По незавершенному капитальному строительству в описях указываются наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п. При этом проверяется:
а) не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;
б) состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов.
По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их консервации.
На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи.
Отдельные описи составляются также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты.
На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.
Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает сумму, подлежащую отражению на счете расходов будущих периодов и отнесению на издержки производства и обращения (либо на соответствующие источники средств организации) в течение документально обоснованного срока в соответствии с разработанными в организации расчетами и учетной политикой.
2.1.5 Инвентаризация денежных средств, денежных документов и
бланков документов строгой отчетности. Инвентаризация расчетов.
При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).
Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по их видам (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные) с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.
Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.
Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии налогоплательщика с данными выписок банков.
Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
Проверке должен быть подвергнут счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами.
По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.
При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).
Инвентаризационная комиссия должна также установить:
а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
2.2 Инвентаризация имущества индивидуальных
предпринимателей
При инвентаризации налоговыми органами имущества индивидуальных предпринимателей применяется тот же порядок, что и для юридических лиц.
Инвентаризация имущества, используемого индивидуальным предпринимателем в целях осуществления предпринимательской деятельности, производится по месту осуществления им предпринимательской деятельности, а также местонахождению указанного имущества.
Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения, помимо или против воли проживающих в них индивидуальных предпринимателей, не допускается. Инвентаризацию имущества индивидуального предпринимателя, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, следует проводить в его присутствии. Индивидуальный предприниматель должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки.
При проведении инвентаризации имущества индивидуального предпринимателя при выездной налоговой проверке применяются формы, приведенные в Приложениях № 4–13 к Положению № 20н/ГБ–3–04/39. До начала проверки фактического наличия имущества проверяющим надлежит получить последние (на день проверки) приходные и расходные документы о движении имущества, которые должны быть завизированы председателем инвентаризационной комиссии в порядке, установленном п. 2.4 указанного Положения.
Имущество индивидуального предпринимателя (за исключением движения имущества в день проведения инвентаризации) должно быть отражено в Книге учета доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и регистрах учета (ведомостях учета), ведущихся в соответствии с установленным порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность без образования юридического лица, и подтверждаться первичными документами. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и индивидуальный предприниматель. В конце описи индивидуальные предприниматели дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.
3 Результаты инвентаризации имущества налогоплательщиков
Результаты инвентаризации имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оформляются ведомостью результатов, выявленных инвентаризацией (Приложение № 3 к Положению № 20н/ГБ–3–04/39), которая подписывается председателем комиссии. Результаты инвентаризации имущества налогоплательщика отражаются в акте документальной проверки и учитываются при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Формы по отражению процедуры инвентаризации и ее результатов приведены, а также направления проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками приведены (см. главу 14 ст. 62 Налогового кодекса РФ) ниже в табличной форме.
Инвентаризация расчетов
№ |
Содержание операции |
Источник информации |
1 |
наличие подтверждающих документов на приобретение товарно-материальных ценностей |
договоры, письма |
2 |
своевременность предъявляемых претензий по качеству и количеству товаров |
письма |
3 |
правильность изъятия поставщиками НДС |
счета- фактуры |
4 |
соответствие занесения данных счетов поставщиков в учетные регистры |
счета- фактуры, регистры бухучета |
5 |
реальность кредиторской и дебиторской задолженности |
регистры бухгалтерского учета, проведение встречных проверок |
6 |
правильность оприходования материальных ценностей материально ответственными лицами |
счета, приходные акты, накладные, данные складского учета |
7 |
проверка правильности составленных корреспонденции счетов |
регистры бухгалтерского учета, счета, платежные поручения |
Инвентаризация позволяет на практике выявлять значительное количество нарушений. Приводим в табличной форме основные виды нарушений, допускаемых при ведении кассовых операций и методы получения доказательств (см. главу 14 ст. 82 Налогового кодекса РФ).
№ |
Основные виды нарушений, допускаемые при ведении кассовых операции |
Методы получения доказательств |
1 |
2 |
3 |
1 |
хищение денежных средств из кассы |
инвентаризация, наблюдение за выполнением хозяйственных пли бухгалтерских операций |
2 |
хищение денежных средств, замаскировывание неоформленных документов и расписок |
опрос, проверка документов. подготовленных в организации, документов, полученных от третьих лиц (наличие на приходных и расходных кассовых ордерах подписи главного бухгалтера или уполномоченного лица; наличие на расходных кассовых документах подписей руководителя предприятия или уполномоченного лица, расписок получателей денег) |
3 |
неоприходование и присвоение денежных сумм, поступивших из банка |
получение письменных подтверждений, проверка документов, подготовленных в организации |
4 |
неоприходование и присвоение поступивших от различных физических и юридических лип по приходным ордерам денежных средств |
опрос, получение письменных подтверждении, проверка документов, подготовленных в организации, документов. полученных от третьих лип (проверка чековой книжки организации на полноту оприходования денежных средств в кассу организации, полученных из банка по чеку) |
5 |
неоприходование и присвоение поступивших от различных физических и юридических лиц по доверенностям денежных средств |
получение письме иных подтверждении, проверка документов, подготовленных в организации (своевременность расчетов сотрудников организации по командировочным расходам: средствам, выданным на хозяйственные нужды; соответствие приходных кассовых ордеров записям в журнале регистрации приходных кассовых ордеров: одновременность оформления кассовых ордеров и движения денег по ним) |
6 |
повторное использование одних и тех же документов для списания денег по кассе |
наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций, проверка документов, подготовленных в организации (правильность первичных приходных. расходных кассовых документов. приложенных к отчету кассира) |
7 |
неправильный подсчет итогов в кассовых документах и кассовых отчетах |
проверка документов, подготовленных в организации, арифметических расчетов (совпадение входящего остатка по кассе на каждый день с конечным остатком по кассе за предыдущий день: итоги кассовых отчетов) |
8 |
списание денежных средств, сумы без оснований или по подложным документам |
проверка документов, подготовленных в организации, документов, полученных от третьих лип (совпадение расходных кассовых ордеров и информации о них. содержащейся в журнале регистрации расходных кассовых ордеров; достоверность первичных документов: обоснованность включения лиц в расчетно-платежные ведомости) |
9 |
подлог в законно оформленных документах с увеличением суммы списания |
проверка документов, подготовленных в организации, арифметических расчетов (полнота регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей в журнале регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей, проверка соответствия данных аналитического и синтетического учета по расчетам с персоналом) |
10 |
присвоение (отсутствие) денежных средств, начисленных разным лицам и организациям |
проверка документов, подготовленных в организации (проверка соответствия платежных (расчетно-платежных) документов реестрам депонированных сумм, своевременности сдачи в банк депонированных сумм и их оприходования на расчетный счет, соответствия данных синтетического и аналитического учета денежных средств, соответствия выписанных расходных кассовых ордеров журналу регистрации депонентов) Получение письменных подтверждений (проверка достоверности доверенностей от других предприятий) |
11 |
расчеты наличными деньгами, превышающими предельный размер, с другими юридическими лицами |
проверка документов, подготовленных в организации (соблюдение установленного банком лимита остатка в кассе, соблюдение организацией предельных сумм расчетов между юридическими лицами наличными денежными средствами, поступающими в кассу, своевременность постановки на учет в налоговом органе контрольно-кассовых машин) |
12 |
некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического учета |
проверка документов, подготовленных в организации (соответствие котировки, проставленной на первичных кассовых документах, записям в журнале-ордере № i «Касса») |
ЛИТЕРАТУРА
1. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций при продаже товаров в кредит, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132.
2. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету документов в общественном питании, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132.
3. Бородина В.В. Бухгалтерский учет в общественном питании. М., 2002.
4. Бородина В.В. Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле: Учебное и практическое пособие. М., 2003.
5. Бородина В.В. Бухгалтерский учет для руководителя: Практическое пособие. М., 2002.
6. Бородина В.В. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. М., 2002.
7. Бородина В.В. Все о кассовых операциях. Изд. 2-е, переработ. и дополн. М., 2004.
8. Бородина В.В. Документирование и документооборот в бухгалтерском учете: Практическое пособие. М., 2002.
9. Бородина В.В. Как правильно исправлять ошибочные записи в бухгалтерском учете // Финансовая газета. 2000. № 1.
10. Бородина В.В. Методические рекомендации по изучению курса «Теория бухгалтерского учета». М., 2001.
11. Бородина В.В. Оформление кассовых операций // Финансовая газета. 2000. № 2.
12. Бородина В.В. Совершенствование форм бухгалтерского учета // Бухгалтерский бюллетень. 1999. № 2.
13. Бородина В.В. Совершенствование форм бухгалтерского учета // Консультант. 1999. № 7.
14. Бородина В.В., Свиридова Е.А. Новые требования по оформлению кассовых операций // Консультант. 1999. № 22.
15. Гражданский кодекс Российской Федерации.
16. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник. Изд. 2-е, переработ. и дополн. М., 1998.
17. Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утв. письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.96 № 1- 794/32-5.
18. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом МФРФ от 13 июня 1995 г. № 49.
19. Михайлов А.В. Бухгалтерский учет многопрофильных предприятий: Практическое пособие. М., 2000.
20. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2.
21. ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».
22. Письмо МНС РФ от 27 августа 1999 г. № ВГ-6-16/685 «Об унифицированных формах первичной учетной документации».
23. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н.
24. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н (настоящий приказ вводится в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2000 г.).
25. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000).
26. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01).
27. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01).
28. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000).
29. Положение по бухгалтерскому u1091 учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01).
30. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02).
31. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации / Приказ МФ РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. изм. и доп.).
32. Пошерстник Е.Б., Мейксин М.С. Бухгалтерский учет современной производственной компании. М.; СПб., 1998.
33. Реформирование бухгалтерского учета РФ в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности: Практич. пособие. 1999.
34. Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».