Информационная политика газеты "Ставропольские губернские ведомости" (2006–2007 гг.)

ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

ГАЗЕТЫ «СТАВРОПОЛЬСКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ» В

СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ПЕРИОДИЧНОСТИ

2.1. Специфика информационной политики газеты

«Ставропольские губернские ведомости» в связи с изменением

периодичности

В «Ставропольских губернских ведомостях» от 29 июня (№ 114 - 115) на первой полосе, под рубрикой «Хроника дня» было напечатанной объявление о том, что «Следующий номер «Ведомостей» (еженедельник) выйдет в среду 5 июля). С тех пор издание сменило свою периодичность и стало выходить один раз в неделю (по средам).

Главный редактор А. Емцов смену периодичности прокомментировал так: «Цель любого предприятия – получение прибыли. Ежедневное издание в этом отношении очень невыгодно: на следующий день номер становится неактуальным, и покупать его никто не станет. К тому же «Ведомости» стали терять подписчиков».

Одновременно с периодичностью изменился издатель (вместо ЗАО «Пресса» издателем стало ООО «Ставропольские губернские ведомости»). Увеличился объём издания с 8 – 16 до 24 полос. Уменьшилось количество творческих сотрудников на 4 человека.

Изменились и способы реализации информационной политики. Опираясь на определение информационной политики, данное исследователем теории журналистики Е.П. Прохоровым («Информационная политика – это идейно-творческая концепция ведущихся проблемно-тематических линий, направление данного СМИ, характер разработки которого определяется социальной позицией и воплощается в совокупности принятых форм реализации программы»[12]), мы проследили следующие изменения в газете «Ставропольские губернские ведомости» в данной области.

Во-первых, как показал анализ, информационные материалы уступили место аналитическим и художественно-публицистическим. Контент-анализ годовой подшивки издания позволил выявить следующее процентное соотношение материалов данных жанровых форм по полугодиям:

1 полугодие (периодичность – ежедневная): информационные – 46 %, аналитические – 34 %, художественно-публицистические – ­20 %;

2 полугодие (периодичность – еженедельная): информационные – 31 %, аналитические – 49 %, художественно-публицистические – 20 %.

Незначительно изменилась по сравнению с первым полугодием 2006 г. представленность различных видов тематики на страницах газеты «Ставропольские губернские ведомости». Процентное соотношение различных тем, встречающихся в издании в  первом полугодии 2006 г. и во втором полугодии 2006 – начале 2007 гг.  представлено в Диаграмме 2 и Диаграмме 3 соответственно.

Диаграмма 2. Тематическое разнообразие на страницах газеты «Ставропольские губернские ведомости» в первой половине 2006 г.

Диаграмма 2. Тематическое разнообразие на страницах газеты «Ставропольские губернские ведомости» во второй половине 2006 г. – начале 2007 г.


Как видно из представленных выше диаграмм, во втором полугодии в поле зрения газеты попадают все те же темы, что и в первом. Между тем происходит некоторое перераспределение степени информационного интереса издания к ним. Например, количество публикаций, посвященных экономике, возрастает на 6,5 %, количество публикаций, посвященных политике и культуре – на 2 %, бытовым историям – на 14, 4 %. В начале 2007 г. наблюдается всплеск публикаций, посвященных политической тематике, что, на наш взгляд, обусловлено стартовавшей на тот момент в крае предвыборной кампании.

В целом, на страницах  «Ставропольских губернских ведомостей» представлен самый широкий круг волнующих общество тем.

Среди тем, являющихся, по словам главного редактора А.А. Емцова,  принципиальными для информационной политики издания – деятельность Государственной Думы СК, а особенно деятельность губернатора Ставропольского края. Этой теме зачастую посвящались передовые статьи газеты. Кроме того, развитие данной темы в издании обусловило и развитие нового для газеты художественно-публицистического жанра – письма. О текущих событиях в Думе сообщалось в рубриках «В Госдуме края» и «В ЮФО».

Вполне обосновано анализу подвергаются действия политиков и политических партий, проблем и новаций в сфере бизнеса, ситуации на общероссийском рынке.

Можно согласиться с исследователем журналистского творчества Г. В. Лазутиной[13], разделяющей проблемы на вечные,  которые разрешаются и возникают вновь, на  новом уровне (скажем проблемы сохранения жизни, противостояния войне, борьбы со злом); и те, которые порождаются определённым временем и обстоятельствами. Газета «Ставропольские губернские ведомости» старается освещать весь спектр возможных проблем.


2.2. Особенности жанровой системы «Ставропольских губернских ведомостей»

По определению А.А. Тертычного, под журналистскими жанрами следует понимать «устойчивые группы публикаций, объединённые исходными содержательно-формальными признаками».[14] В зависимости от этих признаков, то есть жанрообразующих факторов, к которым относятся предмет отображения, целевая установка и метод отображения, жанры подразделяются на три большие группы, а именно: информационные, аналитические и художественно-публицистические.

По итогам проведённого контент-анализа, было выявлено, что в связи переходом издания с ежедневной на еженедельную периодичность произошла смена приоритетов в жанровых формах. Эту тенденцию мы отобразили в следующих диаграммах (см. Диаграмма 4 и Диаграмма 5).

Диаграмма 4. Соотношение жанровых форм на страницах газеты «Ставропольские губернские ведомости» с января по июль 2006 года.


В начале 2006 года преобладающими были информационные жанры. Это обусловлено желанием редакции отвечать запросам аудитории, ведь современный читатель заинтересован в максимальной информативности газеты. Поэтому новости часто являются важнейшей составляющей информационного продукта.

Разнообразием отличаются и аналитические жанры. По количественному соотношению они занимают второе место. В тоже время, материалы, написанные в художественно-публицистических жанрах, появляются в каждом номере (рубрики «Курьер культуры», «Дата», «Письма губернатору», «Веселуха»).


Диаграмма 5. Соотношение жанровых форм на страницах газеты «Ставропольские губернские ведомости» с июля 2006 по март 2007 г.


С июля 2007 года газета стала выходить один раз в неделю. Издание переориентировалось с информационной направленности на аналитическую. Вследствие этого на первое место выходят аналитические жанры журналистики. Процент информационных жанров падает с 46% до 31%. Художественно-публицистические (20 %) материалы остались на том же уровне.

К информационным жанрам А.А. Тертычный относит заметку, информационную корреспонденцию, информационный отчёт, информационное интервью, блицопрос, вопрос-ответ, репортаж и некролог. Из всех перечисленных жанров в анализируемом издании в первом полугодии 2006 года преобладают такие, как: заметка (31%), информационная корреспонденция (27%), информационный отчёт (19%), репортаж (9%).

Для информационных жанров в газете отведены полоса «События. Комментарии» и рубрики «Хроника дня», «В стране», «В Южном Федеральном округе», «ЧП» и другие. В основном, публикации представлены событийными заметками, содержащими фактологическое описание какого-либо события. Например: «В районе военного госпиталя по улице Матросова некий житель города, находившийся в тот момент в состоянии алкогольного опьянения, произвёл несколько выстрелов из пневматической винтовки с оптическим прицелом по молодым людям, прогуливавшимся в этом районе» (Из воздушки по прохожим // Ставропольские губернские ведомости. – 2006. - № 90 – 91).

Популярны на страницах «Ставропольских губернских ведомостей» судебные отчёты. В них сжато излагается суть преступления, преимущественно скандального и потому сенсационного, передаётся содержание защиты и обвинения: «Из материалов дела следует, что осуждённые – бывшие милиционеры охранно-конвойной службы конвойного взвода ИВС УВД г. Пятигорска. Находясь в палате травматологического отделения <…> они совершили действия, явно выходящие за пределы их полномочий и повлекшие нарушение охраняемых законом интересов общества и государства» (Теперь будут знать, с кем пить // Ставропольские губернские ведомости. – 2006. - № 139).

На страницах издания можно встретить репортажи. В основном они относятся к рубрике «Курьер культуры» и сообщают о театральных постановках, презентациях, концертах. Например, «Игра в любовь» (Игра в любовь // Ставропольские губернские ведомости. – 2007. - № 1, см. Приложение 1.). Колорит события (премьеры спектакля) создаётся благодаря тому, что журналист фиксирует впечатления, реплики, речевые эпизоды. Автор не только наглядно описывает событие, но и вызывает сопереживание читателя. Это выражается через сопереживание автора, вызванное его знакомством с событием (спектаклем).

Аналитические жанры в газете «Ставропольские губернские ведомости» представлены следующим соотношением: статья – 21%, аналитическое интервью – 17%, аналитическая корреспонденция – 13%, аналитический отчёт – 11%, рецензия  – 7%, письмо – 7%, комментарий – 5%, журналистское расследование – 5%, обзор СМИ – 5%, эссе  – 3%, социологическое резюме – 3%, беседа  – 2%, обозрение – 2%.

Общая задача этих публикаций - разъяснять суть различных общественных событий, феноменов, показывать тенденции их развития, их значимость; анализировать и распространять передовой опыт решения различных задач; критиковать неэффективные или вредные пути, способы, средства достижения тех или иных целей, выступать против ложных установок.

В качестве примера, проанализируем несколько материалов.

Жанр аналитического интервью можно продемонстрировать публикацией «Справедливая» и «Единая» должны были договориться, а не быть в противостоянии» (СГВ. – 2007. - № 8). Здесь собеседник журналиста (Гендиректор ОАО «Шпаковскрайгаз» Аркадий Дранец») излагает свои знания, представления, мнения о противоборстве двух партий. Благодаря этому выносятся определённые оценки происходящему.

Рецензией является материал Валерии Пересыпкиной «Шаг к раскрытию тайны гибели Марины Цветаевой» (Ставропольские губернские ведомости. – 2006. - № 139, см. Приложение 3). Его основу составляет отзыв о готовящейся книге «Через Летейские воды…». Примечательно, что журналист сосредотачивает своё внимание не только на содержании книги, но и на работе автора, его творческих подходах.

Из художественно-публицистических жанров в газете можно выделить очерк (21%), житейскую историю (25%), эпитафию (13%) и такие сатирические материалы как памфлет (17%), фельетон (12%), сатирический комментарий (8%), пародия (4%).

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать