· рост мобильных факторов производства приводит к сдвигу границ производственных возможностей в сторону экспортных отраслей, что создаёт кумулятивный эффект в накоплении капитала и снижении удельных издержек;
· уровень вознаграждения (доход) мобильных факторов производства, используемых в экспортных отраслях, растёт, а в импортозамещающих – падает;
· снижение издержек на капитал обуславливают рост чистой текущей стоимости инвестиций, что увеличивает общую ценность всех активов инвестора, в том числе размещённых на других территориях;
· неконтролируемое увеличение объёмов вывоза продукции за пределы региона может привести к изменению равновесных цен на внешних рынках, что может оказаться разрушительным для экспортнориентированных отраслей.
Для выявления роли мобильных факторов в оценке инвестиционного потенциала, их подразделяют на постоянные и развитые. К “постоянным” относят природные ресурсы, неквалифицированную рабочую силу, климатические условия. К “развитым” - знания, высококвалифицированные кадры, услуги по управлению капиталом. “Постоянные” сохраняют устойчивую ценность в долгосрочном периоде при минимальных капиталовложениях на их развитие и поддержание. Уровень их доходности базируется на таком параметре, как “редкость”. Однако инвестиционный потенциал, формируемый на основе “редкости” ресурсов, неустойчив и зависит от динамики цен и изменения потребительских предпочтений на мировом рынке. “Развитые” факторы создаются за счёт значительных и продолжительных капиталовложений, которые необходимо постоянно совершенствовать.
Создавать и совершенствовать на региональном уровне все мобильные факторы невозможно. Поэтому для выстраивания иерархии факторов необходимо выделить детерминанты, на основе которых формируются инвестиционные преимущества территории. Отсюда вытекает важнейшая концептуальная предпосылка модели инвестиционного потенциала региона на основе теории накопления мобильных факторов производства: инвестиционный потенциал создается в отраслях, производство которых ориентировано на вывоз продукции за пределы региона.
Параметры спроса. Количественными показателями влияния спроса на выбор отраслей являются:
· объём вывоза продукции за пределы региона, превышающий уровень доли региона в ВВП страны;
· совокупная доля иностранных инвестиций в уставном фонде, вложенных в основной капитал отраслевых предприятий.
Доходность. Влияние уровня доходности на параметры инвестиционного потенциала региона базируется на следующих методологических предпосылках: экспортная ориентация всегда приводит к росту показателя ИПР и нет смысла требовать, чтобы отрасль имела обязательно преимущества, прежде чем выходить на “внешние” для неё рынки, либо требовать у государства, чтобы торговля была “справедливой”; регион выигрывает от отраслевой ориентации на внешний рынок, даже в том случае, если региональные предприятия уступают партнёрам по внешней торговле в уровне производительности труда и капитала во всех отраслях.
Исходя из этого объём затрат труда и капитала в экспортных отраслях являются относительным показателем уровня инвестиционной конкурентоспособности территории. Высокий уровень зарплаты и инвестиционных доходов влияет на мобильность факторов производства, что в долгосрочной перспективе приводит к снижению удельных факторных издержек и создаёт кумулятивный эффект дополнительного притока капитала.
Необходимо отметить, что каждый из приведённых подходов имеет свои достоинства и недостатки. Возможности их применения для экономических систем типа России, регионы которой расположены в 9 часовых поясах и 6 климатических зонах, требует дополнительной теоретической проработки и методической адаптации. Однако, несмотря на имеющиеся трудности, они могут быть использованы для разработки оценочных моделей инвестиционного потенциала регионов. На современном этапе в условиях перехода к открытой модели рынка сам по себе показатель инвестиционного потенциала, без оценок экономических рисков не может быть использован для выбора политики управления инвестиционными ресурсами.
глава 3. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
3.1 Необходимость анализа инновационных проектов
Для снижения риска инновационной деятельности предпринимательской фирме необходимо в первую очередь провести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких, как территориальная расположенность предприятия, уровень компетентности персонала не основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т. п. Поскольку на каждом конкретном предприятии существуют свои факторы, оказывающие влияние на эффективность инновационных проектов, то универсальной системы опенки проектов нет, но ряд факторов имеет отношение к большинству инновационных предприятий. На основе этих факторов выделяют определенные критерии для оценки инновационных проектов, которые включают в себя[11]:
цели, стратегия, политика и ценности предприятия: маркетинг:
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; финансы; производство.
Кратко рассмотрим вышеназванные критерии и условия оценки инновационного проекта.
1. Цели, стратегия, политика предприятия. Оценивая инновационный проект в этом направлении, необходимо выявить, насколько цели и задачи инновационного проекта совпадают с целями и стратегией развития предприятия, так как если направление проекта противоречит общей политике предприятия, то возникает большая вероятность того, что проект не принесет ожидаемого результата.
2. Маркетинг. Для реализации инновационного проекта необходимо, чтобы маркетинговые исследования рынка подтвердили его потребность, выявили конкретных будущих потребителей. В том случае, если конечный результат инновационного проекта — продуктовая инновация, то цель маркетингового исследования — спрогнозировать спрос на новый продукт, который в начальный период предложения его на рынке в силу патентной или иной временной монополии данного предприятия на новый продукт будет одновременно спросом на продукцию предприятия. Сюда же можно отнести и технологические инновации, улучшающие качество продукта, создающие новую его модификацию. Однако провести маркетинговое исследование по инновационному проекту, предлагающему принципиально новый продукт или услугу, очень сложно, так как в некоторых случаях они могут быть настолько новы, что их потенциальными потребителями еще не осознана потребность в них. Маркетинговое исследование атакой ситуации с большой долей вероятности может дать ошибочный, и даже отрицательный результат.
При оценке инновационного проекта следует выявить действительных, а также потенциально возможных конкурентов. Однако сравнивать необходимо не только продукт—результат инновационного проекта с аналогами конкурентов, а ожидаемые последствия от действий на рынке конкурентов[12].
Целесообразно также проанализировать и возможные каналы распределения результатов инновационного проекта, оценить, насколько подходит уже существующая на предприятии система сбыта для распространения нового товара, так как создание специализированных каналов распределения на предприятии может значительно увеличить стоимость инновационного проекта.
3. Стадия НИОКР является начальной стадией инновационного проекта, на которой следует оценить вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности предприятия. Технический успех — это получение желаемых технических показателей, при этом эти показатели должны быть достигнуты в рамках выделенных на проект средств и в требуемые сроки. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, определяющим дальнейшую специализацию предприятия. Поэтому оценивать проект следует не только с позиций непосредственно нового проекта, а целесообразно выявить н учесть возможные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продуктов, а также применения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения. Для предприятия большей привлекательностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Оценивая инновационный проект с позиций достижения научно-технических критериев, следует учитывать не только вероятность технического успеха, но и воздействие этого проекта на бюджет НИОКР предприятия и деятельность подразделений, которые выполняют НИОКР.
При оценке инновационного проекта необходимо проверить, не нарушает ли реализация данного проекта права на интеллектуальную собственность какого-либо патентодержателя, а также выяснить, не ведутся ли конкурентами параллельные разработки и не поданы ли заявки в Патентное ведомство, иначе эффективность проекта может быть оценена неверно. Па принятие решения об оценке инновационного проекта оказывает влияние возможное отрицательное воздействие на окружающую среду процесса реализации проекта. Так как в некоторых случаях экологические последствия научно-технического проекта могут быть негативные, проекты могут быть запрещены законодательным путем к дальнейшей реализации или на предприятие могут быть наложены большие штрафы, что вызовет непредвиденные убытки и поставит под вопрос эффективность инновационного проекта.
4. Финансы. При выборе инновационного проекта большое значение имеет правильная оценка эффективности (прибыльности) проекта. Проект должен рассматриваться в совокупности с уже разрабатываемыми инновационными проектами, которые также требуют финансирования. В некоторых случаях требующие значительных капитальных ресурсов проекты могут быть отвергнуты в пользу менее эффективных проектов, но требующих меньших капитальных затрат, из-за того, что финансовые ресурсы необходимы для других инновационных проектов предприятия. Концентрировать все финансовые ресурсы предприятия на разработке одного проекта не всегда целесообразно. Предприятие может себе это позволить лишь в том случае, если инновационному проекту гарантирован