Институт суда присяжных заседателей

Возможность возродить в России суд присяжных появилась в завершающий период «перестройки». Концепция судебной реформы в Российской Федерации, одобренная Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 г. по предложению Президента Б.Н.Ельцина, предполагала конституционное закрепление права обвиняемого «на рассмотрение его дела судом присяжных, если ему грозит наказание в виде лишения свободы на срок свыше 1 года». ». Уже 1 ноября 1991 года первое упоминание о суде присяжных появилось в Конституции РСФСР 1978 года. 22 сентября 1992 г. Президент Российской Федерации издал распоряжение № 530-рп о разработке законопроектов о суде присяжных и поэтапном его распространении в российских регионах. Соответствующий закон был принят 16 июля 1993 года.

Первый в России после многолетнего перерыва процесс с участием присяжных заседателей состоялся в Саратове в декабре 1993 года. В 1994 году суд присяжных заработал в девяти регионах страны: в Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях, а также в Ивановской, Московской, Ростовской, Рязанской, Саратовской Ульяновской областях. После принятия нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации действие законодательства о суде присяжных с 1 января 2003 года постепенно было распространено на прочие субъекты Российской Федерации, присяжные заседатели стали привлекаться к рассмотрению дел в окружных (флотских) военных судах. Чеченская Республика остается до 1 января 2010 года единственной территорией, где нормы законодательства о суде присяжных не действуют. В силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года № 3-п российские суды не вправе применять в качестве наказания смертную казнь до повсеместного распространения в стране суда присяжных.


Процедура рассмотрения дел

 

Суд присяжных является весьма специфичной формой осуществления правосудия, что прослеживается через перечень присущих ему признаков:

1) сочетание профессионального и народного элементов (соответственно судья и коллегия присяжных заседателей), среди которых функции разделены: уголовный закон применяется профессиональным судьей (то есть именно он решает вопросы права), а вердикт о виновности или невиновности лица, который служит основанием для применения уголовного закона, принимается не профессиональным судьей, а специально призванными для этих целей гражданами;

2) неоднородность коллегии присяжных заседателей по своему составу, поскольку она может быть представлена гражданами различного социального статуса, имущественного положения, уровня правосознания и правовой культуры, возрастных категорий;

3) существование особого порядка избрания присяжных заседателей, причем их функции не являются пожизненными или долгосрочными, а реализуются единожды при рассмотрении конкретного уголовного дела;

4) принятие вердикта присяжными заседателями на основании тех доказательств, которые были исследованы на стадии судебного разбирательства, производимого на основании принципа состязательности, под руководством профессионального судьи;

5) вынесение вердикта присяжными заседателями без объяснения мотивов принятого решения.

Процедура рассмотрения дел с участием присяжных включает несколько этапов: подготовительная часть, формирование коллегии, совещание и т. д., которые подробно изложены в Уголовно - процессуальном кодексе РФ.

В процессе рассмотрения уголовного дела присяжные участвуют в исследовании доказательств: слушают показания свидетелей, подсудимого, знакомятся с результатами экспертиз. Потом присяжные удаляются на совещание и решают "вопрос факта", то есть, достаточно ли предъявлено суду доказательств, чтобы признать подсудимого виновным. Заседают присяжные отдельно от судей - это важнейшее условие их работы.

Ставка делается на оценку весомости обвинения именно с точки зрения обычного здравого смысла, поэтому от присяжных и не требуется юридическое образование. Затем по решению присяжных судьи определяют "вопрос права", то есть степень вины подсудимого, и назначают наказание.

Подготовительная часть заседания проводится в соответствии с гл. 36 УПК РФ с учетом требований ст. 327 УПК РФ. Наряду с общими правилами, определяющими порядок проведения подготовительной части, секретарь заседания докладывает о явке кандидатов в присяжные заседатели, а председательствующий судья по уголовным делам, рассматриваемыми с участием присяжных заседателей, в случае явки менее 20 кандидатов делает распоряжение о дополнительном вызове в суд присяжных. Списки присяжных вручаются сторонам без указания их адресов. Кроме того, председательствующий судья разъясняет сторонам их право заявлять как мотивированные, так и немотивированные отводы кандидатам; право участвовать в формировании вопросного листа; судья также заявляет, что в присутствии присяжных не обсуждаются вопросы права, и о возможности отмены приговора.

Сегодня присяжным заседателем в России может стать гражданин Российской Федерации старше 25 лет, но только если он не работник правоохранительных органов, не священнослужитель и не имеет непогашенной судимости. Ограничений по национальности, вероисповеданию и образованию нет.

Присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой государственной защитой. Органы внутренних дел обеспечивают безопасность присяжного заседателя, членов его семьи, сохранности их имущества в случае, если от присяжного заседателя поступит соответствующее заявление, а также в случаях, когда органы внутренних дел обнаружат другие свидетельства угрозы их безопасности или сохранности их имущества. На присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, в полном объеме распространяются гарантии неприкосновенности судьи. При­сяжному заседателю, исполняющему обязанности в суде, выплачиваются судом вознаграждение в размере половины должностного оклада члена соответствующего суда, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы пропорционально времени (количеству рабочих дней) присутствия в суде. Ему возмещаются командировочные и транспортные рас­ходы на проезд к месту нахождения суда и обратно. Учитывается также время исполнения им обязанностей в суде. За ним сохраняются все гарантии и льготы, предусмотренные для работников по месту его основной работы. Не допускается увольнение присяжного заседателя или перевод его на менее оплачиваемую работу во время исполнения им обязанностей в суде. На руководителей предприятий учреждений и организаций, других должностных лиц и граждан, препятствующих присяжному заседателю исполнять свои обязанности, может быть возложена административная ответственность.

Списки присяжных заседателей (общие и запасной) составляет ежегодно краевая, областная, районная, городская администрация, дей­ствующая на территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда. В общие списки присяжных заседателей включаются граждане, постоянно проживающие в районах и городах края, области, в количестве, необходимом для нормальной работы краевого и областного суда, причем их число должно примерно соответствовать в существующей пропорции числу жителей каждого района и города, края, области. В запасной список присяжных заседателей включаются только граждане, постоянно проживающие в краевом, областном цент­ре либо в другом постоянном месте нахождения соответствующего суда, причем их число определяется главой краевой, областной адми­нистрации в пределах не более одной четвертой части всех присяжных заседателей, включаемых в общие списки. При этом сроки и порядок составления общих и запасного списков присяжных заседателей опре­деляется главой краевой, областной администрации. Неявка гражданина без уважительной причины по вызову в суд для исполнения обязанностей присяжного заседателя влечет административную ответственность.

Коллегия присяжных заседателей формируется в соответствии со ст. 328 УПК РФ. После выполнения председательствующим судьей подготовительной части судебного заседания в зал судебного заседания приглашаются явившиеся кандидаты в присяжные. Председательствующий судья обращается к ним с кратким вступительным словом, в котором представляется сам, представляет стороны, сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению и какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства. Также, судья разъясняет присяжным задачи, стоящие перед ними, условия участия в рассмотрении дела, обязанность правдиво отвечать на вопросы и т. д.

В процессе формирования коллегии присяжных заседателей судья с учетом мнения сторон решает вопросы самоотводов, заявленных кандидатами в присяжные, и отводов, заявленных сторонами. После обсуждения этих вопросов секретарь судебного заседания должен предоставить список оставшихся кандидатов в присяжные в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список. Если число неотведенных кандидатов больше 14 человек, то по указанию председательствующего судьи в протокол судебного заседания включаются 14 кандидатов в той же последовательности, первые 12 из которых образуют коллегию присяжных, а оставшиеся 2 являются запасными. В зависимости от сложности уголовного дела число запасных может быть больше. Если в списке остается менее 14 человек, в суд вызывают дополнительное число кандидатов по запасному списку. По ходатайству любой из сторон получившаяся коллегия присяжных заседателей может быть распущена судьей ввиду тенденциозности ее состава (например, из-за чрезмерного преобладания лиц одного пола или одной национальности).

На практике могут возникать ситуации, которые требуют распустить коллегию присяжных после принятия присяги. В частности, согласно ст. 242 УПК РФ уголовное дело рассматривается одним и тем же судьей и составом суда. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ составом суда является судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей. В судебной практике встречались случаи, когда федеральный судья не мог продолжить участие в судебной работе (например, тяжелое заболевание, смерть судьи). В силу указанных выше норм закона недопустим ввод нового судьи, как недопустимо и оставление прежней коллегии присяжных. В результате коллегию придется распустить. Судебное разбирательство может быть признано недействительным также в случае, когда число выбывших кандидатов превысит число запасных, что предусмотрено ч. 4 ст. 329 УПК РФ. Кроме того, судья вправе распустить коллегию присяжных заседателей и направить дело для нового рассмотрения, если, по его мнению, обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного лица.

Коллегия присяжных заседателей без участия запасных присяжных избирает в совещательной комнате старшину, который руководит ходом совещания присяжных. После избрания старшины коллегия присяжных заседателей принимает присягу, текст которой изложен в ст. 332 УПК РФ. В процессе судебного разбирательства присяжные могут задавать допрашиваемым вопросы в письменном виде через председательствующего судью.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать