Государственное управление экономическими процессами общества
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
на тему:
«Государственное управление экономическими процессами общества»
МИНСК, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
1. Функции государства в регулировании процессов общественного воспроизводства
2. Организация государственного управления экономической системой
3. Управление государственным сектором экономики
4. Компетенция органов управления
5. Формы и методы воздействия государства на экономические процессы
1.
Функции государства в регулировании процессов
общественного воспроизводства
Производство — основа человеческой жизни. Побуждаемые возрастающими потребностями люди расширяют сферу трудовой деятельности, накапливают опыт, развивают способности к труду, используют более совершенные средства производства.
В процессе трудовой деятельности они вступают в технико-произ-водственные и общественно-производственные отношения. Технико-производ-ственные отношения определяются технологией и организацией производства; общественно-производственные отношения устанавливаются в зависимости от воли сообщества в целом. Общественно-производственные отношения возникают также в процессе использования результатов производства, т.е. в сфере распределения продуктов, обмена и потребления. Производство, распределение, обмен и потребление тесно взаимосвязаны между собой и составляют единый процесс воспроизводства материальных и духовных благ (рис. 1).
Народнохозяйственный комплекс Республики Беларусь
Сфера материального производства Непроизводственная сфера
промышленность жилищно-коммунальное хозяйство
сельское хозяйство и бытовое обслуживание
лесное хозяйство здравоохранение
водное хозяйство просвещение
транспорт культура
связь наука
строительство социальное обеспечение
торговля физкультура и спорт
общественное питание
Рис. 1. Структура народнохозяйственного комплекса Республики Беларусь
Материальное производство, представленное совокупностью отраслей, производящих средства производства и предметы потребления и оказывающих услуги производственного характера, составляет основу жизни людей и создает условия для развития непроизводственной сферы. Согласно теории «трех секторов», развитие идет последовательно от общества, где большая часть населения занята добычей и производством сырья, к обществу индустриальному, а затем постиндустриальному, где дальнейший экономический рост связан с перемещением хозяйственной деятельности в сферу услуг, информационной индустрией, охраной окружающей среды. Точками роста являются космос, авиастроение, нефтегазодобыча, дорожное строительство. Легкая промышленность и сельское хозяйство могут развиваться на рыночной основе при эффективном кредитовании.
Государственное управление воздействует на все стороны воспроизвод-ства. В производственных отношениях оно во главу угла ставит формы собственности, регулируя их таким образом, чтобы все субъекты хозяйствования находились в равных условиях. В сфере отношений распределения не допускается чрезмерная монополизация решающих средств производства, так как она приводит к поляризации богатства и бедности, подавлению личности.
Государственное регулирование сферы нематериального производства предполагает решение ряда вопросов — от умножения интеллектуального, нравственного и трудового потенциала до сбережения природных ресурсов для будущих поколений. Роль государства в системе общественного производства можно представить следующим образом (рис.2).
Спрос РЫНКИ Предложение
ТОВАРОВ И УСЛУГ
Деньги Товары
и услуги и услуги
Потребности Н Товары Плата П Товары
А и услуги за товары Р и услуги
С Услуги, и услуги Е
Доходы Е пенсии, Услуги, Д Доходы
Л пособия ГОСУДАРСТВО дотации П
Е Налоги, Налоги, Р
Трудовой Н пособия взносы И Рабочие
потенциал И Плата Трудовой Я места
Е за труд потенциал Т
Деньги Трудовой И
и услуги потенциал Я
Доходы Доходы
от собст- от собст-
венности венности
Предложение РЫНКИ ТРУДА Спрос
Рис. 2. Государство в социальной рыночной экономике
К важнейшим принципам государственного регулирования экономики относят:
¾принцип единства экономики и политики. Политика, являясь организационно оформленной системой интересов соответствующих общностей людей, выступает в качестве направляющего русла. А так как экономические интересы являются определяющими по сравнению со всеми другими, политика не может не быть концентрированным выражением экономики. Таким образом, обеспечивая приоритетное начало в управлении экономикой, политика задает направления ее функционирования;
¾принцип единства централизма и самостоятельности. Принимаемые государством решения должны базироваться на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывать их интересы с тем, чтобы обеспечить воздействие на них в нужном направлении;
¾принцип научности говорит о том, что регулирующее воздействие государства на развитие экономики должно исходить из сущности законов общественного развития;
¾принцип эффективности ориентирует принимаемые управленческие решения на получение лучшего результата при наименьших затратах;
¾принцип сочетания общих и локальных интересов основан на приоритете интересов более высокого уровня и органической увязке интересов различных классов, слоев, групп и отдельных членов общества.
Наиболее общими функциями государства в области регулирования процессов общественного производства являются:
целевая — предполагает постановку конкретных целей в области экономического и социального развития страны и определение сроков их реализации (например, стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является постепенное движение к обществу постиндустриального типа с учетом национальных особенностей для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании);