Государственная служба в ОВД

Говоря о правоохранительной службе, можно отметить, что наиболее разработанным и комплексным по степени норма­тивно-правового регулирования является институт службы в таможенных органах. Здесь действуют Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российс­кой Федерации»; дисциплинарный устав таможенной служ­бы Российской Федерации, утвержденный Указом Президента рф от 16 ноября 1998 г. № 1396; перечень должностей вьющего начальствующего состава в таможенных органах Рос­сийской Федерации и соответствующих этим должностям спе­циальных званий, утвержденный Указом Президента РФ от 3 февраля 2000 г. № 431; положение о порядке проведе­ния аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации, утвержденное Приказом Государственного тамо­женного комитета РФ от 30 апреля 1998 г. № 281, и другие нормативные акты.

К сожалению, в иных видах федеральной государственной службы не столь полно урегулированы вопросы служебного права, как этого следовало бы ожидать.

Вместе с тем, необходимо учитывать и тот факт, что с при­нятием в 2003 г. Федерального закона «О системе государ­ственной службы Российской Федерации» возникла необходи­мость скорейшего принятия обновленных редакций и новых федеральных законов по вопросам прохождения военной и пра­воохранительной службы. Это, в свою очередь, потребует и обновления подзаконных нормативных актов в сфере регули­рования вышеуказанных видов федеральной государственной службы.

Очевидно, потребуется внести уточнения и в законодатель­ство об отдельных федеральных государственных органах (структурах), например, таких, как Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Централь­ная избирательная комиссия Российской Федерации и других. Речь идет о том, чтобы вписать федеральную государственную службу, имеющую место в вышеперечисленных государствен­ных органах, в ту систему, которая легитимирована новым федеральным законом. И здесь, по-видимому, большая часть сотрудников прокуратуры будет отнесена к служащим право­охранительной службы, а служащие остальных поименован­ных федеральных органов будут отнесены к федеральной госу­дарственной гражданской службе.

2.                Внутренний распорядок и регламент служебного времени в ОВД РФ.


Появление российского Закона о милиции обусловлено многими факторами, и, прежде всего насущными потребностями строительства демократического, правового государства, социальными ценностями которого являются свобода личности, справедливость, верховенство закона.

В ходе начавшегося в конце 80-х годов глубокого реформирования фундаментальных экономических, политических и духовных основ общества обнаружилось явное несоответствие правовых и организационных начал деятельности милиции, сформировавшихся в основном в конце 60-х - начале 70-х годов, новым политико-правовым реалиям. На одном полюсе этих реалий - крепнущее осознание людьми своих неотъемлемых прав человека и гражданина, сфера которых оказалась куда более широкой, чем было принято считать. На другом - обострение социальной напряженности, и как крайнее ее проявление, - быстрый рост преступности при весьма негативном изменении ее качественных характеристик.

Становилось очевидным, что даже при условии серьезного улучшения технической оснащенности милиции, увеличения ее штатной численности, повышения материальной обеспеченности и заинтересованности личного состава, что само по себе, конечно, весьма важно, действующая модель милиции, встроенная в государственно-правовую систему советского политического режима, не в состоянии гарантировать защиту фундаментальных ценностей нарождающейся правовой государственности и наращивание усилий по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан. Уже не приходилось сомневаться, что эта модель также принципиально не способна функционировать в рамках жестких ограничений, связанных с соблюдением прав человека и гражданина, которые правовое государство налагает на свои органы, поддерживающие правопорядок.

Словом, назрела необходимость радикального пересмотра существующих нормативно-правовых основ организации и деятельности милиции.

Правовая основа организации и деятельности российской милиции, сложившаяся к концу 80-х годов, с точки зрения и содержания, и формы во многом несла на себе печать тоталитарного режима и не отвечала потребностям формирования правовой, демократической российской государственности. Закон как акт высшей юридической силы занимал в ее структуре крайне незначительный удельный вес. Иерархию нормативных правовых актов о милиции возглавлял Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 г. "Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью". Напротив, роль подзаконных и в особенности ведомственных актов была чрезмерно преувеличена. К началу 1990 г. насчитывалось более 4 тыс. нормативных актов МВД СССР, регулировавших самые разные стороны организации и деятельности милиции, в том числе и непосредственно затрагивающих права граждан. Многие из этих документов были недоступны для всеобщего ознакомления. Так, например, наиболее развернутый в то время подзаконный акт общего характера - Положение о советской милиции, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 8 июня 1973 г. N 385, было опубликовано лишь в 1985 г. - через 12 лет после принятия. Правовая основа организации и деятельности милиции характеризовалась идеологизированностью. Милиция руководствовалась не только законодательными и иными нормативными актами, изданными в развитие директив КПСС, но и непосредственно постановлениями ЦК КПСС. Принцип партийного руководства милицией закреплялся в законодательстве текстуально. Нормативный материал отличался большими объемами, слабой структурированностью и взаимосогласованностью. Правовая основа организации и деятельности милиции формировалась при отсутствии целостной концепции. Нормативные правовые акты о милиции нередко содержали элементы дублирования, противоречили друг другу, а порой и здравому смыслу. При этом многие острые вопросы взаимоотношений милиции и граждан оставались вне сферы юридического опосредования.

Закон демократизировал порядок и условия службы в милиции. Это нашло отражение в распространении на служебные отношения многих положений трудового законодательства, касающихся приема на службу, увольнения со службы, порядка обжалования дисциплинарных взысканий, продвижения и перемещения по службе в милиции.

Одной из составных частей концепции Закона явилось обеспечение социальной и правовой защищенности сотрудников милиции. В числе новых гарантий социальной защиты сотрудников милиции предусмотрены: общая продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю; компенсация за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также за сверхурочную работу; право сотрудников милиции объединяться в профессиональные союзы; право увольняться по собственному желанию; право обжаловать в суд приказ об увольнении; обязательное государственное страхование сотрудников милиции на случай гибели или увечья; право на дополнительный оплачиваемый отпуск в зависимости от выслуги лет; льготы в обеспечении жилой площадью, телефоном, предоставлении мест в детских дошкольных учреждениях; право на внеочередное приобретение проездных документов и размещение в гостинице при нахождении в командировке.

Среди гарантий правовой защиты сотрудников милиции следует назвать обязательность исполнения всеми лицами их законных требований; презумпции законности действий сотрудника милиции и доверия к нему; недопустимость вмешательства в деятельность сотрудника милиции должностных лиц, прямо не уполномоченных на то законом; распространение на сотрудника милиции положений законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния: необходимой обороне и крайней необходимости; право на постоянное хранение и ношение специальных средств и огнестрельного оружия; особые гарантии безопасности от посягательства со стороны лиц, задерживаемых с применением оружия (определение "зоны безопасности", право "стрелять первым"); недопустимость увольнения из милиции в связи с совершением преступления до вступления обвинительного приговора суда в законную силу; четкое определение обязанностей и прав, которыми сотрудник милиции наделен всегда и везде (так называемые "уличные" обязанности и права). Подобные гарантии, несомненно, вносят свой вклад в обеспечение уверенного, инициативного и беспрепятственного осуществления сотрудниками милиции служебных обязанностей.

В целом российский Закон о милиции, несмотря на некоторые свои недостатки, выявленные практикой, не только сконструировал в общих чертах новую организационно-правовую модель милиции Российского государства, но и, что не менее важно, создал фундамент для последующего интенсивного правового регулирования вопросов, непосредственно относящихся к сфере деятельности милиции.

За прошедшие 12 лет в общей сложности принято более сотни законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, которые создали основы новой системы милицейского (полицейского) законодательства. Обобщая накопленный опыт, можно сделать вывод, что милицейское (полицейское) законодательство России развивалось и развивается по ряду направлений.

Осуществляется поэтапный переход собственно на российскую схему правового обеспечения организации и деятельности милиции. Необходимость такой работы очевидна. До тех пор, пока милиция в своей деятельности будет руководствоваться устаревшими союзными нормативными правовыми актами говорить об эффективности ее деятельности не приходится. Поэтому нужны собственные правовые регламенты организации и деятельности милиции, отвечающие условиям построения демократического государства. К сожалению, в сфере деятельности милиции пока еще продолжают действовать отдельные нормативные правовые акты Союза ССР и МВД СССР. В соответствии с Концепцией совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 13 сентября 1999 г. N 693, отмена этих актов должна быть осуществлена в ближайшие годы.

Рельефно прослеживается тенденция к обеспечению приоритета закона в решении вопросов организации и деятельности милиции. Повышение уровня правового обеспечения милиции диктуется необходимостью формирования надежных гарантий законности в ее деятельности, потребностями перехода милиции на подлинно

3.                Понятие и стадии аттестационного производства. Правовое регулирование.


Более детально эти вопросы регулируются Положением о службе в органах внутренних дел, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г., рядом указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14 декабря 1999 г. N 1038.

Во главе системы правовых норм, касающихся службы в милиции, находятся нормы Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 5 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации.

Для понимания существа и содержания служебных отношений в милиции важное значение имеет положение о том, что служба в милиции - это особая разновидность государственной службы.

Под государственной службой понимается осуществление на профессиональной основе полномочий по реализации задач и функций государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации лицами, получающими заработную плату из государственного бюджета и занимающими постоянно или временно должности в государственных организациях.

Национальное законодательство всех государств устанавливает особые правила прохождения службы личным составом вооруженных сил и полиции. Возможность такой отраслевой модификации прохождения государственной службы предусмотрена ст. 4 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Положения комментируемого раздела составляют концептуально-правовую основу для прохождения службы не только в милиции, но и в органах внутренних дел в целом, что предусмотрено Федеральным законом от 17 июля 1999 г. "О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции".

Термин "сотрудник" имеет два значения: 1) тот, кто работает вместе, соучастник в трудах, помощник в деле, сотоварищ по деловым вопросам и 2) название представителя профессионального сообщества работников и некоторых специальностей (например, научный сотрудник) или вообще служащих как представителей особой категории работников. Применительно к ст. 17.1 Закона о милиции термин "сотрудник" используется во втором значении.

Совокупность сотрудников милиции, образующая ее людской субстрат, именуется личным составом, персоналом либо кадрами милиции.

К "сотрудникам милиции" не относятся рядовые, офицеры и генералы внутренних войск, сотрудники следственного аппарата органов внутренних дел, сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания внутренней службы.

Закон устанавливает три обязательных признака сотрудника милиции: 1) обладание гражданством Российской Федерации; 2) состояние в кадрах милиции; 3) наличие специального звания рядового или начальствующего состава милиции.

2. Сотрудником милиции может быть только гражданин Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3).

Гражданство проявляется в форме взаимоотношений между государством и лицом, находящимся под его защитой и покровительством. Государство гарантирует гражданину реализацию его прав и свобод, защищает и покровительствует гражданину в период его нахождения за границей. В свою очередь гражданин обязан, безусловно, соблюдать законы и другие предписания органов государственной власти, решения и приговоры органов правосудия и выполнять установленные ими обязательства. Совокупность прав и обязанностей образует политико-правовой статус гражданина, отличающий его от иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства.

Список литературы


1.                Конституция РФ

2.                Закон РФ «О милиции»

3.                Положение о службе в ОВД

4.                Государственная служба. Учебник



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать