3. Должностные лица, принявшие решение об отнесении сведений к категории ограниченного доступа, несут административную и дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба.
4. Отнесение информации к государственной тайне и к категории конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Документирование информации
1. Документирование информации является обязательным условием включения информации в государственные информационные ресурсы Приморского края. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность на территории Приморского края.
2. Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной подписью.
Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.
3. Право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи осуществляется на основании лицензии. Порядок выдачи лицензии определяется законодательством Российской Федерации.
4. Информация, предоставляемая пользователям в режимах их коллективного и индивидуального информирования с применением ситуационных центров, ситуационных комнат, средств отображения и оперативной передачи данных (видеоконференций, экранов, табло, средств проведения селекторных совещаний), подлежит обязательному электронному протоколированию и документированию.
5. Информационное обеспечение оперативной деятельности органов государственной власти и использованием электронных систем для перевода с одного языка на другой должно лицензироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Обязательное предоставление документированной информации для формирования государственных информационных ресурсов Приморского края
1. Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обязаны предоставлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов.
2. Перечень предоставляемой в обязательном порядке документированной информации и перечень органов и организаций, ответственных за сбор и обработку краевых информационных ресурсов, утверждается губернатором Приморского края.
3. Порядок обязательного предоставления (получения) информации, отнесенной к государственной тайне, или конфиденциальной информации для формирования государственных информационных ресурсов Приморского края устанавливается и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об этих категориях информации.
Общее состояние российского рынка информационных услуг.
В настоящее время российский рынок IT-услуг представлен сотнями компаний. Однако далеко не все из них попадают в рейтинговые листинги как по причине их небольших размеров, так и из-за непрозрачности отчетности, характерной в целом для данной отрасли.
Для лучшего представления конкурентной среды в отрасли информационных технологий, точнее в ее высшем эшелоне, сформируем две многомерные классификации IT-компаний: одну на показателях видов деятельности, другую на показателях результативности. Целью первой классификации является построение типологии компаний на принципах схожести видов деятельности. В результате станет ясно, какими типами IT-компаний в основном представлен российский рынок информационных услуг. Вторая классификация основана на итогах деятельности компаний за 2003 год (к сожалению, данные по итогам 2004 года еще не собраны) и группирует их по схожести финансовых результатов. Последняя классификация позволяет упорядочить группы компаний по степени убывания их результативности, то есть построить стратификацию компаний, а значит, и основанную на ней систему рейтингования.
Таким образом, обе классификации характеризуют конкурентное пространство IT-компаний, но с разных сторон: первая – с позиции конкуренции по видам деятельности, вторая – по совокупной результативности.
1. Несмотря на глобальную стагнацию и некоторый спад в мировой экономике российский рынок интернет услуг продолжает качественно развиваться. Объемы российского рынка IT выросли за 2002 год на 10-40% до 3.5 - 4.8 млрд. долларов (по данным МФД-ИнфоЦентр и MARKET VISIO/GARTNER Moscow).
2. В России растет роль рекламы и маркетинга в интернете, все большее число компаний понимают их важность и эффективность. Значительная часть офф-лайновых рекламных сообщений содержит адрес интернет-представительства. По оценкам экспертов объём рынка интернет-рекламы будет расти как в количественном, так и в качественном отношении.
3. Традиционные СМИ активно развивают применение интернета как новой технологии для взаимодействия с аудиторией и организации производственного процесса. Так, например, Первый канал ТВ использует интернет, как транспортную среду для передачи отснятого видеоматериала между регионами.
4. Расширяется использование интернета в традиционных областях ИТ. Продолжается сдержанный рост систем ERP (внедрения и развития систем управление предприятием), SCM (управление цепочками поставок), CRM (управление взаимодействием с клиентами), операторских центров, систем документооборота и управления рабочими процессами.
5. Развитие рынка ИТ в 2002 году сопровождалось существенным перераспределением его сегментов. На первый план выходят сетевые технологии, интранет и экстранет, а также системы, обеспечивающие взаимодействие с контрагентами (данные Маркет-Визио/Гартнер Груп). "Традиционный" подход к внедрению корпоративных информационных систем - подход, при котором не преимущества интернета не используются - становится для российских предприятий менее актуальным.
6. С каждым годом растет важность информационной безопасности в интернете. Следует отметить наметившуюся осознанную тенденцию комплексного решения проблем информационной безопасности на глобальном и корпоративном уровнях.
Основные проблемы, стоящие перед участниками российского рынка интернет-услуг:
1. К новым опасностям 2003 года следует отнести компьютерные вирусы для мобильных устройств, которые становятся массовым продуктом на рынке устройств доступа. Сохраняется опасность нацеленных атак на Российский Интернет, которые могут нанести чрезвычайно серьезный ущерб стране.
2. Доля населения, вовлеченного в интернет, будет составлять в ближайшие три года не более 15%.
3. Одна из причин низких вложений в IT-решения - недостаточная заинтересованность владельцев и менеджмента в прозрачности и росте эффективности компаний. Использование эффективных IT-решений сужает возможности "теневой" работы предприятия.
4. На традиционном IT-рынке норма прибыли имеет тенденцию к снижению.
5. Обостряется проблема недостатка высококвалифицированного менеджмента в развивающихся IT компаниях.
6. Существует интерес западных инвесторов к проектам в российском IT секторе, особенно в таких областях, как интранет/экстранет, системы передачи данных, финансовые решения, решения по управлению кадрами, по обработке данных и мобильные решения. Однако наряду с препятствиями, свойственными российской экономической ситуации в целом, вхождению зарубежных инвесторов на российский рынок мешает слабая структурированность российских IT проектов и отсутствие глубоко проработанных бизнес-планов.
7. Сокращается число качественных информационных проектов в российском интернете. Создание и поддержка новых проектов сталкивается со значительными финансовыми и организационными проблемами.
Приоритетные направления развития рынка интернет-услуг:
1. Активное развитие технологий мобильного доступа в интернет, дальнейшее удешевление доступа в интернет. Конвергенция интернет- и мобильных технологий.
2. Дальнейшее развитие услуг аренды приложений и ресурсов, снижение цен и увеличение ассортимента услуг.
3. Удешевление услуг по внедрению готовых программных продуктов.
4. Рост консалтинговых услуг. Интеграция ИТ-консалтинга и элементов бизнес-консалтинга в проектах корпоративных информационных систем.
5. Более эффективное взаимодействие заказчиков рекламных услуг, агентств и площадок, развитие нестандартных подходов к продвижении продуктов и услуг в интернете.
6. Поиск экономически обоснованных схем взаимодействия между интернет- и контент-провайдерами с целью создания условий для сохранения качественного информационного наполнения российского интернета.
7. Координация усилий направленных на безопасность средств связи и снижение угроз вирусных атак.
8. Развитие технологии интерактивного телевидения, которое по прогнозам в ближайшие 5-7 лет может стать основным средством доступа физических лиц в информационные сети.
Слабым местом в инфраструктуре рынка информационных продуктов и услуг пока остается сфера сбыта. Подавляющее большинство фирм испытывает недостаток свободных средств для организации сбыта по правилам цивилизованного рынка. Практически не проводятся целенаправленные маркетинговые исследования. Изучение потребительского спроса, как правило, ведется не профессионалами. Не анализируется потребительский спрос различных категорий потенциальных покупателей.
Основные источники предоставления знаний.
Технологии доступа к знаниям.
Управление информацией и знаниями - одна из ключевых сегодня областей, где расширяется применение информационных технологий. Это отражает тот факт, что в круг задач автоматизации вошла сейчас автоматизация деятельности тех пользователей, которым по роду их работы необходимо получать разнообразную информацию, но алгоритмы обработки этой информации крайне сложно формализовать. В американской литературе такая категория специалистов называется "knowledge workers", что можно перевести старым советским термином "работники умственного труда". Достаточно часто таких людей называют "лицами, принимающими решения", но данное определение слишком узко - кроме руководителей и бизнесменов разного ранга, в состав knowledge workers входят аналитики, эксперты, журналисты и т.д.
Поддержка деятельности работников умственного труда заключается в решении взаимосвязанной пары задач:
- обеспечение доступа к широкому кругу источников информации (персональных, групповых, корпоративных, внешних);
- предоставление возможности гибкой настройки персонального рабочего места, включая выбор источников данных, способа предварительной обработки информации и ее представления.
С технологической точки зрения возможны два варианта реализации подобного механизма: с размещением соответствующего ПО на сервере ("тонкий клиент") или на клиентском компьютере ("толстый клиент"). Первый способ фактически выливается в создание корпоративного портала - централизованного "шлюза", через который сотрудники предприятия получают доступ как к внутренним, так и внешним информационным ресурсам. Достаточно типичный пример такого решения - Hummingbird Enterprise Information Portal. Достоинство данного варианта - применение огромного набора функций и минимизация затрат на администрирование. Но размещение портала на корпоративном сервере автоматически снижает возможности гибкой настройки для конкретного пользователя. Например, он физически не может обратиться через единый интерфейс к персональной информации, которая лежит на его собственном ПК. Кроме того, по финансовым соображениям создание корпоративного портала недоступно малым и средним предприятиям, не говоря уже о частных лицах.
Второй способ подразумевает перенос всей функциональности портала на рабочее место пользователя (при этом перечисленные выше для первого способа достоинства и недостатки меняются местами). Одно из наиболее эффективных решений такой задачи предлагает корпорация Microsoft: это технология Digital Dashboard (DDB) - электронная информационная панель (ранее использовался дословный перевод - "цифровая приборная панель").
Технология DDB была впервые представлена в конце лета 1999 г., практически одновременно с выпуском версии Miсrosoft Office 2000 Developer Edition. Это, конечно же, не совпадение, так как DDB фактически представляет собой технологическое расширение Microsoft Office. Тогда же появился специальный набор для разработчиков DDB Startup Kit.
Пользователи и разработчики довольно быстро оценили новинку - к моменту появления нового набора ресурсов DDB Resource Kit 2.01 летом 2000 г., по данным Microsoft, было реализовано более 300 тыс. комплектов инструментария для создания DDB, а число реализованных проектов исчислялось сотнями. В России одной их первых начала заниматься DDB-разработкой компания Exteria, которая в конце 1999 г. выполнила проект с использованием DDB для агентства "Прайм-Тасс", а затем создала русскоязычную коллекцию DDB-компонентов по заказу московского представительства Microsoft.
В первый год существования DDB российское отделение Microsoft не проявляло заметной активности в продвижении данной технологии, однако с осени 2000 г. DDB была уже представлена как одно из главных направлений работы корпорации в нашей стране. В октябре был открыт русскоязычный сервер по этой тематике (www.msddb.ru). В ноябре данному вопросу был посвящена отдельная серия докладов на конференции "Microsoft Платформа 2001", где всем участникам раздавали компакт-диски с DDB Resource Kit 2.01 (DDBRK) и русской коллекцией компонентов.
В связи с появлением DDB поставщики портальных технологий стали выражать явное недовольство - "Билл Гейтс пришел и сюда: ничего хорошего от этого не жди". Действительно, Microsoft в данном случае действует в традиционном для себя стиле: оказывается, что почти все необходимое для работы у пользователей уже имеется, дополнительные средства распространяются бесплатно, и при этом для создания конкретных решений привлекаются десятки (или сотни) тысяч независимых разработчиков.
DDB - Web-страница, открытая в Outlook
В первую очередь следует подчеркнуть, что DDB - это не коробочный продукт и уж тем более не корпоративный информационный портал. DDB - это технология, которая позволяет создавать настраиваемые решения для сотрудников, работающих с информацией (knowledge workers), обеспечивая объединение персональной, групповой, корпоративной и внешней (Интернет) информации и предоставляя доступ к различным инструментам анализа и коллективной работы, к источникам данных.
На самом деле за термином Digital Dashboard скрывается очень простая вещь. DD-панель - это обычная HTML-страница, открытая в Outlook 2000. Для этого используется стандартный компонент ActiveX, который находится в библиотеке SHDOCVW.DLL. В этой связи сразу возникает вопрос - зачем использовать для этого Outlook 2000, когда уже есть специальные программы просмотра, браузеры? Тем не менее есть несколько доводов в пользу такого решения.
- Сегодня Microsoft позиционирует именно Outlook в качестве предмета первой необходимости для любого компьютерного пользователя (речь идет, конечно же, о корпоративных пользователях). Контакты, календарь, электронная почта, групповая работа и пр. - это должно быть у каждого "информационного" сотрудника постоянно под рукой. Теперь, с появлением DDB, функции Outlook резко расширяются, эта программа становится "окном" для доступа к другим программным и информационным ресурсам.
- В Outlook 2000 по сравнению с предыдущей версией резко увеличены возможности функционального расширения. В нем реализована достаточно мощная объектная модель и встроен полнофункциональный механизм VBA.
- Использование общих папок позволяет обеспечивать информационное взаимодействие участников единой рабочей группы.
- Можно уверенно предположить, что Microsoft просто не хочет, чтобы ее технология была доступна для браузеров других поставщиков. В принципе DDB-панели можно загружать при помощи любого браузера (по крайней мере, это позволяет Internet Explorer), но при этом будут автоматически заблокированы все обращения к объектам Outlook. Ценность такого приложения тем самым резко снижается, тем более что функциональность Outlook в будущем будет явно возрастать.
Еще раз подчеркнем: DDB - это HTML-страница (обычная HTM или активная ASP), открытая в Outlook и использующая (скорее всего) объектную модель данной программы. Пользователь может открывать ее в качестве страницы Outlook Today или сделать ее "домашней страницей" для одной или нескольких стандартных папок Outlook. Соответственно для создания DDB в принципе достаточно любого HTML- или даже текстового редактора.
DDB - портал или не портал
В заключение опять вернемся к вопросу: как соотносятся между собой DDB и корпоративные информационные порталы? DDB - это технология, которая позволяет решить важную часть проблемы создания индивидуального информационного портала для конкретного сотрудника, а также для группового общения. Ее скорее всего можно применять и для создания мощных порталов, но только в совокупности с другими средствами, причем желательно в рамках платформы Microsoft. При этом понятно, что DDB может использовать не только крупная организация., но и студент для организации своего рабочего места дома.
Что лучше - купить за несколько сотен тысяч долларов готовый комплекс класса EIP, который можно за небольшой срок адаптировать, или постепенно складывать систему из кирпичиков без столь серьезных разовых затрат? Cколь велики реальные потребности в портале? Подобных вопросов можно задавать много, и ответы на них не будут однозначными. В данном случае важнее другое - чтобы у разработчика и пользователя был выбор...
Страницы: 1, 2