Государственное регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Анализ правовых п...

Статьей 10 Закона о рынке ценных бумаг установлено, что ограничение на совмещение видов деятельности и операций с ценными бумагами устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Основным ориентиром в установлении запрета на совмещение профессиональных видов деятельности является предотвращение конфликта интересов и снижение риска, связанного с таким совмещением. Основной принцип, в соответствии с которым устанавливаются ограничения по совмещению видов деятельности, – это ограничения на совмещение посреднической и инфраструктурной деятельности на рынке ценных бумаг. В Законе о рынке ценных бумаг установлен единственный запрет: на совмещение деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг с любой другой профессиональной деятельностью. Здесь возникновение конфликта интересов наиболее ярко выражено. Иные ограничения совмещения установлены Порядком лицензирования.

Представляется, что для придания большей упорядоченности и стабильности правовому регулированию вопроса о совмещении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг с иными видами предпринимательской деятельности, а также об ограничении совмещения различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, соответствующие требования должны устанавливаться только законом, а не ведомственными нормативными актами.

Для всех без исключения видов профессиональной деятельности необходимо наличие в штате организации работника, в обязанности которого входит выполнение функций контролера.

Общий порядок организации и осуществления внутреннего контроля профессионального участника определен Положением о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденным постановлением ФКЦБ России от 19.07.2001 № 16[19].

Одной из функций ФКЦБ России, закрепленной статьей 44 Закона о рынке ценных бумаг, является выдача генеральных лицензий на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостановление или аннулирование указанных лицензий. В настоящее время данная функция не реализуется. ФКЦБ России является единственным органом, осуществляющим лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. С учетом этого представляется, что данная функция является избыточной и целесообразно ее упразднение.

3. Аттестация специалистов на рынке ценных бумаг

Одной из важнейших задач государственного регулирования фондового рынка является создание эффективной системы контроля и управления за профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг.  Одной из мер по созданию такого рода системы является совершенствование процедуры допуска специалистов на рынок ценных бумаг и минимизация рисков, связанных с уровнем квалификации работников профессиональных участников рынка. 

Допуск руководителей и работников профессиональных участников на рынок ценных бумаг осуществляется в рамках системы аттестации специалистов, установления квалификационных требований к специалистам рынка ценных бумаг и оценки их соответствия таким требованиям. Основные требования к специалистам на рынке ценных бумаг устанавливаются ФКЦБ России в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг. В настоящее время действует Положение о системе квалификационных требований к руководителям, контролерам и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих деятельность по управлению инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а также к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденное постановлением ФКЦБ России от 05.07.2002 № 27/пс.[20]

Аттестации подлежат руководители и специалисты компаний, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (далее - управляющие компании), а также руководители и специалисты организаций, осуществляющих деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее - специализированные депозитарии).  Кроме того, установлено, что в организациях, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, управляющих компаниях и специализированных депозитариях квалификационным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, должно удовлетворять должностное лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, или не менее половины членов коллегиального исполнительного органа.

В целом, существующее в настоящее время правовое регулирование системы аттестации не соответствует в достаточной степени потребностям рынка ценных бумаг. К положительным сторонам можно отнести лишь унификацию порядка присвоения квалификации руководителя и специалиста специализированных депозитариев инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов с аналогичным порядком, установленным для профессиональных участников рынка ценных  бумаг (данное требование вступает в силу с 01.07.2003). Однако указанная унификация проведена лишь постановлением ФКЦБ России № 27/пс, а новая редакция Закона о рынке ценных бумаг хотя и изменила редакцию норм, касающихся квалификационных требований и аттестации работников профессиональных участников рынка ценных бумаг, но, по сути, не установила новых, актуальных правил допуска указанных лиц на рынок. После принятия новой редакции Закона о рынке ценных бумаг, остро встал вопрос о приведении в соответствие с ним нормативных актов ФКЦБ России. Так, Законом о рынке ценных бумаг был введен новый участник рынка ценных бумаг – финансовый консультант. Согласно статье 2 финансовый консультант - это юридическое лицо, имеющее лицензию брокера/дилера, оказывающее эмитенту услуги по подготовке проспекта эмиссии ценных бумаг. В связи с этим, должна быть введена новая квалификация – специалиста по корпоративным финансам (финансовому консультированию). Данные специалисты будут оказывать услуги эмитентам в области выпуска и размещения ценных бумаг и, главным образом, в области публичного размещения. Соответственно, должны быть разработаны соответствующие квалификационные минимумы и стандарты экзаменационных тестов, кроме того, созданы новые блоки вопросов и др.

