Вместе с тем поддержание имиджа на предприятии услуг требует постоянного контроля за качеством услуг, внедрения культуры и т.д.
Как и на рынке товаров, рынок услуг также характерен широким проникновением новых конкурентов в сфере услуг. Успех у тех предприятий услуг, которые расширяют круг оказываемых услуг и разрабатывают собственную конкурентную стратегию.
И в конкурентной борьбе предприятий и услуг преуспевает тот, кто оказывает аналогичные услуги при снижении затрат. При этом используется стратегия дифференциации услуг и стратегической концентрации услуг на один или несколько сегментов рынка. Это возможно в случае, когда предприятие дополнительно проводит широкие маркетинговые исследования пользователей хорошей или известно на рынке услуг использованием высококачественных сырья и материалов при оказании услуг (стратегия дифференциации).
Стратегические концепции:
Предприятие услуг концентрирует свою деятельность на отдельном сегменте или на нескольких. Она достигает высоких результатов за счет санкционированных затрат по оказанию услуг.
На рынке услуг, как и на любом товарном рынке, существует конкуренция, носящая открытый характер.
Существуют методы оценки конкурентности услуг. Важным фактором конкурентности является оценка потребления товара. Для оценки конкурентности услуг применяются качественные и количественные методы оценки.
Наиболее приемлемым для количественной оценки условием рекомендуется использовать обобщенный показатель, который количественно характеризует какую-либо услугу. Содержание этого оценочного покупателя могут входить различные способы их выражения: характеристику услуг, индекс оказания услуг, коэффициент бальной оценки, доля оценки.
Наряду с количественными показателями используются и качественные показатели.
Для качественной характеристики услуг применяется бальная система сравнения различного кода услуг. При этом используется экспертный метод, который получил развитие в практике маркетинга.
Для оценки конкурентоспособности той или иной услуги надо отобрать наиболее характерные показатели по определенному виду услуг. Затем по каждому из показателей дается соответствующая маркетинговая оценка.
Более тонным методом конкурентности и услуг можно отметить метод инжинирингования. Он осуществляется в несколько этапов:
· формирование требования потребителей к конкретной услуге;
· производится ранжирование показателей по степени их значимости;
· проводится оценка выбранных показателей по каждой из конкурирующих услуг или по группе, оказывающей каждым из основных конкурентов;
· оценка показателей в натуральной величине, в долях (индексах);
· производится последовательное сравнение каждого показателя с аналогичным показателем. Выявляется несколько из предложенных показателей у конкурентов;
· индексы показателей менее или более 1 или =1;
· на последнем этапе определяется обобщенный или интегрированный показатель конкурентности;
· определяется наибольший индекс, который соответствует наиболее конкурентоспособному предприятию услуг, из всех сравниваемых;
· использование индексного метода оценки конкурентоспособности позволяет более точно определить значимость отдельных показателей, производятся расчеты многих;
· необходимо использовать достоверную информацию, которую представляют представители этих услуг.
2.3 Понятие о конкурентоспособности предприятия
Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности предприятия, на наш взгляд, необходимо дать как можно полное представление о конкурентоспособности.
Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
“Европейский форум по проблемам управления” определил, что конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. Недостаток этого определения, на наш взгляд, заключается в том, что оно касается только товара и учитывает исключительно ценовые и неценовые характеристики.
Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.
Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:
· конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
· вид производимого товара;
· ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
· лёгкость доступа на рынок;
· однородность рынка;
· конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
· конкурентоспособность отрасли;
· возможность технических новшеств в отрасли;
· конкурентоспособность региона и страны.
Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:
1. Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
2. Близость предприятия к клиенту.
3. Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
4. Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.
5. Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.
6. Умение твёрдо стоять на своём.
7. Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.
8. Умение быть одновременно мягким и жёстким. Держать под жёстким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные.
2.4 Опрос
В исследовании маркетинга чаще всего употребляется устный опрос, или интервью. Если опрос проходит по строго заданной схеме, то говорят о стандартизированном интервью. Репрезентативность подобной формы сбора данных во многом зависит от лица, проводящего интервью. С одной стороны, хорошая его подготовка способствует уменьшению доли лиц, отказывающихся участвовать в работе. С другой стороны, нужно учитывать влияние интервьюера на опрашиваемых, которое искажает иногда результаты опроса.
Преимущества свободного опроса (имеется только тема и цель; конкретной схемы нет): возможен индивидуальный подход к каждому из опрашиваемых лиц, что помогает поддерживать атмосферу доверия; возможно получение добавочной информации.
Недостатки подобных опросов: трудно протоколировать ответы; плохая сравнимость результатов; трудность в обработке данных; высокие затраты.
3 Алтайская кровельная компания
3.1 История Алтайской кровельной компании
Алтайская кровельная компания образовалась 3 марта 2004 года. Она была зарегистрирована Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району города Барнаула Алтайского края для проведения строительных кровельных работ. Для чего она и получила лицензию (серия 22 №000575790) от 12 апреля 2004 года. Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу разрешил осуществление строительства зданий и сооружений первого и второго уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом на территории Российской Федерации. Срок лицензии заканчивается 12 апреля 2007 года. Сама фирма состоит из шестнадцати человек.
ООО «Алтайская кровельная компания» является официальным дилером крупнейших в России производителей наплавляемых кровельных материалов – компаний «АК-мембрана» (марка «Петрофлекс», г. Санкт-Петербург), «ТехноНИКОЛЬ-Сибирь» (марка «ТехноНИКОЛЬ», г.Москва), «Балаковорезинотехника» (марка «Биэласт», г. Балаково).
Продукция этих производителей отличается стабильным качеством и широким ассортиментом продукции – от материалов класса «Элит» до экономичных битумных наплавляемых материалов.