История создания памятника "Тысячелетия России"
Краткий обзор памятника
Общая высота памятника около 15 м.
Высота гранитного пьедестала - 6 м.
Диаметр гранитного пьедестала - 9 м.
Диаметр шара-державы - 4 м.
Вес шара-державы - 400 пудов.
Окружность горельефа - 26,5 м.
Вес колоссальной фигуры - 150 пудов.
Высота колоссальных фигур - 3,3 м.
Высота креста на шаре-державе - 3 м.
Вес креста на шаре-державе - 28 пудов.
Вес металла памятника - 100 тонн, а вес всего памятника - 10000 тонн.
Всего на памятнике 129 скульптурных фигур.
По общим очертаниям памятник напоминает колокол. Верхняя его часть представляет собою шар, символизирующий державу - эмблему царской власти. Коленопреклоненная женщина, стоящая на нем, олицетворяет Россию, а осеняющий ее ангел с крестом - православную церковь.
Вокруг шара шесть скульптурных групп, отражающих в соответствии с дворянской историографией шесть главных эпох в истории России.
Первая группа (напротив здания музея),символизирующая "основание Русского государства", включает фигуру легендарного Рюрика и языческого бога Перуна.
Вторая группа изображает "введение христианства": здесь представлен киевский князь Владимир, женщина, протягивающая ему ребенка, и славянин, низвергающий языческого идола.
Третья группа, изображающая "начало освобождения Руси от татарского ига", состоит из князя Дмитрия Донского, попирающего побежденного татарина. В четвертой группе, олицетворяющей "основание самодержавия", представлен великий князь Иван III, принимающий от побежденного татарина знак власти - бунчук.
Тема пятой скульптурной группы - "начало династии Романовых". Здесь представлены основатель династии царь Михаил Федорович Романов, князь Пожарский, обороняющий его мечом, и Козьма Минин, вручающий ему шапку Мономаха и скипетр.
Шестая группа, которая изображает "основание Российской империи", включает Петра I и крылатого ангела, указывающего ему путь на север, где была основана новая столица.
Подножие памятника опоясывает горельеф, на котором изображены выдающиеся деятели России. Они объединены в четыре группы - "Просветители народа", "Государственные люди", "Военные люди и герои", "Писатели и художники". Здесь мы видим: Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана III. Козьму Минина, Дмитрия Пожарского, Петра I, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, М. В. Ломоносова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. И. Глинку и многих других.
Памятник "Тысячелетию России" создан по проекту художника М. О. Микешина скульпторами И. Н. Шредером, Р. К. Залеманом, П. С. Михайловым, Н. А.Лаверецким, А. М. Любимовым, М. А. Чижовым при участии архитекторов Г. А. Боссе и В. А. Гартмана.
Памятник «Тысячелетие России» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь (это событие часто считают началом русской государственности, хотя достоверность его не установлена). Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Осипович Микешин и И. Н. Шредер и архитектор В. А. Гартман.
Памятник находится в новгородском кремле, напротив Софийского собора.
Торжественное открытие памятника. Лубок. 1867 год.
В создании скульптур приняли также участие Р. К. Залеман, П. С. Михайлов, Н. А. Лаверецкий, А. М. Любимов, М. А. Чижов.
Памятник был торжественно открыт 20 сентября 1862 года (по новому стилю).
Среди государственных деятелей отсутствует изображение Ивана Грозного. Его скульптурное изображение не включили в композицию памятника в отместку за кровавую расправу, учинённую опричниками в Новгороде в 1570 году.
Верхний ярус
В верхней части памятника расположена скульптурная группа: ангел, держащий крест, и склоненная перед ним женщина, символизирующая Россию. Эти скульптуры выполнил непосредственно Михаил Осипович Микешин вместе с Иваном Шредером. |
|
И эти фигуры - в особенности женщина - удались превосходно. Прекрасный образ русской женщины, сильной и самоотверженной, живущей сложным духовным миром, - этот образ достойно венчает памятник России. |
Средний ярус
Средняя часть состоит из шара - державы - и расположенных у его подножия больших скульптурных групп. Огромный шар украшен затейливым рельефным орнаментом и опоясан надписью, выполненной славянской вязью: "Свершившемуся тысячелетию Российского государства в... лета 1862". Вокруг державы размещено 17 фигур. Они объединены в шесть скульптурных групп, которые обозначают, согласно официальной историографии того времени, важнейшие этапы русской истории. Каждая группа ориентирована на определенную часть света, что имеет символический смысл. Так, князья Рюрик и Владимир обращены на юг, к стольному Киеву, Иван III - на восток, к Москве, а взгляд Петра I устремлен к северной столице Российской империи - Петербургу. Дмитрий Донской представлен на юго-восточной стороне - оттуда были нашествия татар. Минин и Пожарский как бы противостоят западной угрозе Руси. Таким образом, расположение фигур государственных деятелей вокруг державы соответственно их роли в укреплении рубежей Отечества аллегорически выражает значение каждого этапа русской истории.
Призвание варяжских князей
С южной стороны, в направлении Киева стоит Рюрик в остроконечном шлеме с остроконечным щитом, в звериной шкуре, наброшенной на плечи. На щите надпись: "Лета 6370". (До Петровского времени летосчисление в России велось от "сотворения мира", по современному календарю это 862 год, легендарная дата появления Рюрика в Новгороде.) Характерно, что Рюрику приданы черты не варяжского, а славянского воина. В сущности, Микешин отходит здесь от официально бытовавшей в ту пору так называемой "норманнской теории" (согласно которой русские якобы неспособны к самостоятельному развитию и наше государство создано пришельцами-норманнами, варягами; характерно, что эту теорию всякий раз берут на вооружение враги нашей страны - так было в прошлом, так остается и поныне). Лицо Рюрика, его оружие, одежда - все это подчеркнуто русское, славянское. Перед нами молодой и отважный русский воин, собравшийся в поход. Взгляд его, обращенный на просторы Ильменя, прям и смел, черты лица исполнены мужества и благородства. Кажется, он только что послал своему противнику гонца с берестой, на которой три коротких слова: "Иду на вы"... Слова эти летопись вложила в уста киевского князя Святослава. Пусть так. Но в них выражено нечто общее, типичное для всех прославленных русских витязей: открытая отвага, прямая честь.
Крещение Руси
Справа от Рюрика расположена группа киевского князя Владимира, изображающая крещение Руси, то есть принятие христианства, что объективно способствовало приобщению славян к высокой греческой культуре, было шагом вперед по сравнению с языческими верованиями. Владимир стоит в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом; перед ним славянин, низвергающий статую языческого божества, сзади женщина, протягивающая князю ребенка, Образ князя Владимира, героя былинного эпоса, решен совершенно иначе, чем Рюрика. Там мы видим пылкого и смелого воина - здесь перед нами величавый и умудренный жизнью правитель. Черты его лица покойны, движения сдержанны, но сколько сил, сколько решимости в жесте правой руки, держащей крест! Мрачные и кровавые языческие идолы будут сброшены в Днепр, а на месте идолова копища вознесется златоглавая Киевская София - и нет иного пути для молодого государства. Драматическая напряженность ситуации хорошо выражена в двух других фигурах группы: в движении славянина заметна какая-то неуверенность, его взгляд обращен на Владимира, так, словно он черпает недостающую решимость в решимости князя. И напротив, для женщины, прямо и спокойно стоящей с младенцем, уже нет сомнений в избранном пути, нет неуверенности и колебаний, она понимает Владимира и верит ему.
Начало освобождения Руси от татарского ига
На юго-восточную сторону, в направлении Москвы обращена группа Дмитрия Донского. Фигура самого князя выполнена очень сильно: перед нами классический образ полководца, ведущего войско в битву. Но это не только военачальник. Мы узнаем в нем того, кто перед решающим сражением снял г, себя княжеское облачение и бился в рядах московской дружины в доспехах простого воина. Дмитрий представлен на памятнике как образ полководца-витязя, победителя на Куликовом поле. Дмитрий ногой попирает поверженного татарского мурзу; кажется, он только что сразил его шестопером, который крепко держит в правой руке. Татарский воин жив, он поднимается, хоть в движениях его нет ни силы, ни страсти. Но Дмитрий уже не обращает внимания на побежденного врага - он смотрит за пыльный горизонт, куда бежит разбитая армия Мамая. Сражения еще предстоят, и князь готов к ним. Группа эта являет собой чрезвычайно выразительный символ победоносного выступления Руси против ненавистного чужеземного ига.
Основание самодержавия
Группа Ивана III, первого "государя всея Руси", знаменует становление Русского централизованного государства. Здесь много фигур. Иван стоит в гордой и торжественной позе, на нем тяжелые одежды и шапка Мономаха, в руках - скипетр и держава. Это уже не воин, как изобразил художник Дмитрия, это самодержец. Татарин на коленях протягивает царю бунчук - символ окончательной победы над Золотой Ордой в 1480 году. Рядом лежит побежденный в битве литовец и поверженный ливонский (немецкий) рыцарь с обломанным мечом - Московская Русь сокрушает своих врагов, еще недавно угрожавших ее независимости.
Страницы: 1, 2