История создания и развития российской прокуратуры
П Л А Н :
1.История создания и развития Российской прокуратуры.
2.Участие прокуроров и следователей в правотворческой деятельности.
3.Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
4.Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
5.Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
6.Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних.
7.Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства.
8.Прокурорский надзор за законностью правовых актов органов представительной и исполнительной власти и других органов.
9.Законодательство об организации и деятельности прокуратуры РФ.
10.Место прокуратура в государственном механизме, принципы организации и деятельности прокуратуры.
Прокуратура - от латинского procure предотвращаю, обеспечиваю, проявляю заботу.
В большинстве стран система специальных государственных органов, осуществляющих функцию уголовного преследования и поддержания государственного обвинения в уголовном судопроизводстве. В одних странах прокуратура является составной частью суда, в других организационно отделена от него. В некоторых странах прокуратура входит в систему министерства юстиции (США, Франция, Нидерланды, Австрия, Япония, Польша).
Традиционно российская прокуратура наделена более широкими правомочиями. Созданная 275 лет назад Петром 1 как «око государево» прокуратура выполняла также функцию наблюдения за исполнением царских указов и повелений на всех территории страны. Несмотря на последующие этапы развития страны, некоторые изменения статуса прокуратуры, содержательная сущность ее обвинительной и надзорной деятельности многие десятилетия продолжала сохраняться. Внесенные судебной реформой 1864 года ограничительные коррективы в сторону сужения ее надзорных полномочий, в послеоктябрьский период были признаны несостоятельными. Новая прокуратура Российской Федерации, а с образованием СССР и прокуратуры Союза, формировалась как единая, независимая, централизованная система, имеющая основной задачей обеспечение высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами ведомствами, предприятиями, исполнительными и распорядительными органами местной власти, а также гражданами.
Более того, надзорными правомочиями прокуратура стала обладать и в отношении судебных решений. Принятие 17 ноября 1995 года на базе Конституции РФ 1993г новой редакции Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» внесло существенные новшества в ее государственно-правовой статус, отвечающий задачам демократического реформирования российского общества и реалиям переходного периода.
Аккумулируя все ценное из прошлого опыта российской прокуратуры и, прежде всего, сохранив централизацию ее построения и задачу единства законности на всей территории страны, новый Закон усилил правоохранное назначение прокуратуры, особенно в сфере защиты прав и свобод человека. Впервые этому направлению надзора в Законе посвящена специальная глава, где четко регулируются полномочия прокурора, средства и формы реагирования на нарушения личной неприкосновенности, политических, социально-экономических и иных прав и свобод граждан. Важной новеллой явилось распространение надзора не только на низкие, но и на более высокие этажи власти, включая представительную(законодательную) и исполнительную власть субъектов федерации. По существу прокурорский надзор распространяется на все сферы жизни, урегулированные законом, сохраняя функцию уголовного преследования, включая предварительное следствие и поддержание обвинения в суде, Закон наделяет прокуратуру таким важным государственным правомочием, как координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Смысл понятия «координация» означает согласование. Применительно к координации деятельности правоохранительных органов это означает разработку и практическую реализацию совместных мероприятий по наиболее актуальным проблемам борьбы с преступностью и иными правонарушениями, укреплению законности и правопорядка. Перед правоохранительными органами стоят весьма сложные и ответственные задачи по борьбе с преступностью и устранению причин, их порождающих.
Координация деятельности правоохранительных органов позволяет устранить разнобой и параллелизм в их работе, создать единый фронт с любыми преступлениями, найти правильное сочетание методов воспитания и убеждения со средствами принуждения и наказания.
Координация деятельности правоохранительных органов вовсе не означает, что эти органы утрачивают свою процессуальную самостоятельность и специфику организации и деятельности каждого из них в пределах полномочий по выполнению стоящих перед ними задач.
В соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента РФ № 567 от 18 апреля 1996г, руководящая роль в координации возложена на органы прокуратуры. Генеральный прокурор РФ в приказе № 34 от 26 июня 1997г «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью» отмечает, что «координация деятельности правоохранительных органов является важнейшим направлением в работе прокуратуры».
Формами координации являются:
1. Организация и проведение межведомственных совещаний.
2. Совместные выезды работников правоохранительных органов в республики, края, города и районы для проведения проверки и оказания практической помощи местным органам в организации борьбы с преступностью.
3. Составление совместных планов по организации борьбы с преступностью.
4. Направление совместных информационных писем и методических рекомендаций.
5. Методические письма.
6. Установление единого учета и статистической отчетности.
Соблюдение законности органами дознания и предварительного следствия в существенной мере обеспечивается прокурорским надзором, а эффективность последнего правильной его организацией. Необходимо отметить, что состояние прокурорского надзора за исполнением законов в этой стадии уголовного судопроизводства пока еще имеет существенные недостатки. По значительной части уголовных дел не обеспечивается надлежащего расследования, нарушается закон и допускается волокита, многократно, нередко без достаточных оснований, продлеваются сроки расследования, отмечается неудовлетворительная раскрываемость преступлений. Все это связано с недостатками прокурорского надзора за следствием и дознанием.
В приказе № 31 от 18 июня 1997г «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» Генеральный прокурор ставит перед подчиненными ему прокурорами задачу организовать надзор за законностью производства дознания и предварительного следствия так, чтобы ни одно действие или принятое решение органов дознания и предварительного следствия не расходилось с законом.
Состояние борьбы с преступностью, принятие нового Уголовного кодекса РФ и внесение существенных изменений в УПК РСФСР вызывают необходимость дальнейшего совершенствования прокурорского надзора в стадии дознания и предварительного следствия, усиления контроля за исполнением принимаемых прокурором решений.
Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокуроры организуют свою работу таким образом, чтобы не подменять начальников следственного отдела(управления) органов внутренних дел. Их полномочия по контролю и своевременностью действий следователя по расследованию и предупреждению преступлений регламентированы законом (ст.127 прим.УПК).Начальник следственного отдела проверяет уголовные дела, дает указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении лица в качестве обвиняемого, юридической оценке преступления, определении объема обвинения, производстве отдельных следственных действий. Прокурор следит за тем, чтобы указания начальника следственного отдела давались в письменной форме, а наиболее существенные из них приобщались к уголовному делу.
Среди основных направлений прокурорского надзора. есть и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В этом направлении осуществляется надзор за соблюдением Конституции РФ и законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В предмет данного направления прокурорского надзора входит исполнение большого числа законодательных актов, объединенных сферой регулирования прав и свобод человека и гражданина. Исполняют эти нормативные акты десятки, если не сотни тысяч организаций, учреждений, их должностные лица, а также чрезвычайно многочисленные руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Характеризуя данное направление прокурорского надзора, следует особо подчеркнуть его приоритетность как отражение важного пути реализации государственной политики в области защиты прав и свобод человека и гражданина РФ.
Действующее законодательство регулирует различные стороны жизни несовершеннолетних: воспитание в семье или детских учебно-воспитательных учреждениях; получение общего и профессионального образования труд и охрану труда несовершеннолетнего; здоровье и проведение досуга.
Приказ Генерального прокурора РФ № 30 от 18 мая 1995г требует особого внимания прокуроров соблюдению законодательства, регулирующего семейное воспитание и трудовые правоотношения несовершеннолетних.
Комплексное закрепление прав несовершеннолетнего в каждой из этих сфер жизни нашло отражение в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998г, где определены основные направления обеспечения прав несовершеннолетних и установлены основные гарантии прав и законных интересов несовершеннолетних, предусмотренных Конституцией РФ. Основными направлениями применения предусмотренных названным законом мер защиты прав несовершеннолетних является деятельность в области образования и воспитания, здравоохранения, профессиональной подготовки и занятости, отдых и оздоровление, формирование социальной инфраструктуры, защита от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетних, и др.
Страницы: 1, 2