Искусство в системе духовных ценностей общества

Воспитательная функция присуща не только искусству. Есть и другие, причем, весьма многочисленные, средства воспитательного воздействия. Но возникает вопрос: как осуществляет эту свою функцию искусство? в чем особенность его нравственного воздействия?

Воспитательная функция искусства проявляется в том, что искусство увлекает, доставляет эстетическое  наслаждение, заставляет восхищаться красотой и тем самым постепенно, незаметно влияет на человека, меняет его жизненные установки, формирует мир чувств и убеждении. Оно способно вдохновлять на подвиги, внушать стремление сопротивляться негативным  обстоятельствам жизни, выпрямлять человека.

Искусство не копирует действительность, оно - «не отображающее зеркало, а увеличительное стекло»  (Маяковский). Художественная правда и жизненная правда - не одно и то же, хотя первая обусловлена второй, является ее отображением. Данко у Горького разрывает себе грудь и высоко поднимает сердце, чтобы освещать путь людям. Советский воин-освободитель держит в руке меч, хотя этот род оружия не был на вооружении Советской Армии. Во всех этих и им подобных случаях внешнее правдоподобие сознательно нарушается во имя усиления нравственного и эстетического воздействия искусства, ради достижения большой художественной правды.

Отношения искусства и морали сложны, противоречивы. Показывая положительное, высоконравственное начало как прекрасное, эстетически привлекательное, а отрицательное и безнравственное как безобразное и эстетически отталкивающее, искусство учит умению находить подлинную красоту, отличать ее от красивости. Это великолепно проявляется в фольклоре — поэтическом и музыкальном, в народных сказках, где простоватый и понукаемый братьями, но самоотверженный и добрый Иванушка-дурачок в глазах полюбив­шей его красной девицы превращается в прекрасного принца, а безответная трудолюбивая замарашка Золушка внезапно расцветает несказанной красотой.

Это замечательно уме­ет показывать и мировая художественная литература, формируя истинно человеческое понимание красоты как красоты духовной, моральной, а отнюдь не телесной.

Искусством, впрочем, нередко отображается и иное соотношение эстетического и нравственного, когда развитое эстетическое чувство находится в вопиющем разладе с нравственной позицией человека. Примечателен в этом отношении небольшой эпизод из знакомого всем и каждому кинофильма «Чапаев», когда белый полковник, по приказу которого только что была совершена экзекуция над солдатом, безмятежно музицирует в своем кабинете, а старый денщик, мерно натирающий пол под звуки «Лунной сонаты» Бетховена, в надежде пробудить в сытом и выхоленном господине человеческое чувство, решается прервать музыку: «Умирает Митька-то...» Полковник недовольно морщится: как же — этот хам помешал эстетическому наслаждению!

Воспевая красоту нравственного подвига, утверждая моральные нормы, искусство использует особые, только ему присущие средства и приемы. Оно приводит в движение неизрасходованные в повседневной жизни эмоциональные ресурсы человека, возбуждает, потрясает его, вслед за чем наступает душевное просветление, очищение — то, что греки называли катарсисом. Тем самым искусство подвергает сомнению и преодолевает устаревшие нравственные принципы, способствует становлению новых, прогрессивных.

Защищая добро, оно не может не обращаться и к образам зла, порока и безнравственности, подчас делая именно их предметом своего специального изучения, как это было присуще например, искусству критического реализма, и сатире в особенности (вспомним Гоголя, Салтыкова-Щедрина — в литературе; Репина, Сурикова — в живописи; Даргомыжского, Мусоргского — в музыке).

Отражать безнравственность с позиций гуманизма— значит способствовать утверждению нравственности, высвобождать человеческое в человеке. «Сохрани нас боже быть поборником безнравственности в поэзии, — восклицал Пушкин. — ...Но описывать слабости, заблуждения в страсти че­ловеческие не есть безнравственность, так как анатомия её есть убийство».

Нравственное начало это — внутренний содержательный компонент искусства, обусловленный самой его природой. Оно (нравственное начало) проявляется в двух взаимосвязанных моментах:

1) нравственное, морально-этическое в самом содержании искусства (его проблематика, отображаемые сюжеты и конфликты, авторское отношение к изображаемому);

2) нравственная ценность искусства как такового, обусловленная его эстетической природой.

Вот почему нравственное воздейст­вие искусства на людей тоже осуществляется двояко:

1. примером нравственного поведения — положительного или отрицательного;

2. силой вызываемого высокохудожественным произведением эстетического переживания.

Отсутствие одного из этих взаимообусловливаюших друг друга элементов оборачивается отсутствием воспитательного эффекта, какие бы благие намерения ни имел при этом автор (вспомним у Белинского: «прекрасное намерение, дурно выполненное»).

Итак, философия, наука, искусство, мораль — относительно самостоятельные и постоянно взаимодействующие духовные формы, имеющие единые источники возникновения и единый конечный стимул своего постоянного функционирования в обществе. Это — вечно развивающаяся и совершенствующаяся творческая деятельность, труд как источник человеческого существования.

Привычную для слуха, широко утвердившуюся триаду «Истина, Добро, Красота», олицетворяющую единство науки, морали и искусства, мы дополним четвертым необходимым компонентом, вбирающим в себя и выражающим в образной форме суть философии: Мудрость—Истина—Добро—Красота, их органическое единство и целостность составляют основу глубинного, содержательного понимания культуры человечества.

Вопрос 2. Искусство и идеология.

 

Можно ли, ведя разговор об искусстве и его месте в системе духовных ценностей, абстрагироваться от влияния идеологии? Конечно же, нет.

Политика господствующего класса играет решающую роль в искусстве, определяет его судьбы. Государство имеет мощные рычаги, позволяющие ему прямо и недвусмысленно влиять на характер искусства, поощрять, стимулировать одни тенденции творчества, или пресекать, искоренять другие.

Являясь решающей силой воздействия на художественную культуру в целом, прямо и непосредственно определяя её судьбы, пути и принципы развития в творчестве писателей, художников и композиторов политическая идеология проявляется подчас в сложно опосредованных и внешне завуалированных формах.

Политическая и правовая идеология входит в искусство:

1.     через тематику избираемую художником;

2.     через идейную позицию;

3.     через сложную систему эстетических оценок, непосредственно воспринимаемых публикой и эмоционально воздействующих на неё.

Что волнует самого писателя, актёра, живописца, а к чему он остаётся равнодушным, чем он заставляет нас восхищаться, а к чему внушает презрение, что высмеивает и о чём плачет - всё это в конечном счёте определяется его политическими симпатиями и антипатиями, а преломляется в творчестве через специфические эстетические категории – прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое.

Способность искусства схватывать и выражать человеческие идеи и устремления, участвовать в борьбе идей и мнений в эстетике получили название тенденциозности искусства.

Вопрос 3. Множественность целей искусства.


1.     Преобразующая функция (искусство как деятельность).

 

Искусство преобразует реальность:

1) через идейно-эстетическое воздействие на людей.

Например, древнегреческое искусство формировало характер грека и его отношение к миру. Ренессансное искусство раскрепощало человека от догм Средневековья. Романы Льва Толстого породили толстовцев. Изображение любви французскими писателями XVII в. повлияло на строй этого чувства во Франции, эротизм кино и романов XX в. во многом определил сексуальную революцию 60-70-х годов;

2) через включение человека в ценностно-ориентированную деятельность.

Искусство пробуждает чувствительность к нарушениям общественной гармонии, стимулирует социальную активность личности, ориентирует ее на приведение мира в соответствие с идеалом. Так порабощенный исландский народ создал саги, в которых жили и действовали вольнолюбивые и мужественные богатыри. В сагах народ духовно осуществлял свои помыслы, создав художественный мир, непохожий на окружающий. Саги сформировали духовный облик народа, и без них ныне невозможно понять национальный характер современного исландца;

3) через обработку строительного материала образа (художник пре­образует мрамор, краски, слова, создавая скульптуру, картину, поэму).


2. Компенсаторная функция (искусство как утешение).


Французский эстетик М. Дюфрен полагает, что искусство обладает утешительно-ком­пенсаторной функцией и призвано иллюзорно восстанавливать в сфере духа гармонию, утраченную в реальности. А французский социолог Э. Морен считает, что, воспринимая художественное произведение, люди разряжают внутреннее напряжение, порожденное реальной жизнью, и компенсируют монотонность повседневности.

Жизнь современного человека полна конфликтных ситуаций, напряжения, перегрузок, неосуществившихся надежд, огорчений. Искусство утешает, уводит в мир грез и своей гармонией влияет на внутреннюю гармонию личности, способствуя сохранению и восстановлению психического равновесия. Создавая в безумном мире внутреннюю гармонию, искусство помогает человеку удержаться на краю жизненной пропасти и дает возможность жить дальше. Своей красотой оно компенсирует жизненные потери людей, скрашивает серые будни или несчастливое бытие.


3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение).


Платон считал необходимым изгнать из идеального государства художников (даже Гомера, правда, предварительно увенчав его лавровым венком). Так на заре своего развития философия выказала недоверие к познавательным возможностям искусства. Для Гегеля искусство также было низшей формой познания истины.

В действительности познавательные возможности искусства огромны и незаменимы иными сферами человеческой духовной жизни. Из романов Диккенса можно узнать о жизни английского общества больше, чем из сочинений всех историков, экономистов, статистиков. Искусство способно осваивать труднодоступные для науки стороны жизни.

В каждом виде искусства свое соотношение деятельного и познавательного начал. При ведущей роли деятельного начала более развита выразительность (например, в архитектуре), а там, где преобладает познание, возрастает значение изобразительности (например, в живописи). Когда архитектор решает здание изобразительно, он нарушает специфику своего искусства. Например, у здания Центрального театра Российской Армии в Москве — форма пятиконечной звезды. Такое изобразительное решение создало неудобства в функционировании здания (нефункцио­нальные лучи звезды); и нелепости в восприятии (изображение звезды прочитать можно только с вертолета — план сверху).

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать