Исследование методов организации и автоматизации складского учета на предприятии

Если в распоряжении предприятия нет референционной модели, то модель ее уровня надо создавать в процессе проектирования как исходную. На основе исходной модели затем происходит проектирование, уточнение и детализация системы управления. Референционная модель в начале работ по автоматизации управления предприятием может представлять собой описание существующей системы и служить, таким образом, точкой отсчета, с которой начинаются работы по совершенствованию системы управления.

Процесс проектирования системы может включать несколько фаз.

Результаты первой фазы: границы действия будущей системы и концептуальная бизнес-модель, которая отражает в укрупненном виде функциональную структуру системы управления и связки функций управления для различных видов заказов, проходящих через систему.

В ходе второй фазы создается и документируется в репозитарии референционная бизнес-модель. Как правило, референционная модель включает следующие компоненты:

-        иерархию бизнес-функций, представляющую собой нисходящую иерархическую структуру, описывающую в укрупненном виде функциональную структуру будущей системы. При этом для нижних элементов структуры допускается задание нескольких вариантов реализации;

-        модели бизнес-процессов. Это более глубокие модели, показывающие, как должны реализоваться функции. Внешне они напоминают традиционные блок-схемы и описывают последовательность элементарных действий, которые могут быть выполнены системой, другими приложениями, ручными действиями, бизнес-процессами более глубокого уровня;

-        модель организационной структуры, которая описывает структуру организации, отношения между подразделениями и людьми и роли, предписываемые управленцам.

На следующей фазе создается проектная модель предприятия (Project Model), которая является развитием и уточнением функциональной структуры для конкретного предприятия. Она может быть создана и минуя референционную модель, но такой подход не является эффективным для сложных проектов.

Заключительная фаза - привязка проектной модели к ролям, заданным детализированной моделью организационной структуры, к функциям системы и техническим средствам. В результате создается комплексная конфигурация программного и организационного обеспечения, технических средств.

Далее выполняются опытная эксплуатация и доработка системы.


2.   Классификация автоматизированных систем управления


Как известно, автоматизированные системы управления могут быть классифицированы по различным признакам:

По типу производства:

-        АСУ дискретным производством,

-        АСУ непрерывным производством,

-        АСУ дискретно-непрерывным производством.

По уровню исполнения:

АСУ цехом, производством, отраслью

По типу принимаемого решения:

Информационно-справочная система, предоставляющая пользователю простейшую справочную информацию. Примером систем подобного рода являются всем известные системы типа «Сирена» или «Экспресс».

Информационно-советующая система, предоставляющая пользователю различные варианты решения с их оценками. Такие системы больше известны как системы поддержки принятия решения или экспертные системы.

Информационно-управляющая система. Выходным результатом подобной системы является воздействие на объект управления. Среди наиболее известных представителей таких систем можно назвать станки с числовым программным управлением, роботы, автоматизированные системы управления технологическим процессом (АСУТП).

По назначению. Примерами классификации систем по назначению могут служить АСУ военного назначения, экономические системы, информационно-поисковые системы и т. п.

По областям деятельности. Например, медицинские системы, экологические системы, системы для ТЭК и др.

До недавнего времени в литературе можно было встретить и классификацию АСУ по типу используемых вычислительных средств. Например, системы, реализованные на базе цифровых или аналоговых вычислительных машин.

Приведенная выше классификация относится к автоматизированным системам управления вообще. Предметом же данной книги являются автоматизированные системы управления предприятием, которые чаще всего делятся на три (иногда на четыре) большие группы.

К системам первой группы относятся простые, так называемые «коробочные», продукты, реализующие небольшое число бизнес-процессов организации. Обычно они рассчитаны либо на локальное (на одном компьютере) использование, либо на использование в небольшой (5-8 ПЭВМ) сети. За рубежом такие системы носят название систем класса low end. Типичным примером систем подобного рода являются бухгалтерские, складские или небольшие торговые системы, наиболее широко представленные на российском рынке. Примером таких систем являются продукты таких фирм, как 1C или «Инфин». Отличительной особенностью таких продуктов является относительная легкость в освоении, что в сочетании с низкой ценой, соответствием российскому законодательству и возможностью выбрать систему «на свой вкус» приносит им широкую популярность не только в сфере малого бизнеса, но и во многих достаточно крупных организациях.

Ко второй группе относятся системы среднего класса (middle end), которые отличаются большей глубиной и широтой охвата функций. Данные системы на нашем рынке предлагают не только российские, но и западные компании. Как правило, это учетные системы, которые позволяют вести учет деятельности предприятия по многим или некоторым направлениям: финансы, логистика, персонал, сбыт. Они нуждаются в настройке, которую в большинстве случаев осуществляют специалисты фирмы-разработчика, а также в обучении пользователей. Эти системы больше всего подходят для средних и некоторых крупных предприятий в силу своей функциональности и более высокой, по сравнению с первым классом, стоимости. Из российских систем данного класса можно выделить продукцию компаний АйТи и «Галактика», системы управления предприятием которых в настоящее время занимают промежуточное положение между системами среднего и высшего класса.

К высшему классу, по аналогии с предыдущими, называемому high end, относятся системы, которые отличаются высоким уровнем детализации хозяйственной деятельности предприятия. Современные версии таких систем обеспечивают планирование и управление всеми ресурсами организации и поэтому получили название ERP-систем (Enterprise Resource Planning). Как правило, при внедрении таких систем производятся моделирование существующих на предприятии бизнес-процессов и настройка параметров системы под требования бизнеса. Однако значительная избыточность и большое количество настраиваемых параметров системы обуславливают длительный срок ее внедрения, а также необходимость наличия на предприятии специального подразделения или группы специалистов, которые будут осуществлять перенастройку системы в соответствии с изменениями бизнес-процессов.

В настоящее время на рынке имеется большой выбор систем высшего класса, и их число растет с каждым днем. Вряд ли какую-либо отечественную разработку можно назвать ERP-системой, поэтому речь идет только о зарубежных программных продуктах. Признанными мировыми лидерами в этой области и, несомненно, лидерами в России являются продукты R/3 компании SAP, Baan IV компании Baan и Oracle Application компании Oracle. Все они достаточно корректно локализованы и внедрены либо успешно внедряются в некоторых отечественных компаниях.

При упоминании зарубежных автоматизированных систем управления предприятием следует сказать и о принятой классификации возможностей программных продуктов, которые относятся к данной категории. Рассматриваются следующие возможности (типы) систем:

-        MRPII или ERP-системы.

-        Системы конфигурации продукции.

-        Системы планирования спроса.

-        Системы планирования.

-        Расширенные системы.

-        Системы управления сетью поставок.

-        Финансовые системы.

-        Системы управления бизнесом и бухгалтерского учета

-        Системы планирования перевозок.

-        Системы управления складом.

-        Системы управления эксплуатацией

-        Системы оперативного планирования.

-        Системы управления данными.

-        Системы планирования распределения

-        Системы управления проектами.

-        Системы управления качеством.

-        MES (Manufacturing Execution Systems - системы выполнения производства). Другими словами, это система, которая собирает и использует данные для оптимизации производственных процессов, ориентированная на выпуск конечных товаров.

-        Системы исполнения цепи поставок

-        Системы контроля.

Информационная система, как и любой другой инструмент, должна иметь свои характеристики и требования, в соответствии с которыми можно было бы определить ее функциональность и эффективность. Разумеется, для каждого конкретного предприятия требования к информационной системе будут различными, так как должна учитываться специфика каждой организации. Несмотря на это, надлежит выделить несколько основных требований к системе, общих для всех «потребителей»:

1.      Локализация информационной системы. В связи с тем, что наиболее крупными разработчиками информационных систем являются зарубежные компании, система должна быть приспособлена к пользованию российскими компаниями. Причем здесь имеется в виду локализация как функциональная (учет особенностей российского законодательства и систем расчетов), так и лингвистическая (система помощи и документация на русском языке).

2.      Система должна обеспечивать надежную защиту информации, для чего необходимы парольное разграничении доступа, многоуровневая система защиты данных и т.д.

3.      В случае внедрения системы на крупное предприятие со сложной организационной структурой, необходима реализация удаленного доступа для того, чтобы информацией могли пользоваться все структурные подразделения организации.

4.      В силу влияния внешних и внутренних факторов (изменений направления бизнеса, изменения в законодательстве и т.п.), система должна быть адаптивной. Применимо к России, это качество системы должно рассматриваться более серьезно, так как у нас в стране изменения законодательства и правил учета происходят в несколько раз чаще, чем в странах со стабильной экономикой.

5.      Необходима возможность консолидации информации на уровне предприятий (объединение информации филиалов, дочерних компаний и т.д.), на уровне отдельных задач, на уровне временных периодов.

Эти требования являются основными, но далеко не единственными критериями выбора корпоративной информационной системы для предприятия.


3.   Технические характеристики системы.


К техническим характеристикам системы относятся следующие:

-        архитектура системы;

-        масштабируемость;

-        надежность, особенно в части выполнения критических бизнес-приложений;

-        способность к восстановлению при сбоях оборудования;

-        наличие средств архивирования и резервного копирования данных;

-        средства защиты от преднамеренных и непреднамеренных технических нападений;

-        поддерживаемые интерфейсы для интеграции с внешними системами.

Технические характеристики влияют на такие параметры системы, как возможность наращивания при необходимости функциональных возможностей и увеличение числа пользователей.

Возможность интеграции с другими системами определяется совокупностью поддерживаемых стандартов.

Проектирование информационной системы является, пожалуй, самым важным элементом автоматизации деятельности предприятия. Правильно спроектировать систему означает обеспечить бόльшую часть успеха всего проекта автоматизации. Очень частой ошибкой является внедрение информационной системы при отсутствии какой-либо четко сформулированной системы управления. То есть выражение «создать систему правления» воспринимается как «внедрить нечто компьютерное». Нужно четко осознавать, что система управления первична, а уже создание информационной системы на ее основе, или, попросту говоря, ее реализация в компьютерном виде – вторична.

Многие компании верят в то, что одна только автоматизация приведет к улучшению финансово-экономической ситуации, и начинают усилия по реализации информационных систем непосредственно с автоматизации, пропуская критические шаги понимания и упрощения своих бизнес процессов. Но нередко эти процессы настолько неупорядочены, что в общем создают впечатление хаоса на предприятии. Как известно, автоматизировать хаос далеко не просто, если невозможно. Поэтому прежде чем создавать информационную систему следует пересмотреть систему управления в организации. Изменение бизнес процессов называют реинжинирингом (business processes reengineering). Так, для начала нужно упорядочить схему бизнес процессов и систему управления организации в целом:

-                   определиться с организационной штатной структурой,

-                   разработать механизм финансово-экономического управления компанией (в том числе определить центры ответственности),

-                   произвести выделение основных технологических потоков (процессов),

-                   разработать механизмы организационного управления технологическими потоками,

-                   на основании созданных механизмов управления сформировать технологию финансового анализа и управления деятельностью технологических потоков.

Если будут иметься  вышеперечисленные технологии, будет значительно легче разработать информационную систему. Однако, часто приходится упрощать бизнес процессы на предприятии, для того, чтобы было проще описать их на языке компьютеров.

Организация – это набор правил и процедур. Информационная система это тоже набор правил и процедур, поэтому следует понимать какие инструкции и процедуры какими заменить. Не следует также забывать о человеческом факторе при создании информационной системы. Во-первых, именно людям придется работать с системой – одна работать она в любом случае не сможет. Во-вторых, служащие могут улучшить (или упростить) процессы, с которыми они ежедневно встречаются. Автоматизация должна происходить только после того, как служащие поймут процесс и примут решение о необходимости автоматизации.

После проведения формирования четкой системы управления, начинается непосредственно процесс проектирования информационной системы. Важно, чтобы в проектировании системы участвовали по возможности все сотрудники, которые будут с ней работать. Это позволит определить небольшие особенности и частные потребности в работе каждого отдела организации, поскольку только пользователи  будущей системы лучше всего знают, что им нужно.

В проектировании информационной системы также должны участвовать ее разработчики, то есть те, кто будет ее создавать. К выбору разработчика информационной системы нужно подходить очень осторожно. Основными критериями в выборе разработчика являются опыт работы в области создания информационных систем, количество успешно внедренных данной компанией систем на российских предприятиях.

Финансовый менеджер и руководство предприятия должны относиться к автоматизации, как к проекту, то есть определить все стадии, характеристик, временные рамки и бюджет. Основными этапами работы над проектом по автоматизации являются:

1.        Проведение обследования с целью описания бизнес процессов организации.

2.        Разработка технического задания на систему автоматизации.

3.        Разработка технического проекта системы.

4.        Разработка системы (иногда называемая настройкой).

5.        Различные стадии и этапы внедрения, опытной и промышленной эксплуатации.

6.        Выполнение доработок в соответствии с изменившимися потребностями организации.

Результатом проектирования системы является строго формализованное описание как объекта ее автоматизации, так и ее самой. Этот документ должен содержать описание того, с какой информацией должна работать система, каким образом представляются в ней данные и по каким правилам она работает.

ЛИТЕРАТУРА


1. Эффективность  внедрения  ЭВМ на предприятиях /Д.  И.  Агейкин,  Э.  Л. Ицкович, Ю. Л. Клоков и др. - М.: Финансы и статистика, 1981

2. Матвеев  Ю.И.,  Рожанская  И.Г.   Рекомендации  по  оценке  экономической эффективности САПР: Руководящие материалы. - Минск: Изд-во НТК АН Веер, 1980.

3.Методика определения экономической эффективности автоматизированных систем управления предприятиями и  производственными объединениями /Гос. ком. СССР по науке и технике и др. - М.: Статистика, 1979.

4. Ивлиев М.К., Порошина Л.А. Автоматизация оперативного и бухгалтерского учета товаров, 1997.

5.  Качайлов А.Е. Автоматизация учета на базах и складах, 1970.

6.  Кобевник В.Ф. "Охрана труда." - К.: Высшая школа, 1990.

7.  Крис Дейт. Введение в базы данных, 6-е изд. Киев, Диалектика, 1998.

8. Керри Н. Праг, Майкл Р. Ирвин, Access 2000 - Библия пользователя, Диалектика, 2000.

9. Лифшиц Н.И., Левин Е.Т Механизация и автоматизация процессов отборки и комплектования заказов на складах М., 1970.



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать