Сумма заработной платы, установленная в смете учреждения, называется планом фондом заработной платы. Сумма фактически начисленной заработной платы называется отчетным фондом заработной платы. Фонд заработной платы подразделяется в зависимости от форм оплаты труда и вида заработной платы.
В республике Беларусь применяются две формы оплаты труда: сдельная и повременная. Оплата за количество проработанного времени с учетом квалификации работника называется повременной формой оплаты. Оплата за количество и качество выработанной продукции по установленным расценкам называется сдельной формой оплаты труда. Расценка - это сумма заработной платы за изготовление единицы продукции, выполнение единицы работ. Основной, преимущественной формой оплаты труда в ГУ «Копыльское ТМО» является повременная. Она имеет две разновидности: простая повременная и повременно - премиальная. Показатели премирования зависят от характера работы бюджетного учреждения. Например, по стационарным лечебно-профилактическим учреждениям такими показателями могут быть: выполнение плана развертывания коек и числа дней функционирования койки; сокращение сроков обследования выписки путем улучшения организации работы и преемственности в работе стационаров и поликлиник; расхождение паталогоанатомических и клинических диагнозов разделено по диагнозам. В учреждении премируют:
Сдельная форма оплаты труда применяется на таких видах работ, где имеются количественные показатели выработки продукции или выполненных работ, правильно отражающие затраты труда; возможности для установления норм выработки и учета их выполнения; условия для точного учета произведенных изделий или выполненных работ; производственные условия для увеличения рабочим выработки продукции против установленных норм и заданий. При учете индивидуальной выработки каждого рабочего применяется индивидуально-сдельная оплата труда, а при учете работы, выполненной коллективом или бригадой, - коллективно-сдельная оплата.
Сдельная оплата труда может применятся в целях усиления заинтересованности работников в росте производительности труда, повышения уровня его нормирования и качества работ на уборке и обслуживания зданий, на ремонтных, машинописных, стенографических, копировальных, счетных и других работах при наличии утвержденных в установленном порядке норм трудовых затрат.
В составе фонда заработной платы различают два вида заработной платы: основную и дополнительную.
Основная зарплата начисляется работникам за отработанное время или выполненную работу. К ней относятся сдельная и повременная заработная плата, премии, выдаваемые в соответствии с утвержденной постоянно действующей системой премирования, временного заместительства, за работу в выходные и праздничные дни и т.п.
Дополнительная заработная плата начисляется в соответствии с действующим законодательством за непроработанное в учреждении время. К ней относятся оплата за время отпусков, выполнение общественных обязанностей, и т.п.
Подразделение заработной платы на основную и дополнительную является общепринятым правилом.
Фонд заработной платы должен расходоваться в строгом соответствии с его целевым назначением в пределах сумм, предусмотренных сметой расходов на содержание учреждения.
Заработная плата работников учреждения(штатных и нештатных) относится на подстатью 1100100 - "Заработная плата рабочих и служащих".
Внутри подстатьи выделяются элементы:
• 1100101 - основной оклад гражданских служащих;
• 1100102 - надбавки к заработной плате гражданских служащих;
• 1100103 - дополнительная оплата гражданских служащих;
• 1100104 - оплата труда внештатных сотрудников;
• 1100105 - прочие денежные выплаты гражданским служащим;
• 1100106 - основные виды денежного довольствия военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава;
• 1100107 - добавочные виды денежного довольствия военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава;
В соответствии с Указаниями по применению экономической(предметной), классификации расходов республиканского и местных бюджетов Республики Беларусь в учреждении к подстатье "1100100" "Заработная плата рабочих и служащих" относятся расходы по заработной плате в денежной форме, а отдельные элементы этой подстатьи включают следующие виды оплат:
элемент 1100101 - заработная плата по должностным окладам, тарифным ставкам или расценкам штатным работникам с учетом установленных повышений должностных окладов и тарифных ставок, включая оплату ежегодных отпусков;
элемент 1100102 - надбавки к заработной плате (за выслугу лет, сложность и напряженность труда, водителям за классность, другие виды надбавок установленные действующим законодательством);
элемент 1100103 - все виды дополнительной оплаты за особые условия работы и службы:
• за работу в ночное и сверхурочное время, в праздничные и выходные дни;
• за ненормированный рабочий день водителям автомобилей;
• за ученую степень;
• за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ и за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника;
• другие виды доплат, установленные действующим законодательством.
Элемент 1100104 - оплата труда лиц, не состоящих в штате предприятия, привлекаемых для выполнения работ на договорных началах, оплата труда консультантов и т.д.
Элемент 1100105 - прочие виды оплат труда, не относимые к элементам расходов 1100101 -1100104:
• премии, награды (ценные подарки);
• материальная помощь;
• индексация заработной платы;
• гонорары, постановочные;
• оплата учебного отпуска, компенсация за неиспользованный отпуск и другие выплаты.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, о том, что понятие дополнительной заработной платы в бюджетной классификации включает виды оплат, отличные от видов оплат, включаемых в общепринятое понятие дополнительной заработной платы.
Контроль за правильным расходованием фонда заработной платы осуществляет само бюджетное учреждение, вышестоящие распорядители средств бюджета финансовые органы.
В ГУ «Копыльское ТМО» ответственность за использование средств на заработную плату несут руководитель и главный бухгалтер. Они следят за соответствием наименования и количества должностей, на которые зачисляют работников, штатному расписанию, за правильным установлением ставок заработной платы (должностных окладов) и законностью различного рода надбавок и доплат. Размер тарифных ставок заработной платы (должностных окладов),а также повышений, надбавок и доплат к ним определяется постоянно-действующей тарификационной комиссией , которая создается приказом руководителя учреждения в составе: главного бухгалтера, работника занимающегося вопросами кадров и др. Вышестоящие распорядители средств бюджета и финансовые органы контролируют использование фонда заработной платы в процессе проверки и утверждения смет расходов учреждений на предстоящий год, анализа отчетов об исполнении смет. В их функции входит проведение документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности, которые являются наиболее эффективной формой последующего контроля. Осуществляя финансирование данного предприятия, финансовые органы осуществляют текущий контроль за использованием выделяемых бюджетных ассигнований.
1.3. Значение, задачи учета и анализа труда и заработной платы
Бюджетные учреждения являются крупной сферой приложения общественного труда. В ней занято около 30 % всех занятых в народном хозяйстве страны значение анализа труда и заработной платы определяется тем, что, кроме, постоянного роста численности работающих в бюджетных учреждениях, остро стоит вопрос о повышении их квалификации, повышающих, о значительных затратах на подготовку кадров. Именно при помощи анализа можно вскрыть внутренние резервы как по улучшению использования рабочего времени, так и по экономическому расходованию средств на оплату труда.
Основными задачами учета труда и заработной платы являются:
· соблюдение установленного лимита численности работников (установленных штатов);
· контроль за рациональным использованием рабочего времени, за устранением потерь рабочего времени;
· своевременное осуществление расчетов с рабочими и служащими;
· точное и своевременное осуществление расчетов с бюджетом по подоходному налогу с граждан;
· точное и своевременное осуществление расчетов с фондом социальной защиты населения, с бюджетом по начислениям на заработную плату в соответствии с действующим законодательством;
· правильное распределение заработной платы и начислений на заработную плату по объектам учета затрат (расходов);
· своевременное составление и предоставление отчетности по труду и заработной плате.
Решение этих задач достигается в процессе интеграции трех видов учета, так как показатели численности работников и затрат рабочего времени являются объектами оперативного и статистического учета. Но благодаря тесной связи с учетом заработной платы эти показатели подвергаются обработке и обобщению вместе с чисто бухгалтерскими данными.
Основные задачи анализа труда и заработной платы следующие:
- изучение и оценка обеспеченности учреждений работниками;
- анализ состава работников;
- разработка мероприятий по повышению эффективности использования труда заработной платы;
- выявление факторов и конкретных причин отклонений фактических показателей от установленных нормативов, а также разработка мероприятий по ликвидации негативных явлений и тенденций;
- анализ использования рабочего времени и загрузки каждой категории работающих бюджетных учреждений;
- анализ формирования использования фонда заработной платы как в целом, так и по отдельным категориям работающих;
- разработка мероприятий по повышению эффективности средств отпущенных на заработную плату, и эффективности использования рабочей силы и др.
2. Организация учета труда и заработной платы. Основные направления его совершенствования
2.1. Оперативный учет численности работников и отработанного времени
Для правильного учета труда и заработной платы, для составления отчетности и контроля за фондом заработной платы необходимо знание личного состава и классификации работников учреждения.
В ГУ «Копыльское ТМО», по выполняемым хозяйственным функциям персонал подразделяется на рабочих и служащих. Из группы служащих выделяются руководители, специалисты и другие работники, относящиеся к служащим.
Оперативный учет личного состава обеспечивает отдел кадров. Учет численности строго документируется и является единообразным во всех областях народного хозяйства. На каждого работника заводится трудовая книжка, которая хранится в отделе кадров. В ней делается отметка о зачислении на работу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23