Функции Центрального Банка РФ

Резервный фонд создается банками для покрытия убытков и потерь, возникающих в результате их деятельности. Минималь­ный размер резервного фонда определяется уставом банка, но не может составлять менее 15% величины уставного капитала. Размер ежегодных отчислений в резервный фонд, предусматри­ваемый уставом кредитной организации, должен составлять не менее 5% от чистой прибыли до достижения им минимальной установленной уставом величины.

Направления деятельности коммерческих организаций. Спектр услуг, представляемых российскими банками своим клиентам, постоянно расширяется, хотя пока и не достиг уровня государств с развитой рыночной экономикой. Отечественные бан­ки предоставляют расчетно-кассовые услуги, аккумулируют свободные средства предприятий и населения, предоставляют кредиты, осуществляют валютные операции и являются аген­тами валютного контроля, проводят операции с драгоценными металлами и доверительные операции. Новыми для отечественных коммерческих банков являются два последних направ­ления деятельности.

Коммерческие банки РФ получили право на совершение целого ряда операций с драгоценными металлами:

•  покупать и продавать как за свой счет, так и за счет кли­ентов;

•   привлекать во вклады (до востребования и на определен­ный срок);

•  размещать от своего имени и за свой счет на депозитные счета в других банках и предоставлять займы в драгоценных металлах;

•   предоставлять и получать кредиты в рублях и валюте под залог драгоценных металлов;

•   оказывать услуги по хранению и перевозке драгоценных металлов при наличии сертифицированного хранилища.

Однако на практике развитие получили только продажа и покупка драгоценных металлов, хранение и перевозка, а так­же выдача кредитов под залог металлов. При этом если доста­точно большое количество банков свободно продает золотые слитки, то только единицы потом выкупают их у лиц, ранее приобретших.

По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Переход имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. В настоящее время только кредитные организации, полу­чившие лицензию в ЦБ РФ, и профессиональные участники рынка ценных бумаг могут получать в доверительное управление денежные средства.

Договор доверительного управления может предусматривать управление имуществом без объединения имущества данного учредителя в единый имущественный комплекс с имуществом других лиц — индивидуальный договор доверительного управле­ния или с объединением — общий фонд банковского управления.

Общий фонд банковского управления (ОФБУ) — это имущест­венный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления. Юридическое или физическое лицо, передавшее свои денежные средства (или ценные бумаги) в доверительное управление банку, называется учредителем управления ОФБУ, Это лицо получает сертификат долевого участия — документ, свидетельствующий о факте передачи имущества в доверительное управление и размере доли учредителя в составе ОФБУ.

Каждому ОФБУ соответствует своя инвестиционная декларация — документ, содержащий информацию о доле каждого вида ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.п.), входящих в портфель инвестиций ОФБУ, доле средств, размещаемых в валютные ценности, об отраслевой диверсификации вложений. Банк обязан зарегистрировать ОФБУ в территори­альном учреждении ЦБ.

В условиях значительной нестабильности отечественной банковской системы и многочисленных банкротств российских банков важным является развитие  системы страхования депозитов и вкладов населения.

В настоящее время практически все развитые и многие раз­вивающиеся страны защищают вкладчиков. Существует две принципиальные модели гарантирования вкладов, (остальные являются их разновидностями); Первая, американская, предусматривает создание особого государственного (или контроли­руемого государством) органа, участие кредитных организаций, и совместное финансирование системы гарантий, как за счет взно­сов банков, так и государственных средств. Вторая модель - германская. Управление системой гарантий осуществляют сою­зы кредитных организаций. Участие в ней формально добровольное, и государственное финансирование отсутствует.

Российские и западные экономисты не однозначно относятся к системе обязательного страхования вкладов. Одни из них полагают, что подобный институт уравнивает между собой сильные и слабые банки в глазах вкладчиков и тем самым пре­пятствует действию рыночных механизмов. Другие полагают, что на стадии становления рыночной банковской системы по­добная мера необходима.

Банки в местах своей работы по приему и выдаче средств должны предоставлять для общего обзора бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, адаптированный для восприятия рядовыми клиентами банка. Должны быть доступны для ознакомления аудиторское заключение по отчету за последний год и информация о том, по какому адресу можно ознакомиться с развернутыми формами бухгалтерского баланса (по счетам 2-го порядка) и отчета о прибылях и убытках. Информация о состоянии бухгалтер­ских счетов (баланс) должна обновляться ежемесячно.

Коммерческие банки должны ежегодно по итогам года про­ходить аудиторскую проверку и публиковать в открытой печати баланс по сокращенной форме, определенной ЦБ РФ, отчет о прибылях и убытках.

Расчетное обслуживание. Расчетные услуги -- это услуги по осуществлению расчетных операций через расчетные сети, yчастником которых является коммерческий банк в соответствии с используемом технологией расчетов. Каждый коммерческий банк обязательно является участником как минимум одной расчетной сети — сети ЦБ РФ. Проведение расчетов предполагает прием расчетных документов от плательщиков, их обработку, пересылку, доведение средств до конечного получателя, зачис­ление их на счет в банке и выдачу выписок о состоянии счета его владельцу.

Для проведения расчетов предприятия и организации открывают в банке расчетные или текущие счета. Эти счета предназначаются и используются для зачисления выручки от реализа­ции продукции (работ и услуг), учета своих доходов от внерелизационных операций, сумм полученных кредитов и иных поступлений, осуществления расчетов с поставщиками, бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, с рабочими и служащими по заработной плате и другим выплатам, а также для платежей по решениям судов и других органов, имеющих право принимать решения о взыскании средств со счетов юри­дических лиц в бесспорном порядке.

Предприятия имеют право открывать любое количество рас­четных счетов в любых банках, которые предоставляют расчет­но-кассовые услуги. Для открытия расчетного (текущего) счета необходимо заключить с банком договор банковского счета. По договору банковского счета банк обя­зуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять рас­поряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Банк обязан заключить договор бан­ковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленным в соответствии с ним банков­скими правилами.

Банк обязан зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета. Банк обязан по распоряжению клиента выдавать или пере­числять со счета денежные средства клиента не позже дня, сле­дующего за днем поступления в банк соответствующего платеж­ного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета. Банк, если у него отсутствуют средства для выполнения поручения клиента, должен в течение следующего дня сообщить клиенту о помещении переданных расчетных документов в картотеку неоплаченных документов. В свою очередь клиент имеет право отозвать эти документы.

Для открытия расчетного (текущего счета) в банк предос­тавляется комплект документов, к которым, в частности, отно­сятся: заявление на открытие счета, свидетельство о государственной регистрации, копии учредительных документов, подтверждающих статус юридического лица, свидетельство о постановке на учет в налогом органе и др.

Закрытие расчетного (текущего) счета осуществляется на ос­новании расторжения, договора банковского счета, которое - по заявлению клиента в любой момент.

По требованию банка договор, может быть, расторгнут судом в следующих случаях: когда сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, окажется ниже минимального размера, преду­смотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупре­ждения, банка об этом; или при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором.

Кассовое обслуживание предполагает, что банк выдает и при­нимает от клиента Наличные деньги. Порядок и сроки сдачи на­личных денег устанавливаются банком каждому предприятию по согласованию с его руководителем, исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступле­ния их в кассы банка.

В кассах предприятия наличные деньги могут храниться в пределах лимитов, устанавливаемых банками по согласованию с руководителями предприятий ежегодно. Предприятия обязаны сдавать в банк все наличные деньги сверх установленных лими­тов. Исключения сделаны только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендий, которые могут на­ходиться в кассах предприятий не свыше трех рабочих дней (для Крайнего Севера — 5), включая день получения денег в банке.

Банки не реже одного раза в два года проверяют соблюдение порядка ведения кассовых операций своими клиентами*. Круг предприятий, подлежащих проверке, определяется руководите­лем банка в зависимости от объема налично-денежного оборота и имеющейся в банке информации о соблюдении предприятием порядка работы с денежной наличностью.

В ходе проверки рассматриваются:

1)  полнота оприходования денежной наличности, получен­ной в банке;

2)  полнота сдачи денег в кассу банка;

3)  соблюдение согласованных с банком условий расходова­ния поступивших в кассу наличных денег;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать