Она замерзает при негативных tº, увеличиваясь в объёме почти на 10%, и образует накипь в системе охлаждения двигателя.
В последнее время широко используется незамерзающий при низких tº жидкости (антифризы). Кроме основных требований, они должны иметь как можно меньшую агрессивность, то есть иметь присадки, быть физически и химически стабильными.
Эти жидкости не должны пениться под час работы двигателя и иметь небольшую стоимость.
В нашей стране с 1952г. выпускают две этиленгликолевые жидкости марок 40 и 65 с температурой замерзания соответственно -40 и -65ºС.этиленгликовые жидкости вызывают сильную коррозию стали, меди, алюминия, цинка и их сплавы, поэтому в антифриз добавляют специальные присадки. Теперь они маркируются как ОНЖ-40 и ОНЖ-65.
В системах охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ, КамАЗ и др. используют охлаждающие жидкости Тосол А-40, А-65(с 1985г) которые имеют композицию присадок. Тосол А-концентрированный раствор, который разводиться дистиллированной водой до нужной концентрации. Тосол А-40М имеет голубой цвет, а Тосол А-65- красный.
Установлено, что Тосол работает 2 года, а при интенсивной эксплуатации – до 60 тыс. км пробега автомобиля. Следует помнить, что этиленгликолевые жидкости очень ядовиты (смертельная доза составляет всего 20…30 г). однако отравляющее действие проявляются только при попадании в желудочно-кишечный тракт; поэтому специальные способы для защиты тела и дыхательных путей при использовании антифризов не требуется.
При эксплуатации антифризов прежде всего выпаривается вода, поскольку tº кипения этиленгликоля = 197,5ºС. Поэтому в случае выкипания в систему охлаждения необходимо доливать не антифриз, а воду. Если система охлаждения не герметична, то в неё заливают только антифриз.
В условиях высокогорности при тяжёлых тепловых режимах форсированных двигателях применяется охлаждающие жидкости с высокой tº кипения (140…145ºС). Чаще это смесь высокомолекулярных спиртов и эфиров, что очень важно, поскольку при повышении tº в системе охлаждения двигателя улучшается теплопередача, а это даёт возможность уменьшить поверхность теплообмена и сберечь металлоемкость и габариты, размеры теплообменных устройств.
Кроме того, с повышением tº стенок цилиндров, увеличивается потеря теплоты в охлаждающей среде; при этом вырастает мощность двигателя и уменьшается потеря топлива.
3.6 Топливная экономичность автомобиля и охрана окружающей среды. Факторы,влияющие на величину расхода топлива.
Топливную экономичность оценивают удельным расходом топлива в литрах на 100 ткм или на 100 км пробега.
Удельный расход топлива на 100 ткм транспортной работы
Gсумм
Qт = ———— 100000
LгрGгр ρт
Удельный расход топлива на 100 км пробега автомобиля выражается:
Gсумм
Q = ———— 100
Lсумм ρт
Удельный расход топлива на 100 км пробега при движении автомобиля связан с удельным расходом топлива двигателя (г/л.с.ч) соотношением:
Gт gе Nе
Q = ———— 100 = ———— 0,1.
υа ρт υа ρт
используя уравнение мощностного баланса, получаем
Gа
—— Ја
gе Gа КFυа² δ g
Q = —— ( ψ —— + ——— ± ———— ﴿ 0.1
ηi 270 3500 270
Это уравнение показывает, от каких факторов зависит расход топлива при движении автомобиля.
Если Nj = 0, то приведённое уравнение даёт возможность определить расход топлива при установившемся движении автомобиля по дороге с определённым сопротивлением ψ.
График зависимости удельного расхода топлива от скорости движения для различных значений ψ называется экономической характеристикой автомобиля.