Учитывая изложенное, к основным задачам в данной области государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг необходимо отнести:

§ разработку совместно с обучающими организациями, саморегулируемыми организациями и уполномоченными организациями новых, расширенных блоков вопросов и квалификационных минимумов, соответствующих законодательству и исключающих возможность механического запоминания ответов;

§ разработку учебных и методических материалов для обеспечения возможности подготовки специалистов;

§ обеспечение свободы доступа к экзаменам, в том числе по времени и месту их проведения;

§ повышение качества квалификационных требований к специалистам рынка ценных бумаг.


4. Информационные управленческие функции государства в сфере регулирования профессиональной деятельности


Одним из приоритетных направлений государственного регулирования является реализация мер по раскрытию информации и повышению уровня прозрачности рынка ценных бумаг. Согласно статье 42 Закона о рынке ценных бумаг ФКЦБ России обеспечивает раскрытие информации о профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг.

При поддержке заинтересованных федеральных органов исполнительной власти ФКЦБ России осуществляет формирование системы информационного и телекоммуникационного обеспечения своей деятельности. Эта система направлена на обеспечение оперативного обмена базами данных по лицензированию и надзору за деятельностью профессиональных участников фондового рынка между подразделениями ФКЦБ России, других федеральных органов исполнительной власти и включает в себя как закрытую часть (служебную информацию, связанную с вопросами лицензирования и надзора), так и открытую, доступную всем заинтересованным лицам.

Обеспечение доступности информации на рынке ценных бумаг всем заинтересованным лицам вне зависимости от целей получения данной информации (раскрытие информации) является одним из основных  принципов функционирования рынка ценных бумаг. 

Основные вопросы информационного обеспечения рынка ценных бумаг отражены в статье 30 Закона о рынке ценных бумаг. Что касается профессиональных участников, то законом установлено, что профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны осуществлять раскрытие информации о своих операциях с ценными бумагами в следующих случаях:

·      профессиональный участник рынка ценных бумаг произвел в течение одного квартала операции с одним видом ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по этим операциям составило не менее 100 процентов от общего количества указанных ценных бумаг;

·      профессиональный участник рынка ценных бумаг произвел разовую операцию с одним видом ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по этой операции составило не менее 15 процентов от общего количества указанных ценных бумаг.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг раскрывают указанную информацию (содержащую наименование профессионального участника рынка ценных бумаг, вид и государственный регистрационный код ценных бумаг, наименование эмитента, цену одной ценной бумаги, количество ценных бумаг по соответствующим сделкам) не позднее пяти дней после окончания соответствующего квартала или после соответствующей разовой операции путем уведомления федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченного ею органа.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг при предложении и/или объявлении цен покупки и/или продажи эмиссионных ценных бумаг обязан раскрыть имеющуюся у него общедоступную информацию, раскрываемую эмитентом этих эмиссионных ценных бумаг, или сообщить о факте отсутствия у него этой информации.

Состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами ФКЦБ России.

Законодательство, касающееся раскрытия информации на рынке ценных бумаг, в настоящее время является противоречивым, требующим определенной унификации. ФКЦБ России периодически выпускает методические рекомендации для того, чтобы хоть как-то заполнить существующие пробелы. Представляется необходимым усовершенствовать структуру представляемой отчетности, пересмотреть ряд показателей, предусмотреть представление профессиональными участниками дополнительных сведений, в том числе: расширить перечень и улучшить структуру собираемых данных (особенно в части данных, характеризующих финансовое состояние участников рынка), сократить сроки формирования и представления отчетности (по отдельным позициям – вплоть до ежедневного представления).  Вместе с тем, в настоящее время можно констатировать, что ФКЦБ России не справляется с обязанностью по созданию системы раскрытия информации. Низкий уровень организационно-технического обеспечения не позволяет четко и оперативно раскрывать соответствующую информацию. 

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать