Пенсионный фонд Российской, Федерации образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, наделенным статусом юридического лица, подотчетен Правительству РФ и осуществляет деятельность на основе и в соответствии с законодательством РФ. Основным документом, определяющим задачи и функции фонда, а также регламентирующим его оперативную деятельность, является Положение о Пенсионном фонде РФ.
ПФРФ выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.
Управление финансами государственного пенсионного обеспечения предусматривает:
- целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование выплаты пенсий в соответствии с действующим законодательством о пенсионном обеспечении в РФ;
- организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания и потери кормильца;
- капитализацию средств ПФРФ, а также привлечение в него добровольных взносов;
- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФРФ страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
- организацию государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов ПФРФ;
- изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты страховых взносов и внесение в законодательные органы власти предложений по ее совершенствованию;
- проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
· разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФРФ.
Пенсионный фонд России может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
В соответствии с действующим законодательством доходы Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет:
- части единого социального налога; соответствующей размеру бывшего страхового взноса в Пенсионный фонд;
- ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению граждан, их семей;
- средств, возмещаемых ПФРФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
- средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
- добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств Пенсионного фонда и других поступлений.
Использование средств ПФРФ осуществляется на основе пенсионного законодательства, а также постановлений и указов Президента и Правительства Российской Федерации, Средства ПФРФ направляются на следующие цели:
- выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
- выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше 1,5 лет;
- оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
- финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФРФ и его органов;
- другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФРФ.
До введения единого социального налога финансирование расходов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлялось следующим образом.
Основным источником формирования доходов ПФРФ были страховые платежи. Они носили обязательный характер, и на их долю приходилось ¾ всей суммы доходов фонда. Введение государством страховых усредненных тарифов и принципа обязательности платежа юридических и физических лиц сближало страховые платежи с налоговыми. Между тем они различаются. В то время как налоги могут быть использованы в рамках бюджетного права самым различным образом, страховые взносы, уплаченные и собранные в ПФРФ, имеют целевое назначение использования.
Тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации устанавливались для:
- работодателей-организаций — в размере 28%; для работодателей — организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, — в размере 20,6% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленной в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам;
- индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, а также для занимающихся частной практикой нотариусов; родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств — в размере 20,6% дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением;
- индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, — в размере 20,6% доходов, определяемых исходя из стоимости патента;
- адвокатов — в размере 20,6% выплат, начисленных в пользу адвокатов коллегиями адвокатов;
- граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, — в размере 28% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования;
- граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам, получающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, установлен пенсионный взнос в размере 1% выплат, начисленных в пользу указанных граждан по всем основаниям независимо ох источников финансирования.
Уплата страховых взносов в размере 1% с заработка работающих граждан возложена на работодателей (как юридических, так и физических лиц), производящих выплаты учитываемых при исчислении страховых взносов в Пенсионный фонд сумм заработка.
Величина страхового взноса определяется путем умножения страхового тарифа на облагаемую доходную базу, в роли которой выступает сумма оплаты труда (в денежном и натуральном выражении, по всем основаниям), из которой в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. исчисляется пенсия. Таким образом, состав доходов, учитываемых при назначении пенсии и при определении облагаемой страховым тарифом базы, должен быть идентичен.
Пенсионное обеспечение предусматривало исключение некоторых доходов и выплат при расчете облагаемой доходной базы. К ним относились:
- выходное пособие при прекращении трудового договора, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, средний заработок, выплачиваемый в период трудоустройства работникам, уволенным по сокращению численности или ликвидации организации;
- льготы и компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации;
- материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью;
- стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников;
- стоимость выдаваемых в соответствии с законодательством спецодежды, обуви и других средств индивидуальной защиты;
- компенсация женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
- страховые платежи по договорам обязательного государственного личного страхования и некоторые другие виды доходов.
Основным документом, которым регулируется финансовая деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации, является его бюджет. Бюджет Пенсионного фонда и смета расходов по его функционированию (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете Пенсионного фонда РФ утверждаются общая сумма доходов, в том числе по источникам, и общая сумма расходов — по направлениям.
В настоящее время практика формирования доходов ПФРФ нуждается в доработке. Ее анализ убеждает в необходимости решения трех наиболее острых проблем, от которых во многом зависит дальнейший рост уровня пенсионного обеспечения в стране. Во-первых, надлежит уже в самое ближайшее время принять меры, которые будут способствовать повышению уровня собираемости страховых взносов в ПФРФ. Во-вторых, необходимы поиски и включение в практику финансирования пенсионного обеспечения новых дополнительных источников и, в-третьих, следует в перспективе определить границы, условия и механизм контроля за коммерческим использованием временно сводных средств ПФРФ.
3. Анализ финансовой системы Пенсионного фонда РФ
Финансы пенсионной системы России переживают очередной виток реформ. Неэффективный финансовый механизм пенсионной системы нуждается в совершенствовании, но принесут ли пользу изменения, которые запланированы к внедрению?
Вектор реформирования государственных финансов в нашей стране в последние годы направлен на снижение налогового бремени на хозяйствующих субъектов. Начиная с 2001 г. налоговый пресс на предприятия был снижен по всем основным видам налогов: по прямым, по косвенным, по налогам на персонал. Действительно, система обязательного социального страхования достаточно сильно обременяет российскую экономику — бюджет одного только Пенсионного фонда РФ в текущем году превысил 1 трлн. руб., составив в ВВП страны около 6,5%. Поэтому 2005 г. вполне логично был объявлен очередным годом существенного снижения налогового бремени на бизнес за счет единого социального налога, максимальная ставка которого сокращается на 9,6 процентных пунктов. И если вымывание доходной базы Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования можно назвать очень серьезным, то положение Пенсионного фонда России вообще выглядит катастрофически - снижение ставки на 8 процентных пункта, или 29% доходов, учитывая неэластичность его расходов в отличие от других социальных внебюджетных фондов.