 годы в первом варианте, и на 9,6% в год, т.е. на 74 - 75% во втором варианте.

Высокий  рост  инвестиционного  импорта,  увязанный  с  приростом  экспорта, позволит  также  получить  выгоды от участия в международном  разделении  труда, облегчит выход на новые рынки, даст экономию от роста масштабов производства.

Расширение экспорта, причем  экспорта промышленного, для Республики Беларусь -  цель,  требующая  колоссальных  усилий   всех   субъектов   хозяйствования  и внешнеторговых   организаций.   Достичь  ее  возможно  только  путем  реализации широкомасштабных,   охватывающих   всю экономику мероприятий, а также внешнеполитических и внешнеэкономических действий  государства. Государственные мероприятия направлены на решение  четырех  важнейших проблем:

    создание макроэкономической среды (включая валютно-финансовую и денежно-кредитную системы), благоприятствующей развитию экспорта;

    создание  на  уровне предприятий микроэкономических  условий  по  укреплению конкурентоспособности продукции;

    создание развитой  системы  экспортного кредитования, в том числе зарубежных покупателей белорусской продукции и страхования связанных с этим рисков;

    создание системы быстрой адаптации экспортеров к изменениям на международных рынках.

Внешнеэкономические мероприятия  направлены  на  решение  главной задачи  -  создание  благоприятной среды для продвижения белорусских товаров на внешние рынки (политико-дипломатическая  поддержка,  интеграция в международные торговые  союзы,  создание  товаропроводящих  и  рекламно-маркетинговых   сетей, платежных систем).

Обеспечение  ежегодного  опережающего  по  сравнению с ВВП прироста экспорта          требует активизации внешнеэкономической политики  государства, частью которой является экспортная политика, представляющая  собой  комплекс  политических, экономических   и  организационных   мер   с   целью   повышения   международной конкурентоспособности.

Стратегическими  принципами  национальной  экспортной политики являются:

суверенитет при открытости экономики и полномасштабной интеграции Республики Беларусь в мировую экономику;

    многовекторность  и  экономическая  целесообразность  внешней  торговли  при всемерном развитии интеграционных процессов  в  Союзном  государстве  Беларуси и России, а также в рамках СНГ;

    выход на новые международные рынки и диверсификация структуры экспорта  на традиционных рынках;

    перевод  внешней   торговли  Республики  Беларусь  на  систему  принципов  и механизмов  ВТО  с  использованием   протекционистских   мер  в  соответствии  с международной практикой;

    защита  интересов и обеспечение равных условий функционирования  на  мировом рынке для государственных и частных экспортеров;

    преобладание  экономических  методов  и  механизмов  над административными в области внешнеторгового регулирования;

    сохранение  и  наращивание в экспорте доли промышленной  продукции  и  услуг (транспортных, туристических, финансовых);

    увеличение в экспортной  продукции  национальной добавленной стоимости путем снижения импортоемкости (энергоемкость,  материалоемкость)   и   рационального импортозамещения;

    повышение удельного веса в экспорте наукоемких и инновационных товаров;

    совершенствование  правовых  условий,  механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций  для  наращивания  экспортного потенциала;

    повышение  роли  регионов  в  развитии  экспортного  производства  и прямого товарооборота с регионами различных государств.

В  краткосрочной  перспективе (ближайшие 2 года)  экспортная  политика направлена  на  оптимизацию  экспортных  цен  и потоков на  основе  эффективного использования имеющихся возможностей с учетом мировой конъюнктуры и постепенного создания базы для наращивания экспорта в последующие годы. Не должны допускаться методы количественного ограничения экспортных процессов органами государственной власти, которые могут вводиться только в исключительных  случаях при обеспечении национальной  экономической  безопасности  Республики  Беларусь   и   выполнении международных обязательств.

Повышение валютной эффективности экспорта должно обеспечиваться:

    стабилизацией валютного рынка (за счет введения единого курса валюты, отмены ограничений в оплате экспорта и импорта в белорусских рублях и т.д.);

    стимулирующей  экспортеров  налоговой  и  тарифной политикой, обеспечивающей свободный доступ к импортным ресурсам, материалам  и комплектующим по минимально возможным ценам;

    присоединением  (в тандеме с Россией) к ВТО и снижением  тарифных  пошлин  и нетарифных барьеров;

    за  счет  международной   сертификации   и  внедрения  систем  технического, фармакологического, санитарного, ветеринарного,  экологического, фитосанитарного контроля  экспортной  продукции  на основе международных  стандартов,  правил  и обычаев.

Список использованной литературы.

1.                 Войтиков А.Д. «Внешнеэкономическая деятельность», уч.пособие, Минск, ОДО «Ровноденствие», 2005г.

2.                 Прокушев Е.Ф. «Внешнеэкономическая деятельность», уч.пособие, М – 2005г.



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать