История возникновения православных воскресных школ
СОДЕРЖАНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ
II. ИЗ ИСТОРИИ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ
В Великобритании
В странах Европы
В Северной Америке
III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ В РОССИИ.
XIX - нач. XXв
Кон. XX - нач. XXI в
IV. СОВРЕМЕННЫЕ ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. ВВЕДЕНИЕ
Воскресные школы - бесплатные начальные учебные, заведения для детей и взрослых как религиозного, так и светского xapaктера, занятия в которых проводятся в основном по воскресным дням.
Размышляя на тему православных воскресных школ нашего времени, правомерно коснуться истории возникновения воскресных школ вообще.
Изначально воскресные школы были основаны как учебные заведения для взрослых и детей и явились наиболее ранней формой внешкольного образования. При историческом исследовании следует различать 2 основных типа воскресных школ: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания (для христиан – это воскресные школы, для мусульман – пятничные, для иудеев - субботние) и общеобразовательные.
Первые воскресные школы (например, при Миланском соборе) возникли в середине XVI в. Они были конфессионального типа и ориентировались на преподавание в форме бесед. В дальнейшем подобные школы получили широкое распространение в Великобритании, Европе и Северной Америке. Однако жизнь диктовала все новые требования, что привело, с одной стороны, к введению общеобразовательных предметов в конфессиональных воскресных школах, а с другой – к учреждению (в XVIII в.) светских воскресных школ. Таким положение дел оставалось вплоть до начала XX в., когда, в связи с организацией государственных школьных систем, общеобразовательные воскресные школы почти повсеместно были закрыты. В свою очередь конфессиональные воскресные школы продолжают существовать во многих современных странах и по сей день.
II. ИЗ ИСТОРИИ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ
1. В Великобритании.
Основателем первой Воскресных школ современного типа считается англиканин - мирянин Роберт Рейкс (1735-1811). Редактор и владелец «Глостерского журнала», он организовал школу для детей бедняков в Сути-Алли (графство Глостершир) в 1780 г.
В период с 1700 по 1800 г. население Великобритании удвоилось, крестьяне в поисках заработка переезжали в города, где нанимались на заводы и фабрики и оказывались вне привычных социальных связей без внимания Церкви и государства. Воскресенье было единственным выходным днем для взрослых и детей, большинство которых работали наравне с родителями. Почти никто из рабочих и членов их семей не посещал церковь, не умел читать и писать; пьянство, хулиганские поступки и мелкие кражи стали xapaктерными явлениями их жизни. Рейкс решив, что «порок, аморальность и бедность проистекают от невежества», разработал и пытался внедрить образовательные программы для взрослых, но, не найдя отклика в рабочей среде, приступил к религиозному и нравственному воспитанию детей. С помощью преподобного Т. Стока он составил список детей от 6 до 14 лет, нанял госпожу Мередит и еще 3 учительниц. Первоначально занятия проводились на кухнях частных домов. Ученики должны были посещать Воскресные школы чистыми и опрятно одетыми, новую одежду они часто получали в школе. С 10 до 12 ч. дети, изучая Библию, не только овладевали навыками чтения и письма, но также постигали основы морали и правила поведения в обществе. После перерыва на второй завтрак (с 12 до 13 ч.) занятия продолжались; по окончании уроков дети посещали службу в церкви, а затем повторяли пройденное по катехизису и около 5 ч. вечера расходились по домам. Прилежные ученики получали в подарок Библию и книги религиозно-нравственного содержания, одежду, обувь и т. д., к неуспевающим применялись телесные наказания. Девочки и мальчики занимались в разных комнатах. Рейкс первым применил систему, при которой старшие ученики, получившие название наставников (англ. monitors), занимались с младшими. Первоначально учителям платили небольшое жалование (1 шиллинг); после увеличения количества школ и учеников платной осталась только должность директора школы, который занимался организацией учебного процесса и подбором учителей. После 3 лет работы школ Рейкс оценил достигнутые результаты. 3 ноября 1783 г. он опубликовал статью, посвященную пропаганде Воскресных школ, в "Глостерширском журнале», 25 ноября 1783 г. она была перепечатана лондонским «Журналом для джентльменов», затем в «Арминианском журнале». Постепенно школы нового типа появились во многих районах Великобритании. Против Воскресных школ высказывались некоторые преподаватели духовных учебных заведений, духовные лица и политические деятели. В Шотландии обучение в воскресный день, а тем более светскими лицами было воспринято как нарушение 4-й заповеди. Тем не менее в Англии, Ирландии и Уэльсе количество Воскресных школ продолжало расти. Деятельность Рейкса получила полное признание, когда он был удостоен аудиенции у короля Георга III и королевы Шарлотты. Король одобрил начинание Рейкса и заявил, что «каждый ребенок в королевстве должен научиться читать Библию», а королева стала патронессой Воскресных школ. Вскоре, практика показала, что школы, где преподаватели - волонтеры (в т. ч. и директора) работали бесплатно, более эффективны. Со временем этот тип школы становится основным. Уэсли писал, что в Болтоне (Англия) в 1787 г. в Воскресных школах работали 80 учителей, которые «не получали никакой награды, кроме награды от Господа». В 1798 г. в Ноттингеме У. Синглтоном (методистом) и С. Фоксом (квакером) была организована первая школа для молодых работниц ткацких фабрик, в 1815 г. Воскресные школы для взрослых появились в Лондоне, а затем и по всей стране. Большое внимание в них уделялось социальной работе и развитию новых социально-экономических институтов, например сберегательных касс, касс взаимопомощи и т. д. В 1787 г. Рейке в письме, опубликованном в «Журнале для джентльменов», сообщал, что Воскресную школу посещали 250 тыс. детей. По парламентской переписи Англии и Уэльса 1818 г. в Воскресных школах обучались 47 225 учащихся; в 1833 г.- 1 548 890 чел. В 1880 г., 100 лет спустя после появления первой школы, в Великобритании насчитывалось 6 695 399 учеников и 647 704 учителя. «Общество поддержки и поощрения воскресных школ в Англии» (Society for the Support and Encouragement of Sunday Schools in England) было создано в 1785 г. в Лондоне Фоксом, Г. Торнтоном, Рейксом и др. для распространения опыта Воскресных школ не только в Англии, но и в доминионах. Оно финансировало создание новых школ и издание учебной и религиозно-нравственной литературы. В 1803 г. Лондонский союз воскресной школы (London Sunday School Union) объединил представителей различных протестантских деноминаций (кроме англикан). В 1813г. вышел № 1 «Ежемесячного журнала для учителей воскресных школ» (Sunday School Teachers Monthly Magazine). Миссионеры, работавшие в Индии и Австралии с 1864г., оганизовали Союз воскресных школ Индии (India Sunday School Union) и Союз австралийских воскресных школ (Australian Sunday School Union). В 1843г. был создан Институт воскресной школы Церкви Англии (Church of England Sunday School Institute) для «распространения, улучшения и развития» Воскресных школ в англиканской Церкви, возглавлявшийся комитетом из 25 клириков и 25 мирян. Работа велась через местные отделения и ассоциации (около 400). Программа, рассчитанная на 5 лет, строилась на изучении Библии и Книги общих молитв и соотносилась с церковным календарем. К 1910 г. количество учащихся в англиканских Воскресных школах достигло 3 153 476 чел. В 1875 г. Появился Уэслианский союз воскресных школ (Wesleyan Sunday School Union), к 1907 г. объединявший 7566 школ более чем с 1 млн. учащихся.
2. В странах Европы.
Наибольшее развитие в Европе приобрели конфессиональные Воскресные школы религиозных меньшинств. В Дании, например, все дети 7-14 лет обязаны были посещать школу и занятия по катехизису. Прихожане т. н. свободных церквей (баптисты, методисты, конгрегационалисты и др.) открывали Воскресные школы, где не надо было изучать лютеран, катехизис. Первая Воскресная школа была организована в Стокгольме в 1833 г. дочерью английского консула; в 1851 г. П. Палмквист, посетивший экспозицию, посвященную Воскресным школам, на Всемирной выставке в Лондоне, создал в Швеции систему Воскресных школ, которую смогли использовать свободные церкви; в 1853 г. леди Эренбург открыла первую Воскресную школу для членов гос. Шведской Церкви. В Норвегии Воскресные школы появились благодаря активности свободных церквей в 50-х гг. XIX в. В Нидерландах, Швейцарии и Франции, а позднее и в Германии Воскресные школы также получили широкое распространение. В других странах мира появление Воскресных школ было связано с деятельностью протестантских миссионерских организацийций.
3. В Северной Америке.
Первые сведения о детских Воскресных школах относятся к XVII в. (Плимут, 1669; Роксбери, 1674), но только в 1786 г. появилась школа, созданная по системе Рейкса. Она была основана в Ганновере методистским проповедником Ф. Асбери. В Северной Америке Воскресные школы изначально не разделялись по деноминационной принадлежности и были ориентированы больше на изучение Библии, чем на катехизисы определенных конфессий. Кроме того, если в Англии движение Воскресных школ начиналось как благотворительное служение среди бедных слоев населения, то в Америке из-за отсутствия общенациональной системы образования и освоения новых отдаленных территорий Воскресные школы охватили все население. В соответствии с переписью, которую провело Бюро образования (U. S. Сеnsus Bureau of Education) в 1800г., средний американец проводил школе не более 82 дней. В Филадельфии епископы Уильям Уайт, Бенджамин Раш, Мэтью Кэри и др. основали Общество воскресной школы (Sabbath School Societe; другое название «Первый день» (The First Day), 1790); через год Воскресные школы появились в Бостоне и Нью-Йорке. В Филадельфии работали Общество для обучения бедных девочек (с 1804), Общество евангелических воскресных школ (с 1808); в Нью-Йорке были созданы Союз женских воскресных школ и Общество мужских воскресных школ (в 1816г.). Постепенно небольшие союзы и общества Воскресных школ объединились в более крупные. В 1824г. Филадельфийский союз воскресных школ и школ для взрослых стал общенациональным и изменил свое название на Союз американских воскресных школ (American Sunday Schools Union). Его члены, представители различных христианских деноминаций (в основном мирян), вели активную пропагандистскую и издательскую деятельность. К 1825 г. существовало 1150 Воскресных школ, в которых получали образование 82 697 учеников, штат учителей составлял 11 295 чел., но в стране были и школы, не входившие в союз, поэтому общее число учеников Воскресных школ достигло 143 697 чел. В 1824 г. начал издаваться Американский ежемесячный журнал для учителей воскресных школ (American Monthly Magazine for Sunday School Teachers); работала система бесплатных передвижных библиотек религиозной литературы. В 1826 г. союз начал публикацию цикла уроков (uniform lessons) по изучению Библии. Быстрый рост Воскресных школ был обусловлен государственной политикой поддержки таких учебных заведений на новых землях. Например, в 1830г. Воскресные школы создавались в каждой общине в недавно заселенной долине Миссисипи. Около 80 миссионеров посетили от 8 до 10 тыс. появившихся в долине поселений, и в течение 18 месяцев было организовано 2867 новых Воскресных школы и реорганизована 1121 ранее существовавшая. Одним из наиболее известных миссионеров был С. Иакстон.