С XI века в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек.
Великое татаро-монгольское нашествие.
После смерти Мстислава Киевская Держава стала быстро, спонтанно распадаться. Олицетворением общенационального единства оставалась русская православная церковь. С монголо-татарским нашествием в 1237 году начался новый период в ее истории[6]. Жестоко пострадав во время нашествия на Русь кочевников, претерпев их сокрушительные набеги, русская церковь все же получила некоторые льготы, прежде всего потому, что завоеватели-язычники были терпимы к любой религии. Такое положение, признанное сначала de facto, получило затем подтверждение в охранительных грамотах-ярлыках. Однако русская церковь полностью разделила историческую судьбу своего порабощенного отечества.
Смерч Батыева нашествия отбросил далеко назад Русь в ее развитии, хозяйственном и культурном. Грады и веси лежали в развалинах, десятки тысяч жителей пали под ордынскими саблями; других на арканах увели в плен, и они попали на невольничьи рынки.
Хотя, по мнению Гумилева (и есть определенный резон с ним согласиться), великий западный поход Батыя правильнее было бы назвать набегом. Ни о каком монгольском завоевании Руси не было и речи. Гарнизонов монголы не оставили, своей постоянной власти и не думали устанавливать. С окончанием похода Батый ушел на Волгу, где основал свою ставку – город Сарай. Фактически хан ограничился разрушением тех городов, которые, находясь на пути войска, отказались замириться с монголами и начали вооруженное сопротивление.
Следует также отметить, что Русь явилась своеобразным буфером, принявшим на себя всю силу монголов, вследствие чего они не дошли до Европы, а остановились на самом краю ее. Когда русские земли лежали в развалинах, там, далеко на западе продолжали накапливать богатства, создавать шедевры. Когда, к примеру, в Киеве рушилась десятинная церковь[7], в Париже заканчивали возведение изумительной, воздушной Святой Капеллы на о-ве Сите, что и сейчас поражает своей красотой всех, кто увидит ее во дворе Дворца Правосудия.
В 1274 году во Владимире-на-Клязьме состоялся Церковный Собор, в котором участвовало духовенство Суздальской Руси, Великого Новгорода и Полоцка. Собор содействовал укреплению единства церковной организации.
Последствия нашествия орды и
дальнейшее развитие Руси.
К XIV веку государственного единства Руси, возглавлявшейся Киевским княжеством, уже не существовало: Киев был разорен. Борьба русских городов и прежде всего Твери, Владимира, Москвы за право великого княжения потребовала решения вопроса о новой митрополичьей резиденции. Все более мотивированным становилось стремление иметь митрополитов из своих, русских людей, которые беседовали бы с князьями «усты ко устом».
Переехав из опустошенного и незащищенного Киева сначала во Владимир, а потом в Москву (1325), митрополиты много усилий приложили для сохранения мира в государстве и подчинения всех князей единодержавному князю Московскому. Так, святой митрополит Фотий, отказав в благословении князю Юрию Дмитриевичу Звенигородскому, принудил его признать великим князем малолетнего Василия II Васильевича(1425-1462).
Москва становится столицей Руси и, с благословения митрополита Петра, духовным и каноническим центром русской церкви. Митрополит Алексий, в силу исторических обстоятельств ставший и первым государственным человеком – главой боярской думы и регентом малолетнего князя-наследника Димитрия, будущего Донского (1359-1389), сыграл выдающуюся роль в становлении Московского государства и духовно подготовил освобождение русской земли от владычества Золотой Орды.
8 сентября 1380 года в битве на Куликовом поле русские воины под предводительством князя Димитрия, названного в память об этой битве Донским, одержали историческую победу над монголо-татарами. Важнейшее значение в подготовке и осуществлении этого переломного события имела патриотическая деятельность основателя Троице-Сергиевой Лавры преподобного Сергия, игумена Радонежского (1314-1392).
Свержение монголо-татарского ига вызвало национальное и культурное возрождение Руси. В XIV-XV вв. на русский язык были переведены творения виднейших святых отцов и учителей церкви: Василия Великого, Исаака Сирина, Иоанна Лествичника, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, Дионисия Ареопагита и других. Достигло расцвета творчество замечательных иконописцев – Даниила Черного, Феофана Грека, преподобного Андрея Рублева, развилось каменное церковное зодчество, самобытное искусство новгородской земли, были созданы прекрасные литературные памятники – «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», а также жития святых и духовные повести. Новый импульс получила миссионерская деятельность. Святитель Стефан, епископ Пермский, стал просветителем зырян (коми) на севере страны, для которых составил азбуку и перевел священные книги.
В середине XV века Константинопольская иерархия, изменив православию, заключила на Флорентийском соборе унию с Римом. Русская церковь, свято храня чистоту веры, отвергла ее. 15 декабря 1448 года Собор русских епископов независимо от Константинополя избрал митрополитом Московским и всея Руси епископа Рязанского и Муромского Иону (1448-1461). "И промыслу Божию угодно было благословить это решение. 1448 год является началом автокефалии[8] русской церкви. Таким образом, автокефалия является памятником благочестивой ревности русского народа о вере и верности его Православной Церкви" (Патриарх Алексий).
Вывод.
Христианскую религию, Русь выбирала вполне осознанно, сравнивая ее с другими. И, надо заметить, она сделала правильный выбор. Византия не только дала Руси определенную поддержку, но также она дала сильный толчок к развитию культуры, грамотности, живописи, зодчества. Началось строительство монастырей. Но, несмотря на все это, у нас появился своеобразный феномен двоеверия. Остался ряд языческих праздников, причем некоторые из них, например Масленица, существуют и по сей день. Элементы языческих обрядов остались в бытовой жизни, начиная от песнопений и заканчивая орнаментом на одежде. Высшее церковное духовенство играло огромную роль в жизни государства и поддержке правящих сословий.
Князья, начиная с Владимира, привлекали митрополитов и епископов к участию в государственных делах. Русские иерархи направляли свое влияние на устроение государства, укрепление центральной власти, насаждение просвещения и нравственное воспитание народа. В периоды междоусобных распрей русские иерархи выступали как миротворцы и ходатаи за цельность страны и единство народа. «Князь! Мы поставлены от Бога в Русской земле, чтобы удерживать вас от кровопролития, да не проливается кровь христианская в Русской земле», - говорил митрополит Никифор II киевскому князю Рюрику-Василию.
После нашествия на Русь татаро-монгол, естественно, произошел сильный упадок, препятствовавший дальнейшему развитию Руси. Но, к счастью, монголы были терпимы к любой религии, и церковь получила некоторые льготы.
После свержения орды, пошел сильный всплеск в области культуры, искусства и общее национальное возрождение. И наконец, в 1448 году церковь получила автокефалию, а вместе с ней и независимость от Византии.
Список используемой литературы:
1. «Русская православная церковь», - Буевский А.С., Иванов В.В., игумен Иннокентий.
2. «История России с древнейших времен до конца XVII века», - Сахаров А.Н., Дмитриенко В.П.
3. «От Руси к России», - Гумилев Л.Н.
4. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», - Костомаров Н.И.
5. Конспект по истории.
6. Альманах был любезно предоставлен сайтом www.rus-sky.com\church_his\index.htm
[1] Здесь мы сталкиваемся с явной хронологической путаницей Нестора. Согласно Новгородской I летописи, Ольга родилась в 893 году, в Царьграде побывала в 955-м. Ей должно быть в то время уже 62 года, а Нестор уверяет, что Константин был настолько очарован Ольгой, что хотел на ней жениться. Скорее всего, поездка Ольги в Константинополь и ее крещение состоялись на 10 лет раньше, около 946 года.
[2] По русскому обычаю, князь делил трапезу с дружиной. Этот обязательный ритуал скреплял дружбу князя с дружиной. Также славяне и русы привыкли к хмельным напиткам, так как вино и пиво снимали усталость походов.
[3] Этот отряд скорее всего состоял из варягов, с помощью которых Владимир за несколько лет до этого одержал победу в борьбе с Ярополком. Владимир отпустил этих варягов в Константинополь, одновременно сообщив об этом императору. Князю был резон отделаться от буйных искателей военных приключений, а император получил сильную военную поддержку.
[4] Также во времена правления Ярослава Мудрого появилась Русская Правда – свод законов.
[5] Незадолго до этого Мономаху исполнилось 60 лет. Для того времени это было немало. Он овладел верховной властью в таком возрасте, когда люди уже расстаются и с властью и с жизнью. Впереди у него было 12 лет правления.
[6] Причинами разгрома Руси явились ее раздробленность, численное превосходство и обученность монголов, использование китайской техники.
[7] Во время сражения в Киеве, многие жители, прихватив что-то из имущества, укрылись в Десятинной церкви. Скопилось их столько, что рухнули своды…
[8] Автокефалия – самостоятельность местной православной церковной организации по отношению к зарубежной духовной иерархии. Происходит от греч. Autos – сам + Kephale – голова…