Государственное управление экономическими процессами общества

Государственное управление экономическими процессами общества

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра менеджмента










РЕФЕРАТ

на тему:

«Государственное управление экономическими процессами общества»










МИНСК, 2008

СОДЕРЖАНИЕ


1.                 Функции государства в регулировании процессов общественного воспроизводства

2.                 Организация государственного управления экономической системой

3.                 Управление государственным сектором экономики

4.                 Компетенция органов управления

5.                 Формы и методы воздействия государства на экономические процессы

1. Функции государства в регулировании процессов
общественного воспроизводства


Производство — основа человеческой жизни. Побуждаемые возрастающими потребностями люди расширяют сферу трудовой деятельности, накапливают опыт, развивают способности к труду, используют более совершенные средства производства.

В процессе трудовой деятельности они вступают в технико-произ-водственные и общественно-производственные отношения. Технико-производ-ственные отношения определяются технологией и организацией производства; общественно-производственные отношения устанавливаются в зависимости от воли сообщества в целом. Общественно-производственные отношения возникают также в процессе использования результатов производства, т.е. в сфере распределения продуктов, обмена и потребления. Производство, распределение, обмен и потребление тесно взаимосвязаны между собой и составляют единый процесс воспроизводства материальных и духовных благ (рис. 1).


       Народнохозяйственный комплекс Республики Беларусь

 



    Сфера материального производства           Непроизводственная сфера

промышленность                                         жилищно-коммунальное хозяйство

сельское хозяйство                                      и бытовое обслуживание

лесное хозяйство                                         здравоохранение

водное хозяйство                                         просвещение

транспорт                                                     культура

связь                                                              наука

строительство                                              социальное обеспечение

торговля                                                        физкультура и спорт

общественное питание


Рис. 1. Структура народнохозяйственного комплекса Республики Беларусь


Материальное производство, представленное совокупностью отраслей, производящих средства производства и предметы потребления и оказывающих услуги производственного характера, составляет основу жизни людей и создает условия для развития непроизводственной сферы. Согласно теории «трех секторов», развитие идет последовательно от общества, где большая часть населения занята добычей и производством сырья, к обществу индустриальному, а затем постиндустриальному, где дальнейший экономический рост связан с перемещением хозяйственной деятельности в сферу услуг, информационной индустрией, охраной окружающей среды. Точками роста являются космос, авиастроение, нефтегазодобыча, дорожное строительство. Легкая промышленность и сельское хозяйство могут развиваться на рыночной основе при эффективном кредитовании.

Государственное управление воздействует на все стороны воспроизвод-ства. В производственных отношениях оно во главу угла ставит формы собственности, регулируя их таким образом, чтобы все субъекты хозяйствования находились в равных условиях. В сфере отношений распределения не допускается чрезмерная монополизация решающих средств производства, так как она приводит к поляризации богатства и бедности, подавлению личности.

Государственное регулирование сферы нематериального производства предполагает решение ряда вопросов — от умножения интеллектуального, нравственного и трудового потенциала до сбережения природных ресурсов для будущих поколений. Роль государства в системе общественного производства можно представить следующим образом (рис.2).

 

Спрос               РЫНКИ                     Предложение

           ТОВАРОВ И УСЛУГ

 


                                                           Деньги   Товары

                                                         и услуги  и услуги

          Потребности   Н  Товары                                         Плата         П     Товары

                                   А  и услуги                                        за товары   Р     и услуги

                                   С  Услуги,                                         и услуги     Е

              Доходы        Е   пенсии,                                        Услуги,      Д     Доходы

                                   Л  пособия    ГОСУДАРСТВО       дотации     П 

                       Е  Налоги,                                         Налоги,      Р

   Трудовой       Н  пособия                                        взносы       И     Рабочие

  потенциал      И   Плата                                         Трудовой     Я       места

                          Е   за труд                                        потенциал    Т

                                                Деньги   Трудовой                         И

                                               и услуги  потенциал                       Я

 


Доходы                                                                                                    Доходы

от собст-                                                                                                  от собст-

венности                                                                                                 венности

                   Предложение       РЫНКИ ТРУДА              Спрос

 


Рис. 2. Государство в социальной рыночной экономике


К важнейшим принципам государственного регулирования экономики относят:

¾принцип единства экономики и политики. Политика, являясь организационно оформленной системой интересов соответствующих общностей людей, выступает в качестве направляющего русла. А так как экономические интересы являются определяющими по сравнению со всеми другими, политика не может не быть концентрированным выражением экономики. Таким образом, обеспечивая приоритетное начало в управлении экономикой, политика задает направления ее функционирования;

¾принцип единства централизма и самостоятельности. Принимаемые государством решения должны базироваться на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывать их интересы с тем, чтобы обеспечить воздействие на них в нужном направлении;

¾принцип научности говорит о том, что регулирующее воздействие государства на развитие экономики должно исходить из сущности законов общественного развития;

¾принцип эффективности ориентирует принимаемые управленческие решения на получение лучшего результата при наименьших затратах;

¾принцип сочетания общих и локальных интересов основан на приоритете интересов более высокого уровня и органической увязке интересов различных классов, слоев, групп и отдельных членов общества.

Наиболее общими функциями государства в области регулирования процессов общественного производства являются:

целевая — предполагает постановку конкретных целей в области экономического и социального развития страны и определение сроков их реализации (например, стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является постепенное движение к обществу постиндустриального типа с учетом национальных особенностей для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании);

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать