Санкхья (размышление, число, исчисление) разрабатывала систему онтологического дуализма. В качестве двух вечных начал выделялась единая и изменчивая материя - природа (пракрити), которая является основой мира, и вечные неизменные духовные сущности (пуруши), воплощенные в живых существах. При нарушении равновесия трех сил (гун) пракрити разворачивается в целый ряд типов сущего (таттв), которых в санкхье насчитывается 25. Школа остается бездеятельным зрителем этих материальных процессов. Школа разрабатывала также пути духовного освобождения (отделенность духа от продуктов пракрити) и способы правильного познания. Санкхья явилась теоретическим фундаментом йоги.
Восьмиязвенная йога - одна из ортодоксальных даршан (вообще же слово йога имеет в санскрите до 20 значений). Как философская школа йога опирается на Йога-сутры Патанджали (II-III вв. до н. э.). Он суммирует многовековой опыт практики развития йоги и дает его осмысление.
Йога-даршана разработала 8 стадий, ведущих к духовному освобождению: 1) отказ от пяти видов неправедного поведения; 2) соблюдение пяти непреложных правил; 3) правильная поза для сосредоточения; 4) управление дыханием; 5) отвлечение органов чувств от их объектов; 6) сосредоточение внимания; 7) созерцание объекта, удерживаемого вниманием и 8) просветление.
Все движение системы направлено от изначального разрыва между духовной сущностью человека и космической целостностью абсолюта к наиболее концентрированному воплощению человеческой природы. Йога достигла большой глубины в трактовке психологических категорий.
Основателем ньяи (способ, метод, рассуждение) считается автор Ньяя-сутр Готама (III – II вв. до н. э.). Становление школы происходило в острой полемике с будистами. В центре интересов школы – методология мышления, развившегося позже в логику. В теории познания ньяя признает четыре типа простых актов познания. Ложное знание понимается как принятие одного объекта за другой.
В системе традиционного образования ньяя считается одним из фундаментальных предметов, наряду с грамматикой. Без ее освоения трудно понимать индийские философским тексты.
Новая ньяя (навья-ньяя) основана в XIII в. Логиком Гангешей. Школа занимается исключительно методологией и техникой дискурсивного мышления.
Главным предметом рассмотрения школы вайшешика была реалистическая онтология. В учении о бытии выделялись два пласта (космологический и рефлексивный). У Прашастапады реально сущее имеет 6 видов, позже было добавлено 7-е - отсутствие (небытие). Детально разработана также атомистическая теория материи.
Миманса (или пурва миманса - первое или раннее исследование) изучала и обосновывала ритуал, восходящий к ведийской традиции. Миманса сложилась на гребне брахманизма как религии жертвоприношения и составила его саморефлексию и философское осмысление. Миманса - единственная даршана, которая не интересовалась освобождением от сансары.
Главная тема веданты и ее направлений - соотнесение абсолютного и мира, абсолютного и человека, пути освобождения от сансары и т.п.
Направления школы различались решением вопроса об отношении атмана и брахмана.
3 Основные направления индуизма: вишнуизм и шиваизм.
3.1 Вишнуизм.
Вишнуизм, одно из двух главных (наряду с шиваизмом) течений в индуизме, распространено главным образом в Северной Индии. Вишнуиты почитают Вишну как верховного всемогущего Бога.
Вишнуизм как самостоятельное направление в индуизме оформился примерно в V—VII вв. Его истоки возводят к Ведам, а иногда и к более архаичному протоиндийскому периоду. В Ведах Вишну – незначительное божество, один из соратников Индры в его демоноборческих подвигах. Его главное деяние – три шага, которыми он охватил всё мироздание. Это деяние обычно соотносится с солярностью Вишну или трактуется космогонически как установление тройственного пространства мира (земли, неба и промежуточного пространства).
В послеведийский период эволюция мифологического образа Вишну идёт по двум основным линиям: усиливается монотеистическое начало и происходит циклизация разнообразных мифов, складывающихся в единый мифоритуальный комплекс.
Начиная с брахманического периода роль Вишну возрастает. Он отождествляется с жертвоприношением как с одной из космогонических сил. В Упанишадах (завершающей части Вед) намечается связь Вишну с идеалом конечного освобождения от тягот бытия. Так произошёл переход к иной стадии в развитии вишнуизма, наиболее подробно отображённой в эпосе Махабхарата, где мифологический образ Вишну становится сложным и многоплановым, приобретая черты и качества популярных культов и становясь божеством общеиндийского масштаба. В сферу его культа втягиваются различные локальные божества и верования. Они становятся аватарами (воплощениями) Вишну.
В Бхагавата-пуране называются 24 аватары, из них наиболее популярны 10: в виде рыбы, черепахи, вепря, человеко-льва, карлика, Парашурамы (легендарного брахмана-воителя), Рамы, Кришны, Будды и Калки. К VI в. представления об аватарах оформляются как целостная концепция. Главный смысловой мотив всех аватар – освобождение земли от груза грешников и поддержание праведников. Основы концепции аватар отражены в Бхагавад-гите – ключевом тексте индуизма. Аватары других богов рассматриваются в вишнуитских школах как бытийно вторичные, производные от монистического бога Вишну.
На рубеже новой эры складывается религиозная доктрина бхагаватизма, воплотившаяся наиболее выразительно в Бхагавад-гите. На смену безличному Абсолюту – началу и основе вселенной пришёл личностный Бог, к которому адепт испытывает всепоглощающую эмоциональную привязанность. Важной частью бхагаватизма стало почитание аватар, особенно Рамы и Кришны. Отождествлением Вишну и Кришны завершилось в основных чертах формирование собственно вишнуитской идеологии.
Эмоциональная преданность (бхакти) адепта Вишну и его основным аватарам получила культовое оформление и вылилась в самостоятельное направление в вишнуизме. Оно зародилось на дравидском юге в VIII–IX вв. и известно главным образом благодаря культовой поэзии 12 поэтов-альваров. Созданный ими грандиозный поэтический комплекс «Налайира тиввияп пирабандхам» («Божественные гимны из четырёх тысяч стихов») стал своеобразной «вишнуитской ведой». В их культовой поэзии содержится ряд теологических и философских идей. Многие храмовые ритуалы и праздники в Южной Индии до сих пор сопровождаются пением гимнов альваров.
Северное бхакти, зародившееся позже южного (примерно в XIV–XV вв.), в своей основе имело почитание двух аватар – Рамы и Кришны. Особенно значимым в последующей истории индуизма было влияние вишнуитского проповедника – гуру Рамануджи (XII в.). Его последователями были Рамананда и Кабир (XV в.). Вишнуитская традиция бхакти сохраняла и развивала представление о «явлении» божества своему адепту.
Поэт-мистик Кабир, считающий себя последователем Рамананды, основал секту кабир-пантхи. Как и все бхакты, он отрицал значение внешней обрядности: общение с божеством целиком вовлекалось в сферу эмоциональных переживаний, мистических озарений и т. п. По представлениям вишнуитов Бог дарует освобождение от уз сансары, откликаясь не на ритуальный жест, а на зов любящего и преданного сердца бхакта. Демонстрируя любовь и единение перед лицом божества, вишнуиты устраивали собрания, торжественные шествия, коллективные посещения храмов. Наиболее адекватной и угодной Богу формой проявления религиозного чувства считалась песня, гимн (киртаны и бхаджаны).
Вишнуитские общины были открыты для всех и отменяли кастовые запреты, но отмена соблюдалась лишь во время некоторых ритуальных церемоний. В целом же разобщённость и замкнутость общин уподобляла их кастам. С XVII в. вишнуитские общины стали превращаться в образования, где вера в личного Бога наложилась на общепринятый индуистский стандарт, образовав ещё один вариант вероучения в рамках, допускаемых традицией.
В период кризиса и распада Могольской империи различные направления бхакти легли в основу антимогольских выступлений. Позже, в религиозно-реформаторских течениях XIX в. получили дальнейшее развитие заложенные в бхакти реформаторские идеи.
Основная форма почитания божества у вишнуитов называется пуджа. Она может иметь как домашний, так и храмовый характер. Пуджа совершается обычно перед освящённым изображением божества. Она начинается с гимнов и жестов, приглашающих Вишну или его аватару. Затем изображению божества подносят воду для символического омовения и ароматические вещества, его украшают цветами, воскуривают благовония, раскачивают светильники и т. п. В качестве жертвоприношения подносят еду и цветы. Угодными Вишну и всему кругу божеств, с ним связанных, считаются листья и ветви деревца туласи. Из его древесины делают и вишнуитские чётки – туласи-мала. Деревцо туласи и само по себе является объектом почитания вишнуитов; ему совершают возлияния, читают молитвы и мантры, поют гимны, танцуют вокруг него. Равнозначным пудже считается исполнение прославляющих божество гимнов. Первостепенное значение придаётся джапе – повторению имени божества или соответствующей мантры (магического заклинания). Нередко джапа и сама по себе приравнивается к пудже.
Священными для вишнуитов являются чёрные камни – шалаграмы (аммониты, речная галька, окаменевшие ракушки); они считаются воплощениями самого Вишну.
Из вишнуитских храмов наиболее известны два храма – «Вишну на змее Шеше» в Тамилнаде и Керале. Бо́льшая часть вишнуитских храмов посвящена Кришне. Храмовые ритуалы, как праздничные, так и ежегодные, отличаются по всей стране большим разнообразием.
Общая численность сторонников вишнуизма около 500 млн. человек (примерно 70% всего индуистского населения Индии). Вишнуиты преобладают в большинстве индийских штатов (Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Гуджарат, Андхра-Прадеш и др.).
3.2 Шиваизм.
Шиваизм, одна из двух основных ветвей индуизма. Названа по главному божеству – Шиве.
Истоки мифологического образа Шивы восходят к протоиндийской (хараппской) цивилизации (3–2-е тыс. до н. э.). В генетическом предшественнике Шивы этого периода, условно названном прото-Шивой, были заложены две контрастные характеристики — эротизм и аскетизм, которые на протяжении последующих десятилетий были отличительной чертой индуистского Шивы. В ведийский период прямым предком Шивы было зловещее стихийное божество – Рудра. Культ Рудры-Шивы в ведах выявлен слабо, причём он засвидетельствован в наименее арианизированных областях.
Со временем Шива становится одним из основных божеств пантеона, его культ приобретает всё бо́льшую популярность.
В первые века христианской эры почитание Шивы приобрело регулярный храмовый характер. Цитадель шиваизма – дравидоязычный юг Индии. На юге Шива стал отождествляться с богом – покровителем городского населения.