История возникновения православных воскресных школ

История возникновения православных воскресных школ

СОДЕРЖАНИЕ

I.         ВВЕДЕНИЕ

II.      ИЗ ИСТОРИИ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ

В Великобритании

В странах Европы

В Северной Америке

III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ В  РОССИИ.

XIX - нач. XXв

Кон. XX - нач. XXI в

IV.  СОВРЕМЕННЫЕ ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


I.  ВВЕДЕНИЕ

 Воскресные школы - бесплатные начальные учебные, заведения для детей и взрослых как религиозного, так и светского xapaктера,  занятия в которых проводятся в основном по воскресным дням.

       Размышляя на тему православных воскресных школ нашего времени, правомерно коснуться истории возникновения воскресных школ вообще.

Изначально воскресные школы были основаны как учебные заведения для взрослых и детей и явились наиболее ранней формой внешкольного образования. При историческом исследовании следует различать 2 основных типа воскресных школ: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания (для христиан – это воскресные школы, для мусульман – пятничные, для иудеев - субботние) и общеобразовательные.

Первые воскресные школы (например, при Миланском соборе) возникли в середине XVI в. Они были конфессионального типа и ориентировались на преподавание в форме бесед. В дальнейшем подобные школы получили широкое распространение в Великобритании,  Европе и Северной Америке. Однако жизнь диктовала все новые требования, что привело, с одной стороны, к введению общеобразовательных предметов в конфессиональных воскресных школах, а с другой – к учреждению (в XVIII в.) светских воскресных школ. Таким положение дел оставалось вплоть до начала XX в., когда, в связи с организацией государственных школьных систем, общеобразовательные воскресные школы почти повсеместно были закрыты. В свою очередь конфессиональные воскресные школы продолжают существовать во многих современных странах и по сей день.


II. ИЗ ИСТОРИИ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ

1. В Великобритании.


Основателем первой Воскресных школ современного  типа считается англиканин  - мирянин Роберт Рейкс (1735-1811). Редактор и владелец «Глостерского журнала», он организовал школу для детей бедняков в  Сути-Алли (графство Глостершир) в 1780 г.

В период с 1700 по 1800 г. население Великобритании удвоилось,  крестьяне в поисках заработка переезжали в города, где нанимались на заводы и фабрики и оказывались вне привычных социальных связей без внимания Церкви и государства. Воскресенье было единственным выходным днем  для взрослых и детей, большинство  которых работали наравне с родителями. Почти никто из рабочих и членов их семей не посещал церковь, не умел читать и писать; пьянство, хулиганские поступки и мелкие кражи стали xapaктерными явлениями их жизни. Рейкс решив, что «порок, аморальность и бедность проистекают от невежества», разработал и пытался внедрить образовательные программы  для взрослых, но, не найдя отклика в рабочей среде, приступил к религиозному и нравственному воспитанию детей. С помощью преподобного Т. Стока он составил список детей от 6 до 14 лет, нанял госпожу Мередит и еще 3 учительниц. Первоначально занятия проводились на кухнях частных домов. Ученики должны были посещать Воскресные школы чистыми и опрятно одетыми, новую одежду они часто получали в школе. С 10 до 12 ч. дети, изучая Библию, не только овладевали на­выками чтения и письма, но также постигали основы морали и правила поведения в обществе. После перерыва на второй завтрак (с 12 до 13 ч.) занятия продолжались; по окончании уроков дети посещали службу в церкви, а затем повторяли пройденное по катехизису и около 5 ч. вечера расходились по домам. При­лежные ученики получали в подарок Библию и книги религиозно-нравственного содержания, одежду, обувь и т. д., к неуспевающим применялись телесные наказания. Де­вочки и мальчики занимались в разных комнатах. Рейкс первым применил систему, при которой старшие ученики, получившие название наставников (англ. monitors), занимались с младшими. Первоначально учителям платили небольшое жалование (1 шиллинг); после увеличения количества школ и учеников платной осталась только должность  директора школы, который занимался организацией учебного процес­са и подбором учителей. После 3 лет работы школ Рейкс оценил достигнутые результаты. 3 ноября 1783 г. он опубликовал статью, посвященную пропаганде Воскресных школ, в "Глостерширском журнале», 25 ноября 1783 г. она была перепечатана лондонским «Журналом для джентльменов», затем  в «Арминианском журнале». Постепенно школы нового типа появились во многих  районах Великобритании. Против Воскресных школ высказывались некоторые преподаватели духовных учебных  заведений, духовные лица и политические деятели. В Шотландии обучение в воскресный день, а тем  более светскими лицами было воспринято  как нарушение 4-й заповеди. Тем не менее в Англии, Ирландии и Уэльсе количество Воскресных школ про­должало расти. Деятельность Рейкса получила полное признание, ко­гда он был удостоен аудиенции у короля Георга III и королевы Шарлотты. Ко­роль одобрил начинание Рейкса и заявил, что «каждый ребенок в ко­ролевстве должен научиться читать Библию», а королева стала патро­нессой Воскресных школ.  Вскоре, практика по­казала, что школы, где преподавате­ли - волонтеры (в т. ч. и директора) работали бесплатно, более эффек­тивны. Со временем этот тип шко­лы становится основным. Уэсли пи­сал, что в Болтоне (Англия) в 1787 г. в Воскресных школах работали 80 учителей, которые «не получали никакой награды, кро­ме награды от Господа». В 1798 г. в Ноттингеме У. Синглтоном (мето­дистом) и С. Фоксом (квакером) бы­ла организована первая школа для молодых работниц ткацких фабрик, в 1815 г. Воскресные школы для взрослых появи­лись в Лондоне, а затем и по всей стране. Большое внимание в них уделялось социальной работе и раз­витию новых социально-экономиче­ских институтов, например сберегатель­ных касс, касс взаимопомощи и т. д. В 1787 г. Рейке в письме, опубли­кованном в «Журнале для джентль­менов», сообщал, что Воскресную школу посеща­ли 250 тыс. детей. По парламент­ской переписи Англии и Уэльса 1818 г. в Воскресных школах обучались 47 225 уча­щихся; в 1833 г.- 1 548 890 чел. В 1880 г., 100 лет спустя после по­явления первой школы, в Велико­британии насчитывалось 6 695 399 учеников и 647 704 учителя. «Обще­ство поддержки и поощрения вос­кресных школ в Англии» (Society for the Support and Encouragement of Sunday Schools in England) было со­здано в 1785 г. в Лондоне Фоксом, Г. Торнтоном, Рейксом и др. для рас­пространения опыта Воскресных школ не толь­ко в Англии, но и в доминионах. Оно финансировало создание новых школ и издание учебной и религиозно-нравственной  литературы. В 1803 г. Лондонский союз воскресной школы (London Sunday School Union) объединил представителей различных протестантских деноминаций (кроме англикан). В 1813г. вы­шел № 1 «Ежемесячного журнала для учителей воскресных школ» (Sunday School Teachers Monthly Magazine). Миссионеры, работавшие в Индии и Австралии с 1864г., оганизовали   Союз воскресных школ Индии (India Sunday School Union) и Союз австралийских вос­кресных школ (Australian Sunday School Union). В 1843г. был создан Институт воскресной школы Церк­ви Англии (Church of England Sun­day School Institute) для «распро­странения, улучшения и развития» Воскресных школ в англиканской Церкви, возглав­лявшийся комитетом из 25 клири­ков и 25 мирян. Работа велась через местные отделения и ассоциации (около 400). Программа, рассчитанная на 5 лет, строилась на изучении Биб­лии и Книги общих молитв и соот­носилась с церковным календарем. К 1910 г. количество учащихся в ан­гликанских Воскресных школах достигло 3 153 476 чел. В 1875 г. Появился Уэслианский союз воскресных школ (Wesleyan Sunday School Union), к 1907 г. объ­единявший 7566 школ более чем с 1 млн. учащихся.



2. В странах Европы.


Наибольшее развитие в Европе приобрели кон­фессиональные Воскресные школы религиозных мень­шинств. В Дании, например, все дети 7-14 лет обязаны были посещать школу и занятия по катехизису. Прихожане т. н. свободных церквей (баптисты, методисты, конгрегационалисты и др.) открывали Воскресные школы, где не надо было изучать лютеран, катехизис. Первая Воскресная школа была ор­ганизована в Стокгольме в 1833 г. дочерью английского консула;  в 1851 г. П. Палмквист, посетивший экспози­цию, посвященную Воскресным школам, на Всемир­ной выставке в Лондоне, создал в Швеции систему Воскресных школ, которую смог­ли использовать свободные церкви;           в 1853 г. леди Эренбург открыла первую Воскресную школу для членов гос. Шведской Церкви.  В Норвегии Воскресные школы по­явились благодаря активности свободных церквей в 50-х гг. XIX в. В   Нидерландах,   Швейцарии   и  Франции, а позднее и в Германии Воскресные школы  также получили широкое распространение. В других странах мира  появление Воскресных школ было связано с деятельностью протестантских миссионерских организацийций.


3. В Северной Америке.


Первые сведения о детских Воскресных школах относятся к XVII в. (Плимут, 1669; Роксбери,  1674), но только в 1786 г. появилась школа, созданная по системе Рейкса. Она была основана в Ганновере методистским проповедником Ф. Асбери. В Северной Америке Воскресные школы изначально не разделялись по деноминационной принадлежности и были ориентированы больше на изучение Библии, чем на катехизисы определенных кон­фессий. Кроме того, если в Англии движение Воскресных школ начиналось как бла­готворительное служение среди бед­ных слоев населения, то в Америке из-за отсутствия общенациональ­ной системы образования и освоения новых отдаленных территорий Воскресные школы охватили все население. В соответствии с переписью, которую провело Бюро образования (U. S. Сеnsus Bureau of Education) в 1800г., средний американец проводил школе не более 82 дней. В Фила­дельфии епископы Уильям Уайт, Бенджамин Раш, Мэтью Кэри и др. основали Общество воскресной школы (Sabbath School Societe; другое название «Первый день» (The First Day), 1790); через год Воскресные школы появились в Бостоне и Нью-Йорке. В Филадельфии работали Общество для обучения бедных девочек (с 1804), Общество евангелических воскресных школ (с 1808);  в Нью-Йорке были созданы Союз женских воскресных школ и Общество мужских воскресных школ (в 1816г.). Постепенно небольшие союзы и общества Воскресных школ объединились в более крупные. В 1824г. Филадельфий­ский союз воскресных школ и школ для взрослых стал общенациональ­ным и изменил свое название на Союз американских воскресных школ (American Sunday Schools Uni­on). Его члены, представители раз­личных христианских деноминаций (в основном мирян), вели активную про­пагандистскую  и  издательскую деятельность. К 1825 г. существовало 1150 Воскресных школ, в которых получали образование 82 697 учеников, штат учителей составлял 11 295 чел., но в стране были и школы, не входившие в союз, поэтому общее число уче­ников Воскресных школ достигло 143 697 чел. В 1824 г. начал издаваться Американский ежемесячный журнал для учителей воскресных школ (Ame­rican Monthly Magazine for Sunday School Teachers); работала система бесплатных передвижных библиотек религиозной литературы. В 1826 г. союз начал публи­кацию цикла уроков (uniform les­sons) по изучению Библии. Быст­рый рост Воскресных школ был обусловлен государственной политикой поддержки таких учеб­ных заведений на новых землях. Например, в 1830г. Воскресные школы создавались в каждой общине в недавно заселен­ной долине Миссисипи. Около 80 мис­сионеров посетили от 8 до 10 тыс. появившихся в долине поселений, и  в течение 18 месяцев было органи­зовано 2867 новых Воскресных школы  и реорганизована 1121 ранее существовавшая. Одним из наиболее известных миссионеров был С. Иакстон.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать