Выявление потребностей в гостиничных местах представляется сложной проблемой. Для ее решения следует располагать соответствующими методами, знать факторы, влияющие на сложившийся спрос в гостиничных местах, предвидеть будущие изменения спроса и предложения. Потребность в гостиничных местах зависит от количества и пропускной способности мест, притяжения туристов, существующей обеспеченности региона гостиницами и степени их загрузки, сложившихся тенденций изменения контингента, проживающих в гостиницах. Важными ориентирами в расчетах единовременной вместимости гостиниц являются динамика доходов населения, значимость региона, особенности регионального развития, деловой активности, индустрии развлечений и отдыха, транспортной системы.
Здания гостиниц различаются по многим признакам: типу конструкций, вместимости, этажности, назначению, режиму эксплуатации и пр. При прочих неизменных условиях технологические требования почти всегда допускают несколько возможных строительных решений.
В зависимости от типа конструкций и материалов здания гостиниц бывают каркасные, блочные, монолитные, из местных строительных материалов и др. Например, здание московской гостиницы «Космос» — монолитное, гостиницы «Интурист» — каркасное.
При классификации по режиму эксплуатации различают гостиницы круглогодичного, сезонного, смешанного действия.
При классификации по месту расположения выделяют гостиницы, расположенные в городе; гостиницы, расположенные вне города; придорожные гостиницы; гостиницы, расположенные на воде и пр.
Различна этажность гостиниц. Семидесятиэтажная башня Пичтри Плаза Отель (Сан-Франциско, США) служит архитектурным акцентом прилегающего района. Некоторые московские гостиницы имеют следующую этажность: комплекс «Измайлово» — 5 зданий по 30 этажей каждое, гостиница «Украина» — 30 этажей, гостиница «Ленинградская» — 28 этажей.
Чем больше этажей в гостинице, тем больше трудностей возникает при эвакуации людей в экстремальных ситуациях, чем большие изменения в оборудовании и планировке следует предусмотреть.
Гостиницы различаются по числу постоянных спальных мест (вместимости). В американской и отечественной практике придерживаются следующей типологии гостиниц по вместимости: менее 100 мест — малые гостиницы, от 100 до 500 мест — средние гостиницы, более 500 мест — крупные гостиницы. Вместимость некоторых московских гостиниц такова: гостиница «Россия» — 5534, гостиница «Космос» — 3354, «Интурист» — 1000 мест.
По уровню комфорта в международной практике гостиницы различаются по звездам: от низшей — 1 звезда к высшей — 5 звезд. Характеристика уровня комфорта выполняется с учетом не только состояния материальной базы гостиницы, но и эффективности работы персонала гостиницы. В настоящее время некоторые московские гостиницы предлагают следующие уровни комфорта: гостиница «Президент-Отель» — 4 звезды, гостиница «Украина» — 4 звезды, гостиничный комплекс «Измайлово» — 3 звезды.
Типология зарубежных гостиниц, установленная по семи признакам, приведена в таблице 2.
Интерьер гостиницы должен обладать эстетической и художественной выразительностью, отвечать функциональному назначению помещений. В особом внимании, наряду с мебелью, нуждается постельное белье и принадлежности, столовое белье, драпировки, ковры, ковровые покрытия. Средствами усиления выразительности внутреннего пространства оборудованных помещений служат цветовое и световое решения, особенности применяемых материалов.
При строительстве гостиниц применяются отделочные материалы более 200 наименований. Наряду с системами естественного освещения (верхнее, боковое, смешанное) действует система искусственного освещения.
При технической эксплуатации здания гостиницы производится периодический осмотр его элементов (подвалы, стены, крыша и т.д.). Необходимо готовиться к сезонной эксплуатации здания, а также своевременно выполнять текущий и капитальный ремонт здания и инженерного оборудования.
Таблица 2
Типология зарубежных гостиниц 2
Тип |
Размеры |
Местоположение |
Обслуживание |
Цена |
Потребитель |
Условия |
Управление |
||
Отель-люкс |
От небольшого до среднего, 100— 400 номеров |
Крупный город с развитой экономикой. Центр города |
Высокое качество, хорошо обученный персонал для выполнения любых пожеланий гостей |
Очень высокая цена номера, включающая все возможные виды обслуживания |
Руководители корпораций, профессионалы, участники небольших конференций на высоком уровне |
Элитарные, дорогая отделка помещений, рассчитанная на знатоков |
Профессиональная управляющая компания |
||
Гостиница (средний класс) |
Крупная, от 400 до 2000 номеров |
Городская, центр крупнейших городов страны |
Широкий набор услуг, персонал для всех видов услуг |
Общая цена размещения выше среднего, все удобства |
Предприниматели - индивидуалы, участники конференций и т.п. |
Дорогая мебель и оборудование, большое фойе, рестораны |
Профессиональная управляющая компания |
||
Гостиница-апартамент |
Небольшая до средних размеров, 100—400 номеров |
Крупный город с непостоянным населением |
Средний уровень. Используется в качестве временного жилья |
Цена в зависимости от сроков размещения |
Коммерсанты и семейные туристы, временные проживающие |
Аналогично полностью меблированной квартире |
Профессиональная управляющая компания |
||
Мотель |
Средних размеров, 150— 400 номеров |
Пригород, у магистралей на въездах в крупные города |
Средний уровень при меньшем количестве персонала |
Средняя по размерам между гостиницей и мотелем экономического класса цена за размещение |
Аналогично гостинице, но с акцентом на познавательный автотуризм |
Аналогично гостинице, но дешевле, фойе меньших размеров, кафетерий, столовая |
Профессиональная управляющая компания, инд. владелец или франшизный член |
||
Гостиница экономического класса |
Небольших размеров, 0—150 номеров |
Сельский или пригородный, вблизи магистралей |
Ограниченный уровень, ограниченное число персонала |
Невысокая цена размещения, что создает интерес для клиентов |
Туристы с маршрутных автобусов |
Простое и быстрое обслуживание, фойе и пищеблока нет |
Индивидуальный владелец или франпшзный член |
||
Частная гостиница (ночлег и завтрак) |
небольших размеров, 10— 150 номеров |
Пригородное и сельское |
Континентальный завтрак и ранний легкий ужин в домашней обстановке |
Цены среднего уровня включают закуски и завтрак |
Коммерсанты и маршрутные туристы, стремящиеся к большему домашнему уют |
Уют, обилие зелени, декорированное специально для данного рынка |
Индивидуальный владелец или ассоциированный член гостиничной цепи |
||
Курортная гостиница |
100—500 номеров (возможны значительны различия) |
Изолированные вблизи географических особенностей (горы океан, озеро и т.п.) |
Полный набор услуг, в большем, чем гocтиница, ассортименте ввиду отдаленности |
Цена выше среднего частично из-за расположения широкого набора услуг и удобств. Возможна компл. цена |
Отдыхающие в одиночку и семьями. Участники групповых мероприятий: симпозиумов, конгрессов и т.п. |
Больше количество спортивных сооружений, привлекательно фойе, дороги рестораны, но мера тип апартамент |
Независимая профессиональная управляющая компания |
||
Гостиница типа кондоминиум / таимшерринг |
50-250 номеров (возможны различия) Встречаются отдельные строения по 4-5 номеров |
Аналогично курортам, в зависимости от географических особенностей. |
Аналогично курортам, кол лективное управление и другие услуги |
Квартиры про- даны индивидуальным владельцам, проживающим или сдающим в аренду. Цены курортные |
Владельцы ин- дивидуалы с целью вложения средств и владения помещением для отдыха. Аренда- торы — с целью получения помещения для |
Спортивные сооружения аналогично курорту, меньшее по размеру фойе, ресторан, пом. для собр ном. типа апартамент |
То же, что курорт |
||
Домовладе ние, принадлежащее организациям |
Крупнее, обычный порядок распределения по номерам от- сутствует |
Неотъемлемая часть крупной организации, военной базы, колледжа, клиники и т.п. |
Ограниченное,преимущественно самообслуживание |
Комплексная цена включает питание. Опла- та предвари тельная |
Широкий спектр. Инди видуалы, при бывшие в орга низацию, заин тересованные в удобствах и невысокой цене |
Федеральные власти, местная администрация, профессиональная упр авляющая компания |
Близко по ха |
||
рактеру к традиционным комфортабельным квартирам |
|||||||||
|