Избирательное право и избирательные системы в РФ

Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей, воинским частям, военным учреждениям и организациям, благотворительным организациям и религиозным объединениям, членам избирательных комиссий.

VII. Голосование и определение результатов выборов. При выборах Президента Российской Федерации избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не был избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Повторное голосование проводится не позднее 15 дней со дня установления результатов общих выборов. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Признание выборов несостоявшимися:

1. При голосовании за списки кандидатов право распределения мандатов получили менее 2-х списков.

2. За списки, получившие право участвовать в распределении мандатов в сумме проголосовали менее 50 % избирателей.

3. Все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования.

4. Если законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и не один из них не получил необходимого для избрания числа голосов избирателей.

Подсчет голосов избирателей, принявших участие в голосовании заканчивается подписанием протокола. Подписанные протоколы направляются в вышестоящие избирательные комиссии, где так же подводятся итого в пределах своей компетенции, после чего протоколы направляются далее в ЦИК РФ.

Лица, осуществляющие фальсификацию итогов голосования несут уголовную ответственность.

Под фальсификацией итогов голосования понимается:

- включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании;

- заведомо неправильное составление списков избирателей;

- замена действительных бюллетеней;

- незаконное уничтожение официальных бюллетеней;

- заведомо неправильный подсчет голосов избирателей.

Здесь же необходимо рассмотреть органы, ведающие вопросами организации избирательного процесса.

Центральная избирательная комиссия РФ является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в РФ. Она действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий ЦИК РФ составляет 4 года. Она состоит из 15 членов, 5 из которых назначаются Государственной Думой РФ из числа кандидатур, предложенных фракциями, при чем от одного депутатского объединения не более одного представителя; 5 назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными ( представительными ) органами государственной власти субъектов РФ и высшими должностными лицами субъектов РФ; и еще 5 членов назначаются Президентом РФ. Все члены ЦИК РФ должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права. Члены ЦИК РФ из своего числа избирают тайным голосованием Председателя ЦИК РФ, его заместителя и секретаря ЦИК РФ.

Избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные и участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов и допущенных к распределению депутатских мандатов. В избирательную комиссию может быть назначено не более одной кандидатуры представленной политической партией, причем партия не в праве предлагать несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.

Избирательные комиссии субъектов РФ действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. Срок полномочий данной комиссии составляет 4 года. Число членов избирательной комиссии субъекта РФ не может быть менее 10 и более 14 человек. Это число устанавливается законом субъекта РФ. Половина членов избирательной комиссии назначается законодательным ( представительным ) органом государственной власти субъекта РФ, другая половина — высшим должностным лицом субъекта РФ. Как законодательный орган РФ, так и высшее должностное лицо субъекта РФ обязаны назначить не менее Уг от назначенного ими числа членов ИК на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе;

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном органе РФ.

Так же указанные выше органы государственной власти субъекта РФ обязаны назначить не менее одного члена по предложению ЦИК РФ.

Председатель избирательной комиссии субъекта РФ должен иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права.

Избирательные комиссии муниципальных образований также являются постоянно действующими со сроком полномочий 4 года и им может быть предан статус юридического лица.

Комиссии рангом ниже действуют только на время проведения выборов.

Деятельность комиссий осуществляется коллегиально, она правомочна приступить к работе если ее состав сформирован не менее чем на 2/3 от установленного состава.

Членами избирательной комиссии с правом решающего голоса не могут быть:

- лица, не имеющие гражданства РФ;

- гр. РФ признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

- гр. РФ не достигшие возраста 18 лет;

- депутаты законодательных ( представительных ) органов власти, органов местного самоуправления;

- выборные должностные лица;

- судьи, прокуроры;

- кандидаты на соответствующих выборах;

- лица, находящиеся в непосредственном подчинении кандидатов;

- лица, выведенные из состава комиссий по решению суда;

- лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах - в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения ( постановления ) суда о назначении административного наказания.

Для членов избирательных комиссий с правом решающего голоса предусмотрено, что они не могут быть привлечены к уголовной ответственности или подвергнуты административному наказанию, без согласия прокурора субъекта РФ, а член ЦИК РФ с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта РФ - без согласия Генерального прокурора РФ. Кроме того, до окончания их полномочий они не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно. Во время работы на заседаниях и при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации. В день

проведения голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, в том числе и иностранные.

Наблюдатели вправе:

1. Знакомиться со списками избирателей;

2. Находиться в день голосования в помещении для голосования;

3. Присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

4. Наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям;

5. Обращаться к председателю участковой комиссии с предложениями и замечаниями по вопросы проведения голосования;

6. Знакомиться с протоколами соответствующей комиссии об итогах голосования;

7. Носить нагрудный знак с обозначением своего статуса.

Наблюдатели не вправе:

1. Выдавать избирателям бюллетени;

2. Расписываться за избирателя в получении бюллетеня;

3. Заполнять за избирателя бюллетени;

4. Предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

5. принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете голосов;

6. Совершать действия, противоречащие работе комиссии;

7. Проводить агитацию среди избирателей;

8. Участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

Комиссии могут быть расформированы судом соответственно подсудности за:

а) нарушение комиссией избирательных прав граждан, повлекшее признание итогов голосования недействительными;

б) неисполнение комиссией решения суда или вышестоящей комиссии.

С заявлением в суд о расформировании ЦИК РФ вправе обратиться группа численностью не менее 1/3 от общего числа членов Совета Федерации.

Реформирование избирательного законодательства и избирательной системы в Российской Федерации в настоящее время еще не завершено. Предстоит устранить многие пробелы и противоречия федерального и регионального избирательного законодательства, повысить статус избирательной системы и ввести некоторые нормы и гарантии избирательных прав российских граждан в поле конституционно-правового регулирования.

4. ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ.


Избирательная система - это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В мировой практике получили наибольшее распространение две избирательные системы: мажоритарная и пропорциональная, которые имеют много различных вариантов.

МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. Ее главной особенностью является то, что избранным считается тот кандидат ( список кандидатов ), которые получили большинство голосов избирателей. Различаются три разновидности мажоритарной избирательной системы: - относительного большинства;

- абсолютного большинства;

- квалифицированного большинства.

Мажоритарная система относительного большинства - это система, при которой считается избранным кандидат ( список кандидатов ), получивший по сравнению с другими наибольшее количество голосов, независимо от того, сколько голосов подано против этого кандидата.

Второй тур голосования по кандидатуре Президента проводится по такой системе.

Мажоритарная система абсолютного большинства - эта система обозначает, что избранным считается кандидат или список кандидатов, за которого проголосовали не менее 50% голосов избирателей плюс один голос.

Такая система отличается тем, что если никто из кандидатов сразу не набрал более половины голосов избирателей, то проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие в первом туре наибольшее по сравнению с остальными кандидатами число голосов.

Такая система используется в первом туре голосования по кандидатуре Президента РФ.

МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИЦИРОВАННОГО БОЛЬШИНСТВА - это система, при которой избранными считаются кандидат или список кандидатов, получившие заранее установленное квалифицированное число голосов избирателей ( например 2/3 и т.п.)

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - это такая система, в основе которой лежит принцип распределения депутатских мандатов

пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей.

Данная система используется при проведении выборов депутатов в представительные органы государственной власти, когда в них принимают участие политические партии, которые формируют свои списки кандидатов по многомандатным округам.

Разновидностей пропорциональной избирательной системы известно гораздо больше, чем мажоритарной избирательной системы. Распределение депутатских мандатов в ряде стран, в том числе и в РФ, осуществляется путем установления избирательной квоты, которая получается путем деления поданных в ходе выборов голосов на число мандатов в данном округе.

Известны две системы, именуемые системами «жестких» и « гибких» списков. При системе « жестких» списков очередность кандидатов определяется партией уже при формировании списка: депутатами становятся в порядке « очередности» указанной в списке.

Например: партия на выборы в депутаты Государственной Думы выдвинула список кандидатов из 20 человек, которые в списке указаны в строгой очередности от 1 до 20. После определения результатов выборов оказалось, что партия получила 6 депутатских мандатов. Из заявленного списка кандидатов депутатами станут только кандидаты, стоявшие в списке под номерами от 1 до 6.

При системе «гибких» списков избирателям предоставляется возможность изменить порядок, очередность расположения кандидатов в списке путем преференциального голосования. Особенностью данной системы является то, что избиратели имеют право указать в какой очередности предоставляются мандаты кандидатам внутри партийного списка, в случае, если этот список набрал необходимое количество голосов.

Пример можно привести аналогичный ранее данному, т.е. та же партия, список также из 20 кандидатов, так же получено 6 депутатских мандатов, однако в ходе выборов избиратели отдавали предпочтение не только партии, но и тому или иному кандидату в списке. Таким образом, депутатские мандаты получат те кандидаты из списка, которые получили наибольшее количество избирателей из числа кандидатов, указанных в списке.

В ряде стран при применении пропорциональной избирательной системы действует заградительный барьер, то есть минимальное количество голосов избирателей, при наличии которых партия имеет право участвовать в распределении депутатских мандатов. Так, в ходе выборов в Государственную Думу 1999 и 2003 года действовал 5 % заградительный барьер.

К недостаткам данной избирательной системы можно отнести то, что избиратели не знают многих кандидатов вовсе. Голосуя за список кандидатов в депутаты от той или иной партии избиратель знает лишь 3-4 кандидатов из списка, а то и того меньше, так называемое «лицо партии». За примерами далеко ходить не надо: в Государственной Думе нынешнего созыва фракция

Еще одни видом избирательных систем можно выделить СМЕШАННУЮ ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ. Она применяется при выборах депутатов и соединяет в себе элементы как мажоритарной, так и пропорциональной избирательных систем. В РФ она применялась при выборах депутатов Государственной Думы, где из 450 депутатов 225 избираются по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а 225 по пропорциональной системе по единому федеральному избирательному округу, охватывающему всю территорию РФ.

Литература:


Основная литература


1. *Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.

2. *Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 22.08.2004 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

3. **Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России: теория практика и перспективы.- СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс»,2003.

4. *Дмитриев Ю.А., Исраэлян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. - 864 с.

5. *Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред. А.А. Вешняков. М.: Изд-во НОРМА, 2003г. -816 с.


Дополнительная литература


1. *Ерыгин А.А., Корнев В.Н., Федулов В.И. Избирательное право России: Учебное пособие. - Белгород: ООНИ и РИД БелЮИ МВД России, 2004. -182 с.

2. **Зотова З.М. Политические партии и избирательный процесс. - М.: РЦОИТ, 2002. - 176 с.

3. * Лучин В.О., Мазуров А.В. Новый Закон о референдуме // Право и политика. 2004. № 8. - С. 5-9.

4 **Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. Монография.- М.: Изд-во МГУ, 2003. - 304 с.

5. *Руденко В. Право на участие в референдуме: тенденции развития современного российского законодательства // Сравнительное конституционное обозрение. 2004. № 3. - С. 145-152.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать