Второй причиной является то, что в основывающемся на разделении труда меновом хозяйстве деньги участвуют во всех операциях с товарами, услугами и имуществом в своей функции расчетной единицы, эквивалента стоимости и обменного средства. Использование денег в качестве средства обмена предполагает, что хозяйственные единицы готовы принимать предусмотренные законом платежные средства в обмен на товары и услуги. Как показывает опыт любой инфляции, это происходит тем в меньшей степени, чем ниже покупательная способность денег.
Стабильность денежной системы является также предпосылкой для работоспособной кредитной системы. Если между моментом получения кредита и моментом его возврата имела место инфляция, то кредитор получает обратно средства, обладающие меньшей покупательной способностью, чем в момент предоставления кредита, что имеет своим последствием снижение готовности к кредитованию. В то же время заемщик выигрывает в отношении покупательной способности. И наоборот в случае повышения стоимости денег выигрывает кредитор, а заемщик терпит убытки. Таким образом, денежный порядок имеет и социальное значение, а именно: кредиторы, заемщики и владельцы денег получают прибыли и несут убытки в зависимости от изменения денежной стоимости. Социальные трудности связаны в первую очередь с уменьшением денежной стоимости. Лица, получающие денежные доходы оказываются в проигрыше, если их доходы растут медленнее, чем уровень цен. Поэтому денежный порядок в конечном итоге оказывает влияние и на социальную обстановку.
Все это указывает на то, что создание и регулирование покупательной способности могут быть доверены лишь учреждению, которое не может извлечь для себя выгоды из денежной и кредитной политики, и не может понести от нее убытков, т.е. это учреждение не должно зависеть от правительства, но и не должно относиться к сфере частного банковского или кредитного дела. Поэтому самое важное учреждение для денежного порядка Германии – это Немецкий федеральный банк, а самый важный для денежного обращения закон – это закон о Немецком федеральном банке. Согласно этому закону «Немецкий федеральный банк обладает исключительным правом выпуска банкнот для области, которой касается действие этого закона… Они являются единственным неограниченным законным средством платежа». Границы денежной и кредитной политики, которую может проводить сам федеральный банк так же определены законом, где говорится, что Немецкий федеральный банк регулирует «на основе валютно-политических полномочий, предоставляемых ему, согласно данного закона, циркуляцию денег и кредитование экономики и обеспечивает через банки платежи внутри страны и за границей».
Несмотря на независимость Немецкого федерального банка, существует его тесная взаимосвязь с правительством Германии. Необходимость этого также описана в законе: «Немецкий федеральный банк должен консультировать правительство по вопросам, имеющим большое значение для валютной политики, и должен предоставлять ему информацию по его просьбе. Члены федерального правительства имеют право принимать участие в заседаниях совета центрального банка… Федеральное правительство должно привлекать президента Немецкого федерального банка к работе по обсуждению вопросов, имеющих значение для валютной политики». Валютную и кредитную политику банка определяет совет центрального банка. В настоящее время совет центрального банка состоит из 16 президентов центральных банков земель. Президент, вице-президент и члены директората назначаются федеральным президентом по предложению федерального правительства, причем правительство должно учесть мнение совета центрального банка. Обобщая вышесказанное можно назвать федеральный банк важнейшей политической инстанцией Германии наряду с парламентом и правительством. Ему поручено заботится о снабжении немецкой экономики деньгами и ее кредитовании. Тем самым он оказывает влияние на рынки, важнейшие для развития экономики – денежный рынок и рынок ссудного капитала.
В экономической системе, основанной на принци-пиальной свободе экономики, также невозможно отказаться от законодательного регулирования кредитного дела в связи с важностью сферы кредитования и теми опасностями, которые угрожают народному хозяйству при недостаточном надзоре за кредитованием. Эту функцию выполняет закон о кредитной системе. Он ограничивает свободу предпринимательства для кредитных институтов путем установления общих условий, за соблюдение которых несет ответственность федеральное ведомство надзора за кредитной системой, находящееся в Берлине. Ведомство выполняет следующие функции:
· Выдача и отмена разрешений на занятие банковским бизнесом;
· Контроль за предоставлением кредитов;
· Контроль над оснащенностью кредитных институтов основным капиталом и ликвидными средствами, а также разработка основных принципов определения оснащенности собственным капиталом и ликвидными средствами;
· Устранение в кредитной системе недостатков, «ставящих под угрозу сохранность имущественных ценностей, доверенных кредитным институтам, затрудняющих нормальное проведение банковских операций или способных вызвать серьезные негативные последствия для экономики в целом».
Вкратце кредитное дело Германии можно представить следующим образом: доминирующее положение занимают сберегательные кассы и кредитные банки. Лишь на шесть ведущих крупных банков приходится 9% суммы активов. Большинство банков являются универсальными, т.е. они осуществляют все виды банковских сделок и конкурируют с другими банками, как борясь за деньги вкладчиков, так и в плане достижения своих общих целей.
4.3. Финансовое законодательство.
Финансовое законодательство страны регулирует получение финансовых средств, распоряжение ими и распределение их между носителями государственной власти. В Германии эту функцию выполняет Основной закон. Он определяет разделение полномочий и задач между федерацией и землями и предусмотренное общинным законодательством земель разделение полномочий и задач между землями, районами и общинами, разделение средств, необходимых для решения государственных задач. Можно привести некоторые положения, относительно этой области:
· Федерация и земли по отдельности осуществляют расходы, необходимые для выполнения их задач;
· Если земли действуют по поручению федерации, то расходы, связанные с такой деятельностью несет федерация;
· Федеральные законы, предусматривающие денежные затраты, и устанавливающие, что часть расходов приходится на земли, нуждаются в одобрении со стороны бундесрата;
· Для предотвращения нарушения общехозяйст-венного равновесия, стимулирования экономического роста или выравнивания различий в уровне экономического развития федерация может предоставлять землям финансовую помощь;
· Федерация пользуется исключительным правом издания законов, регулирующие таможенные пошлины и финансовые монополии;
· Земли имеют право издания местных законов, предусматривающих взимание местных налогов;
· Федерация и земли совместно получают поступления от подоходного налога с оборота. Из поступлений от подоходного налога и корпорационного налога федерация и земли получают половину.
Такое распределение средств в силу различной ситуации в землях приводит к возникновению более или менее значительных различий в области доходов. Данные различия в свою очередь влекут за собой различную оснащенность земель коллективными благами. Эти различия не должны быть слишком большими, чтобы не возникало чрезмерно больших расхождений в возможностях граждан. Если различное распределение средств, то это достижимо только тогда, когда выровнены различия в финансовых возможностях отдельных земель и общин. Поэтому Основной закон предусматривает обеспечение специальным федеральным законом финансового выравнивания между более сильными или более слабыми в финансовом отношении землями, которое должно учитывать финансовые возможности и финансовые потребности земель.
Принятый в 1976 г. закон о способствовании стабильности и росту экономики обязует «учитывать при проведении мероприятий экономической и финансовой политики требования сохранения общехозяйственного равновесия. Данные мероприятия следует проводить таким образом, чтобы они в рамках рыночной экономики способствовали поддержанию стабильности уровня цен, высокой занятости и внешнеторговому равновесию при обеспечении постоянного и разумного экономического роста». Законом предоставляются инструменты воздействия, позволяющие противодействовать поведению земель и общин, нарушающему конъюнктуру и препятствующему экономическому росту.
4.4. Регулирование конкуренции.
Конкуренция воспринимается не только как экономический термин. На самом деле конкуренция присутствует во всех областях жизни человека. Без нее, понимаемой как стремление, как минимум, не отстать от других, идущих к одной и той же цели и, по возможности, превзойти их, можно было бы обойтись только при абсолютно достаточном количестве наличных средств для удовлетворения духовных, культурных и физических потребностей, т.е. при отсутствии желания превзойти других, помериться с ними силами. На самом деле конкуренция была и есть везде и всегда, изменяется лишь ее форма и величина.
4.4.1. Роль конкуренции в социальном хозяйстве.
В Германии закон о запрете ограничений конкуренции был принят в 1957 году и получил название «Основной закон социального рыночного хозяйства». Само название этого закона говорит о важности роли, которую играют основанные на конкуренции экономическая система и порядок, регулирующий конкуренцию как инструмент управления социальным рыночным хозяйством. Тем не менее, в Германии существует порядок, регулирующий конкуренцию, который призван обеспечить достижение внутрихозяйственных, социальных, внешнеполитических и неэкономических целей. Можно определить основные из этих целей.