Qт - удельный расход топлива автомобилем, л/100 ткм;
Q - удельный расход топлива автомобилем, л/100 км;
Gсумм - количество топлива, израсходованного автомобилем за определённый пробег, кг;
Gт - часовой расход топлива двигателем, кг/ч;
gе - удельный расход топлива двигателем, г/л.с.ч;
Lсумм - общий пробег автомобиля (с грузом и без груза), км;
Lгр - пробег автомобиля с грузом, км;
Ρт - плотность топлива, г/см³;
Gгр - полезный груз, перевозимый автомобилем, кг.
100Gr
Уравнение затратами топливом Q = ———— (11.2)
υа ρп
где Gr - время затраты топлива, кг/ч
υа - скорость автомобиля, км/ч
ρп - густота топлива, г/см³.
В целом с учётом параметров автомобиля уравнение профессора М.Я.Говорущенко затраты топлива можно записать так:
1
Q = —— [ Аiк + Вiк²υа + С ( GаΨ + 0,077КоnFл υа² ± 0,1ßаυа)] (11.3)
ηi
ηi - индикаторный КПД двигателя
А,В и С – коэффициенты, которыми считают раб. объём цилиндров
iк – передаточное число коробки передач
ß – коэффициент, который учитывает влияние оборачиваемых масс колёс, маховика
Коэффициенты А,В и С обозначаются выражениями:
7,95аV DIO 0,69b DSпI²о 100
А = ————— (11.4) В = ————— (11.5) С = ————— (11.6)
θHρпr К t Hρпr²К θHρп ηтр
где а (кПа) и b (кПа*с*м־¹) – коэффициенты, которые находят экспериментально для каждого типа двигателя зависимо от отношения хода поршня Sп к диаметру цилиндра Dц.
Для бензиновых двигателей при Sп/ Dц > 1 значение коэффициентов а и b чуть больше, нежели при Sп/ Dц < 1.
Для дизельных двигателей коэффициенты а и b больше, нежели для бензиновых. С достаточным приближением в практических расчётах можно принять: для дизельных двигателей а = 48кПа и бензиновых а = 45кПа; соответственно b = 16кПа*с*м ־¹ и b = 13кПа*с*м ־¹.
С подсчётом числовых значений а и b коэффициенты А и В имеют вид:
Для дизелей
381VDIO 11VDSпI²о
Ад = —————— Вд = —————— (11.7)
t Hρσr К t Hρпr²К
Для бензиновых двигателей
358VDIO 9VDSпI²о
Аσ = ————— Вσ = ————— (11.8)
θHρпr К θHρпr²К
VD – рабочий объем цилиндров л,
IO – передаточное отношение главной передачи,
θH – наинизшая известная теплота сгорания топлива, кДж/кг,
r²К – радиус качения фиктивного жестокого колеса (м), что характеризуется путём, пройденным автомобилем, за один оборот этого колеса.
Значение коэффициентов А,В и С для разных автомобилей приведены в таблице.
Марка автомобиля |
А |
В |
С |
ЗИЛ-130-76 |
0,85 |
0,026 |
0,0035 |
ГАЗ-53А |
0,66 |
0,019 |
0,0034 |
КамАЗ-5320 |
1,52 |
0,070 |
0,0030 |
МАЗ-5335 |
1,62 |
0,088 |
0,0031 |
ЛАЗ-699Р |
1,11 |
0,038 |
0,0032 |
ГАЗ-24-02 |
0,31 |
0,0084 |
0,0033 |
Из формул (11.3) – (11.8) выходит, что затраты топлива зависят от многих конструктивных и эксплуатационных особенностей
Некоторые из них есть функцией других параметров. К эксплуатационным параметрам принадлежат средняя скорость автомобиля, масса груза и суммарная опора дороги.
Затраты топлива- интегральный показатель, который характеризует весь уровень эксплуатации автомобиля. Этот показатель даёт с высокой возможностью судить планировать и организовывать автомобильные перевозки, качество диагностики, технического обслуживания и ремонта, а обозначение фактических затрат топлива конкретным автомобилем даёт возможность оценить его техническое состояние.
Факторы влияющие на величину затрат топлива:
- правильная работа двигателя внутреннего сгорания и его индикаторный КПД зависят главным образом от качества сгорания смеси.
- правильный выбор и включение повышенных передач даёт возможность снизить затраты топлива, уменьшить износ двигателя и увеличить его долговечность.
- КПД трансмиссии nтр учитывают потерю энергии во всех механизмах- от двигателя до шин ведущих колёс.
- фактор обтекаемости (КonFn) обозначается дополнительно коэффициентом сопротивления воздуху Кon (Н*с²*м־) на лобовую площадь автомобиля Fл(м). Чем меньше густота воздуха, затраты топлива на преодоления сопротивления воздуху уменьшается.
- уменьшение собственной массы автомобиля может уменьшить затраты топлива. В среднем можно считать, что на каждую дополнительную тонну нагрузки тратиться на 100 км. пути 2,5л бензина или 1,6л Д.П.
- скорость автомобиля есть таким эксплуатационным параметром, который зависит от многих показателей и сильно влияет на затраты топлива. Оптимизируя и изменяя режимы скорости Vя, можно выбрать наивыгоднейший режим движения автомобиля и достичь значительной экономии топлива.
- объём цилиндров в большей мере влияет на расход топлива, нежели ход поршня.
При правильной управлении автомобиля можно достичь при разных условиях 15…20% экономии топлива. практически при эксплуатации машин можно экономить до 20…30% топлива. следует помнить, что затраты топлива зависят от технического состояния машин и режимов их работы, про это свидетельствуют такие данные.
Причины повышенных затрат топлива |
Увеличение затрат топлива относительно норм, % |
Увеличение пропускной способности главного жиклёра карбюратора |
5…7 |
Неисправность клапана экономайзера |
10…15 |
Неисправность одной форсунки дизельного двигателя |
25…30 |
Выход из строя одной свечи в шестицилиндровом двигателе |
25…30 |
Неправильное регулирование контактов прерывателя |
7…10 |
Неправильное регулирование зажигания |
5…10 |
Неправильная регулировка зазоров в газораспределительном механизме |
5…7 |
Неправильный тепловой режим двигателя |
8…10 |
Наличие смолистых отложений в системе питания и нагар на деталях двигателя |
7…8 |
Потеря компрессии двигателя |
4…6 |
Неисправность механизмов шасси |
15…30 |
Неправильный угол установки передних колёс |
10…15 |
Неправильная регулировка зазоров в тормозной системе |
10…20 |
Уменьшение давления воздуха в шинах |
5…15 |
Движение с большой или маленькой скоростью бензиновых автомобилей |
10…15 |
Таким образом, ухудшение топливно-экономических показателей двигателей проявляется через плохую работу топливоподводящей аппаратуры, системы зажигания (у бензиновых двигателей), нарушение регулированного механизма газораспределения и повышенный износ цилиндропоршневой группы.
Очень негативно влияет на износ деталей двигателя и затраты топлива повышенный состав в нём серы. Так или иначе все вопросы, связанные с эксплуатацией машин, прямо или косвенно влияют на потерю К.П.Д.
ВЫВОД:
Из выполненной контрольной работы мы узнали нижеследующее:
- характеристику непредельных углеводородов
- коэффициент избытка воздуха. Зависимость работы двигателя от состава смеси
- способы повышения самовоспломеняемости топлив
- технологию очистки базовых масел
- специальные охлаждающие жидкости
- факторы, влияющие на величину расхода топлива
Всё это может пригодиться нам в правильной организации труда и служб в автотранспортной отрасли, а также эффективно управлять подвижным составом в АТП.
список литературы:
Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. К.Б. СЕРЕБРЯКОВ. Е. Я.ТУР «УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ» ( Москва – машиностроение – 1981 г. ).
Краткий автомобильный справочник ( Москва – <<транспорт>>– 1979 г. ).
Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей ( Москва – <<Высшая школа>>– 1975 г. ).
С.К. ПОЛЯНСКИЙ. В.М. КОВАЛЕНКО «Эксплуатационные материалы» ( Киев –<<лебедь>>– 2003 г. ).