Личные права — это те права, которые относятся к сфере личной жизни, т.е. права человека, который ощущает себя просто членом семьи, участником какого-то микроколлектива, жителем конкретного дома, улицы, села и т.д. Для того чтобы человек мог нормально существовать, необходимы гарантии неприкосновенности личности, от произвольного вмешательства в его дела, от покушений на его семейную жизнь, чтобы он мог свободно общаться с другими людьми. Личные права — это то, что ближе всего человеку: права человека как отца, мужа, сына, брата (матери, дочери, сестры, жены) и т.д. Это прежде всего семейные ценности.
Политические и гражданские права — права в сфере участия в гражданской жизни: избирать, быть избранным, свобода слова, митингов, собраний. Деление на политические и гражданские права обусловлено тем, что под первыми понимаются права, принадлежащие определенному человеку как гражданину, вторыми — определенному государству.
Социально-экономические права и свободы — это права человека в сфере приложения его труда. По мнению профессора Л.Д. Воеводина, это права человека-труженика, производящего материальные ценности и духовные блага, участвующего в общем деле, вносящего свой вклад. Человек как труженик должен иметь возможность и право участвовать в этом процессе, получать справедливое вознаграждение за свой труд, реализовать право на отдых, на материальное обеспечение в случае потери трудоспособности.
В литературе иногда выделяют и четвертую группу прав — социально-культурные.
Основные способы закрепления прав, свобод и обязанностей личности бывают двух видов: 1) позитивный и 2) негативный.
При позитивном способе конституция (конституционный закон) устанавливает или определяет, что гражданин обладает определенным правом. Например, Конституция Королевства Испания закрепляет, что все граждане имеют право участвовать и общественной жизни непосредственно или посредством своих представителей, свободно избранных путем всеобщего голосования (ч. 1 ст. 23). В некоторых случаях право или свобода гарантируются без указания конкретного субъекта, гражданина: «Все имеют право свободно выражать свои мысли устно, письменно и всяким другим способом выражения мысли» (ст. 21 Конституции Итальянской Республики).
Негативный способ формулирования прав и свобод означает конституционное запрещение любому субъекту нарушать права или ограничивать права или свободы других субъектов права. Так, согласно ст. 14 Конституции Итальянской Республики «жилища неприкосновенны. Осмотры, обыски и наложения ареста не могут производиться иначе как в случаях и порядке, установленных законом», т.е. на первое место выдвигается запрет, который может касаться другого гражданина, но путем запрета гарантируются прежде всего права личности от посягательств со стороны государства.
Негативный способ наиболее характерен для американского права, например: «Никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле» (1-я поправка к Конституции США).
Существуют и иные подходы к оценке прав, свобод и обязанностей. Они могут делиться на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные права могут касаться каждого гражданина, а коллективные — группы граждан. Эти понятия взаимосвязаны, потому что, например, работник может осуществить свое право на забастовку, которая проводится коллективно. Он обладает правом присоединиться к забастовке или нет.
Классифицируют права, свободы и обязанности также на основные и вспомогательные. Основные — фундаментальные, а дополнительные (вспомогательные) зависят от основных. Например, право участвовать в управлении государством — основное политическое право, а право избираться и быть избранным — производное от него, дополнительное.
2. ВИДЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН.
Личные права и свободы. Впервые появившись в писаных источниках права как юридическая гарантия от произвольного ареста, в настоящее время они фиксируют любые права личности (на жизнь, на свободу, на неприкосновенность), приобрели более универсальный и широкий характер после принятия международных актов о гражданских и политических правах. В частности, большое влияние на законодательство стран мира, прежде всего конституционное, оказал Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1966 г. После того как ст. 6 Пакта закрепила право на жизнь, нормы подобного рода стали повсеместно распространяться во многих странах в 60—70-е гг. XX в. Например, Конституция Королевства Испания содержит норму о том, что «каждый человек имеет право на жизнь, физическую и моральную неприкосновенность и не может подвергаться пыткам, негуманному и унизительному наказанию. Смертная казнь запрещена, за исключением случаев, предусмотренных военным законодательством, действующим в военное время» (ст. 15).
Одно из условий, по исполнении которого государство принимается в Совет Европы, — это отмена смертной казни. Право на жизнь, включая отмену смертной казни, служит общеевропейским критерием для признания демократичности государства, точнее говоря, для признания демократичности политического режима, который существует в данном государстве. Неприкосновенность личности, конечно, волнует граждан более всего. Граждане хотят иметь гарантии неприкосновенности от посягательств со стороны органов государства. Содержание права неприкосновенности — это гарантии от необоснованного ареста, обыска или задержания. В правовом государстве человек не может быть задержан или арестован без специального акта суда или специально уполномоченного на то органа (прокурора). В большинстве западных стран запрещаются обыски, которые не санкционированы судом или прокурором, получение такой санкции — достаточно сложная процедура, направленная на ограничение возможного произвола полицейских или судебных органов.
Неприкосновенность частной жизни — одна из самых важных групп личных прав. Сюда включаются права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этих прав не допускаются по закону и преследуются нарушения этих прав. Однако на практике полиция очень часто обладает большими полномочиями для того, чтобы входить в частное жилище, осматривать личные автомобили и т.д. Часто используются такие методы сыска, как прослушивание телефонных переговоров, вскрытие писем. Современная техника настолько совершенна, что доказать нарушение частной жизни практически невозможно, если эти доказательства явно не используются во вред гражданину. Важной гарантией, хотя бы немного ограничивающей произвол государства и государственных служб, является запрет в ряде стран на использование в суде доказательств, добытых оперативным путем (представление магнитофонных записей, видеосъемок и т.д., сделанных без ведома гражданина).
Ряд современных конституций очень подробно описывает запреты в сфере личной жизни. Так, Конституция Королевства Нидерландов, значительно обновленная в 1982 г., в ст. 10 включает длинный перечень ограничений возможных посягательств на личную жизнь гражданина, например: каждое лицо имеет право на уважение своей частной жизни; правила для защиты частной жизни устанавливаются законом; лицо имеет право знакомиться с зарегистрированными сведениями о нем, пользоваться ими и исправлять их.
Составной частью права на личную жизнь является неприкосновенность жилища. Важное правило в этой сфере содержит, например, Конституция Греческой Республики: «Жилище каждого гражданина неприкосновенно, частная семейная жизнь индивида ненарушима, домашние обыски могут проводиться не иначе как в случаях и формах, предусмотренных законом, и всегда в присутствии судебной власти» (ст. 9).
Весьма важным является право граждан на свободу передвижения и свободу выбора места жительства. Такое проявление свободы личности в странах СНГ еще ограничивается институтом прописки, регистрации и т.п. На Западе никаких прописок не существует, и такое положение закрепляется конституциями. Так, ст. 19 Королевства Испания устанавливает, что испанцы имеют право свободно избирать место жительства и право свободного передвижения по национальной территории. Аналогичные нормы есть и в других конституциях, например в Конституции Итальянской Республики (ст. 16).
В категорию личных прав и свобод включают такие права и свободы, как свобода мысли, свобода слова. Они относятся к числу личных и одновременно политических свобод человека. Все демократические конституции мира закрепляют это право, рассматривая свободу как основу свободы печати и инакомыслия. Свобода слова позволяет каждому человеку выражать свои мысли, убеждения и мнения.
Демократические государства обычно не придают большого значения устным формам выражения мнений, не связанных с действием. Так, в Великобритании каждый человек может прийти в Гайд-парк столицы и изложить свои взгляды перед случайными прохожими. В США устные выступления граждан ограничены весьма минимально (необходимостью воздерживаться от «агрессивных» слов, пропаганды порнографии, призывов к мятежу, клеветы и т.д.).
Свобода слова тесно связана со свободой на получение информации, свободой творчества. Эта взаимосвязь подробно прослеживается в Конституции Королевства Испания, которая гарантирует «свободное выражение и распространение взглядов, идей и мнений устно, письменно или другими средствами... техническое, научное, художественное и литературное творчество и производство» (ст. 209), и в Основном Законе ФРГ, предоставляющем «право свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно, посредством изображения и беспрепятственно черпать знания из достоверных источников. Свобода печати и свобода информации посредством радио и кино гарантируются» (ст. 5).
Кроме того, существуют естественные ограничения на свободу слова. Им может считаться покушение на честь и достоинство личности либо на какую-то тайну (поенную, государственную, дипломатическую, коммерческие секреты и т.д.
Что касается государственных секретов и тайн, то в большинстве высокоразвитых стран установлены сроки, в течение которых они не могут публиковаться (25—30 или 45—50 лет в зависимости от категории государственной тайны, от важности секретов и лиц, которых они задевают, например лиц королевских династий, президентов). После истечения этого срока все тайные архивы либо сведения становятся доступными, граждане могут пользоваться ими и на основании архивов создавать документальные и художественные произведения.
Свобода совести и свобода вероисповедания — достаточно близкие понятия. Под свободой совести понимают право исповедовать любую религию либо право не исповедовать никакой, придерживаться атеистических взглядов. Свобода вероисповедания — это свобода исповедовать религию. Во многих зарубежных странах говорится больше о свободе вероисповедания, хотя современные конституции признают и безбожие. В некоторых государствах какой-либо одной из религий придается больший вес, большее значение, чем другим. Например, традиционной религией в Болгарии является восточно-православное вероисповедание (ст. 13 Конституции Республики Болгарии). Очевидно, что если, несмотря на такие юридические предпочтения, в стране не существует полное равноправие всех конфессий, то в ней не - нарушаются права и свободы личности в этой сфере. Во многих государствах в конституциях фиксируется, что церковь и государство не вмешиваются в права друг друга, что государство и церковь разделены; что школа и церковь не вмешиваются в дела друг друга. Обычно этого достаточно для гарантии невмешательства государства в дела церкви, а церкви — в дела государства.