Несмотря на то, что Кологривское земство, по мнению Л.Сизинцевой «было самым неповоротливым, консервативным, а его гласные – самыми неуступчивыми и скаредными», (60) все же оно было в состоянии решить многие проблемы: от образования до строительства дорог и прокладывания телеграфных линий. Кроме того, в Парфентьево, хоть и с опозданием, приходили все новшества из больших городов.
Среди выдающихся людей Парфентьева стоит выделить писателя-этнографа С.В.Максимова, родившегося здесь в 1831 г. в семье почтмейстера. (61) В этой настоящей костромской глуши Сережа Максимов провел детство. Часто предоставленный самому себе, он играл с крестьянскими ребятишками и не понаслышке знал о сельских заботах, сельских традициях и обычаях. Здесь он учился в Парфеньевском народном училище, потом два года — в Кологривском уездном училище. В 1842 году Максимов поступил в Костромскую гимназию, которую через восемь лет успешно закончил. Он мечтал о филологическом факультете, но занятия литературой доходными никогда не были, а в то время модными стали естественные науки, и потому Максимов оказался в Московском университете на факультете медицины. Но мечта о филологии не исчезла, и потому молодой студент времени зря не терял — стал сотрудничать с журналом «Москвитянин». После двух лет учебы в Москве Максимов переехал в Петербург, не оставляя надежды поступить на филологический факультет уже Петербургского университета. Но судьба опять распорядилась иначе: он стал слушателем медико-хирургической академии. Попутно, «в подспорье к скудным средствам существования», он начал работу в «Справочном энциклопедическом словаре» Старчевского. В 23 года Максимов наладил связи с журналом «Библиотека для чтения», где были опубликованы его первые очерки — в основном они были написаны по воспоминаниям детских лет о жителях родного Парфеньева. Сборник «Лесная глушь» — по впечатлениям путешествия по Владимирской губернии, «Год на Севере» — о путешествии на русский Север, организованном морским ведомством. Географическое общество за эту книгу удостоило писателя золотой медали. (62) Побывал С.В.Максимов и на Амуре, писал очерки о ссыльных и заключенных. Он знал многих людей — старообрядцев, нищих, бродяг. А в свои последние годы по заданию князя Тенишева занялся изучением жизни родной губернии, костромских крестьян.
В посаде Парфентьеве существовало огромное количество традиций. Одна из них – это плачи по призванным на военную службу. Призывника провожали до станции к поезду на лошадях, молодежь пела, мать причитала. Сбором плачей в 1879-х гг. занимался Ф.Д.Нефедов. Он записывал причитания во всем Кологривском уезде. (63)
2.3 История села Парфеньево в 20 в.
В начале 20 в. в Парфеньеве продолжает развиваться образование и медицина. В 1907 г. больницу Парфеньева признали межуездной в связи с тем, что там лечились жители Галичского и Чухломского уездов. Это привело к тому, что в больнице учредили должность второго врача и решили устроить родильный приют. Кроме того, повсеместно открывались новые медицинские участки, что облегчило работу парфеньевских врачей с уменьшением числа больных. В 1916 г. был составлен проект новой больницы, т.к. прежняя уже не отвечала современным требованиям. (64)
В течение первого десятилетия 20 в. начинают ежегодно строить школы. В 1908 г. их число достигает 81. К 1915 г. многие школы имели несколько комплектов учащихся, число учеников выросло за семь лет больше чем на 2000 человек. С 1906 г. вводится всеобщее обучение. Число училищ так же растет. Если до 1915г. в Парфеньеве было лишь одно приходское училище, то после 1915 г. в уезде насчитывается 130 училищ, из них высшее начальное училище, открытое в 1908 г., и мужское и женское приходские училища находились непосредственно в самом Парфеньеве. Их финансировали государственное казначейство и Кологривское земство, присылавшее земское пособие на такие дела, как изучение ремесел, иностранных языков и т.д. (65)
В Советское время посад Парфентьев приобрел статус села. В 30-е гг. были разрушены многие церкви. Так, например, каменный Рождественский храм до сих пор находится в полуразрушенном состоянии, а кирпич от разобранной колокольни «использован на подсыпку дороги». (66) В 1937 г. была разрушена деревянная часовня в ограде каменной Ризположенской церкви. Сама церковь, однако, уцелела и до сих пор является действующей.
Репрессии так же не обошли стороной Парфеньево. До наших дней дошли анкеты репрессированных, где упоминается имя Дмитрия Семеновича Бесстрашного, 1883 года рождения. Он был колхозником из колхоза «Красная поляна» села Парфеньево.
В 1941 г. началась Великая Отечественная Война, которая затронула и жизнь села. Это было действительно тяжелое время, когда все хозяйство легло на плечи стариков и подростков. За первый год Войны из Парфеньевского района было призвано 1770 человек, что для района является внушительной цифрой. Уже за первые полгода погибла треть призванных. Всего же за время войны было призвано и мобилизовано 4010 человек, из них 756 человек погибло, 277 – умерло от ран и болезней, 987 пропало без вести, а 20 человек были в плену. Эти цифры были опубликованы в выпущенных же в наше время Книгах Памяти. Огромный вклад в составление этих Книг внесла Нина Ивановна Потапова из деревни Ложково, Парфеньевского района. Она долгое время занималась разборкой документов военного архива. Сейчас в селе проживает около 320 ветеранов.(67)
Как вспоминает П.Медведева, многие годы прожившая в Парфеньево, во время Войны парфеньевцы были вынуждены сами шить себе домотканые вещи, изготовлять валенки. Питались в основном хлебом с мякиной и пыжом. Норма хлеба в день на человека составляла 200 грамм. Радио было далеко не у всех, все вести с фронта приносил почтальон. (68) В начале войны в уцелевшей церкви Парфеньева проходили молебны, однако потом колокола были сняты и переплавлены в пули, «храмы были нарушены». (69) Несмотря на Войну, люди справляли как религиозные, так и советские праздники. В каждом доме была балалайка или гармошка. На столах появлялись овсяные кисели, хлеб из клеверных головок. Из картошки делали крахмал и даже пекли пироги. Чай пили с сушеной свеклой. (70)
Во время войны на территории Парфеньевского района находились 3 детских дома: Парфеньевский, Сокринский и Матвеевский. Эвакуировали туда детей из Ленинграда, к сожалению архивных документов об их жизни не сохранилось. Парфеньевский детский дом находился в домах №25, 27, 30 и 37 по ул. Свободы (современная ул. Ленина). В 1945 г. в нем числилось 148 детей. Они учились в 1-8 классах. За каждой группой были закреплены воспитатели, которые работали исключительно добросовестно. Этот факт подтверждает сохранившийся приказ об обязанностях воспитателей. Они должны были сопровождать детей до школы, присутствовать на школьной зарядке. Вечером в их обязанности входило проверить наличие у ученика карандашей, учебников и др. школьных принадлежностей. Воспитатели следили и за внешним видом детей. В 1955 г. Ленинградский детский дом в Парфеньеве был расформирован, а большинство воспитанников возвращены на прежнее место жительства. (71)
В селе Парфеньево существовало огромное количество традиций, которые до сих пор помнят старожилы. В святки жители Парфеньево любили гадать. Как вспоминает А.Воронина, в этот день обычно «завораживались на перекрестке дорог». (72) В центр вставал тот, кто хотел заворожиться, т.е. узнать свою судьбу. Его три раза обходили кругом со сковородником. Им чертили круг, приговаривая: «Чертово место, чертов крест!» Завораживали в левую сторону, а развораживали в правую: «Богово место, богов крест!» Завораживал обычно кто-нибудь один, а остальные разбегались в разные стороны и слушали, кто что услышит. По услышанному пытались предсказать свое будущее.
Рокотянская Н., всю свою жизнь прожившая в селе, утверждает, что все праздники проводились очень весело. Вечеринки в святки были с песнями и плясками, уходя по домам старались подслушать под окнами, кого сватают. Зимние вечера молодежь коротала за долгими беседами, осенью устраивали вечеринки, летом ходили от одного конца улицы до другого. Впереди шли девушки и пели песни, а за ними шагали парни с гармонью и балалайкой. Молодежь любила летом долго сидеть на берегу реки. (73)
Платья и сарафаны обычно шили сами, или покупали, кто мог. Носили шести-восьми клинки и широкие юбки. Во время пасхи пекли особый пирог Пасха, его украшали крашеным пшеном и искусственными цветочками, втыкая их в тесто.
Перед тем, как кого-то забирали в армию, собирали молодежь, родных и соседей на вечеринку. Всех угощали, пели «Последний нонешний денечек». Призывника провожали до станции к поезду на лошадях, молодежь пела, мать причитала. (74)
Свадьбы справляли осенью после уборки урожая. На свадьбу невесте всегда выносили елочку, наряженную лентами и цветами, на поднос бросали деньги. Считалось, что это приносит удачу молодоженам. Невеста была одета в белое или розовое платье, на голову одевали венок или цветочки. На следующий день жениха и невесту будили наряженки, невеста одевалась в другой наряд, днем катались на лошадях, тоже украшенных лентами. Песни обычно пели такие как «Хасбулат удалой», «Имел бы я златые горы», «Во субботний день ненастный, нельзя в поле работать» и др. песни. (75)
Характерной особенностью современного села Парфеньево является отсутствие больших промышленных предприятий. Главными достопримечательностями села являются храмы на Соборной горе, музей писателя-этнографа С.В.Максимова, а так же Парфеньевский литературно-художественный музей. Картинная галерея является филиалом Костромского государственного объединенного художественного музея. Она была основана в 1967 г. и открыта 27 июня того же года. Музей занимает двухэтажное деревянное здание, выстроенное в 1972 г. Общая площадь - 457 кв.м; экспозиционная - 385 кв.м; фондовая - 35 кв.м. Общее количество единиц хранения - 2672, в том числе: живопись - 849; графика - 281; скульптура - 92; декоративно- прикладное искусство - 29; нумизматика - 712; быт и этнография - 284; фотографии - 112; документы - 63; прочее - 250. Музей основан художником и краснодеревщиком П.Н.Уховым, в собрании 240 его работ. В коллекции - произведения художников Москвы и Парфеньева: живопись Н.Анатольева, А.Аронова, А. и Н.Белых, Н.Грошева, А.Иванова, И.Крылова, М.Кончаловского, И.Лукомского, С.Маковея, А.Мариева, Е.Расторгуева, Е.Фимкина, Г.Смирнова, А.Соловьева, В.Стожарова, В.Федорова, В.Хохрина, М.Шиновского, Н.Шлейна, Н.Шувалова; графика М.Зуенкова, И.Айзенштадта, Е.Ведерникова, В.Ветрогонского, М.Райской, К.Сарафановой-Легат. Представлены самодеятельные художники Д.Белоруков, Б.Смирнов.
В селе Парфеньево работает литературно-художественный музей им. С.Н.Маркова. Сергей Николаевич родился здесь 12 сентября 1906 г. в семье землемера. Его отец занимался составлением чертежей и планов, в доме Максимовых всегда было много книг. Читать маленький Сережа научился самостоятельно. (76) В 1919 г. у него умирает отец и С.Н.Маркову приходится уезжать из родных мест. Он работает в Средней Азии, потом в Западной Сибири. Здесь были написаны и опубликованы его первые очерки и стихи. С.Н.Маркова заметил Максим Горький и пригласил в 1929 г. к себе. С этого момента жизнь начинающего писателя изменилась. С.Н.Марков стал действительным членом Географического общества СССР. Он хорошо знал архивы, особенно архивы Западной Сибири и русского Севера. Роман «Юконский ворон» был создан в период 1937-1941 гг. В нем нашла отображение жизнь русского моряка и путешественника Л.А.Загоскина.(77) 25 октября 1981 г. на доме, где родился поэт, был открыта мемориальная доска, а позднее – открыт музей.