Идею самоокупаемости конверсии осуществить нелегко, поскольку:
во-первых, государственный заказ на производство оружия в экспортном исполнении составляет в некоторые годы не более 10% экспортных возможностей российских предприятий;
во-вторых, доля России в мировой торговле оружием в последние годы сократилась с 38 до 17%; вместо 3–4 млрд. долларов США поступления от продажи составляют менее 2 млрд. долл. США;
в-третьих, на рынке вооружений царит ожесточенная конкурентная борьба.
Поэтому поиск свободных ниш на рынках вооружений необходимо совмещать с активным привлечением инвестиций из местных и западных источников финансирования с целью ускорения процесса перепрофилирования предприятий ВПК на выпуск гражданской продукции.
В соответствии с Законом «О конверсии» были предусмотрены следующие статьи расходов:
• финансирование конверсируемых предприятий оборонного комплекса (осуществляется дотированием; прежде всего, дотируются расходы на содержание социальной сферы и уникального испытательного оборудования, незагруженного в связи со снижением оборонного заказа);
• финансирование НИОКР гражданского назначения, выполняемых по государственным конверсионным программам.
Отдельно финансируются две государственные научно-технические программы, в которых велика роль и участие конверсируемых предприятий:
• российская государственная космическая программа;
• программа развития гражданской авиации. Технология производства на предприятиях оборонной промышленности опирается на мощный научно-технический потенциал, который располагает фундаментальными и прикладными исследованиями, зачастую превосходящими мировой уровень. Это создает возможность для решения проблем перевода производства на новый научно-технический уровень в гражданские отрасли. Поэтому инвестиции в оборонную промышленность могут в широком смысле способствовать модернизации технологий во многих отраслях промышленности и сельского хозяйства, развитию коммунального хозяйства городов и населенных пунктов, решению проблем оздоровления окружающей среды и переводу производств на экологически чистые технологии.
4. Производство традиционных и новых конструкционных строительных материалов и тенденции их расхода в производстве
Производство конструкционных и строительных материалов сосредоточено в нескольких отраслях промышленности – черной и цветной металлургии, промышленности строительных материалов и химико-лесном комплексе.
Предстоящий цикл обновления основных фондов может стать «инвестиционным бумом» в России и вызвать положительные сдвиги в производстве традиционных и новых конструкционных материалов. Как известно, в прежние века главный конструкционный поделочный материал олицетворял век, в котором из него производились орудия и предметы труда. Человечество пережило Века камня, бронзы, железа. С конца XIX века основной конструкционный материал – сталь. В середине XX века в экономической жизни высокоразвитых стран все большую роль стали играть новые кострукционные материалы: пластмассы, синтетические волокна, синтетический каучук, легкие металлы. Новые качества приобрел камень – каменное литье, пиленые облицовочные блоки, керамика и др. В новом виде предстал древний конструкционный материал – дерево: широкое применение получили древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты, клеевые деревянные конструкции и т.д.
Изменится ли в XXI веке судьба стали? Анализ развития мирового производства стали показывает, что за двадцатилетие (с 1951 по 1970 гг.) производство стали, а также ее потребление увеличились с 200 млн. почти до 600 млн. т, или в три раза. По десятилетиям прирост производства составил: с 1951 по 1960 гг. – 80%, а за период с 1961 по 1970 гг. – 73%.
Несмотря на некоторое снижение объема производства стали в СССР и за рубежом в этот период были построены новые металлургические предприятия, введены крупные металлургические агрегаты, усовершенствованы технологии, интенсифицированы металлургические процессы. По прогнозам специалистов, в США, Японии, ФРГ и др. странах в перспективный период производство стали в мире возрастет.
Еще до спада производства, в 90-х гг. XX века, в СССР и в ряде других стран коренным образом изменилось соотношение
темпов роста выплавки стали и промышленного производства в целом. До первой мировой войны выплавка стали в индустриальных странах росла более высокими темпами, чем промышленное производство. В период между первой и второй мировыми войнами эти темпы были примерно равны, а после второй мировой войны темпы роста производства начали значительно отставать от темпов роста промышленности. В США выплавка стали в некоторые годы даже снижалась, но объем производства в отраслях, потребляющих сталь, – промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство – непрерывно рос.
Причины этого экономического явления заключались в том, что снижался расход стали на единицу промышленной продукции и развивалось производство и применение заменителей. В машиностроении нет ни одной отрасли, в которой не наблюдалось бы сокращение расхода металла на единицу продукции. Этому способствовали и металлурги развитием производства профилированного проката, а машиностроители – увеличением доли штамповки и т.д. Например, использование толстого листа из низколегированной стали толщиной 37,5 мм вместо листа из углеродистой стали позволяет сэкономить 35% металла (по массе).
Сокращение потребления стали произошло в результате уменьшения доли железнодорожного машиностроения – весьма металлоемкой отрасли промышленности, а также применения нержавеющих и легированных сталей, что позволило удлинить сроки эксплуатации машин.
Процесс увеличения мощности турбин, генераторов, трансформаторов убедительно показывает, что расход металла на единицу мощности сокращается. Резко сократился расход металла в дизелестроении.
Некоторое снижение расхода стали в ряде стран объясняется заменой ее алюминием, но выплавка алюминия по массе и объему составляет в развитых странах 1–3% массы и объема стали. Алюминий вытесняет главным образом медь, дерево, свинец и даже в перспективе не будет оказывать большого влияния на тенденцию замены стали другими конструкционными материалами.
Доля производства пластмасс также незначительна по сравнению с выплавкой стали. Стоимость же пластмасс во много раз выше стоимости стали, что отражается в соотношении цен на эти материалы.
В будущем процесс замены стали алюминием, магнием, пластмассами будет происходить более интенсивно, чем в XX веке. Это повлечет за собой сокращение расхода стали. Однако не следует переоценивать значение этого явления: роль стали как главного конструкционного материала будет сохраняться и в XXI в.
Однако будущий век будет не только веком стали, но и алюминия, пластмасс, композиционных материалов и т.д. Время, когда один материал олицетворял собой «век», кончилось. Расширится производство сплавов различных металлов, увеличится производство композиционных материалов.
Композиционные материалы, образованные объемным сочетанием химически разнородных материалов с четкой границей раздела между ними, характеризуются свойствами, которыми не обладает ни один из компонентов, взятый в отдельности.
Композиционные материалы можно классифицировать по типу наполнителя: волокнистые, упроченные волокнами или нитевидными кристаллами, дисперсно-упрочненные (упрочнитель в виде дисперсных частиц) и слоистые, полученные прокаткой или прессованием разнородных материалов. По прочности, жесткости и другим физико-химическим свойствам композиционные материалы превосходят обычные конструкционные материалы.
Приведенные выше тенденции в применении традиционных и новых материалов выдвигают перед экономической наукой задачу глубокого изучения и прогнозирования развития прогрессивных направлений производства материалов для всех отраслей народного хозяйства и приоритеты инвестирования соответствующих производств.
5. Инвестиции в сферу услуг
В период перехода к рыночной экономике в России динамично развивалось частное предпринимательство в сфере услуг. Разгосударствление и приватизация проходили более динамично, чем в сфере материального производства. Торговля, общественное питание, служба быта и остальные услуги быстро приобрели новые формы экономической деятельности. Низкая капиталоемкость услуг, невысокая стоимость инвестиционных проектов, короткие сроки их реализации и высокая окупаемость вложений снизили степень инвестиционного риска по сравнению с риском вложений в материальное производство.
Частная инициатива, активность и предприимчивость хозяйственных субъектов позволили найти решение инвестиционной проблемы в этой сфере. В отличие от сферы материального производства инвестирование в услуги не сдерживалось неопределенностью рыночных условий и перспектив, а крупномасштабное скопление финансового и торгового капитала, получение немалых прибылей облегчили инвестирование капитальных вложений. Благодаря этому доля услуги жилья в общем объеме капитальных вложений выросла с 27–28% в середине 80-х гг. до 44% в 1994 г. Это объясняется тем, что в условиях плановой экономики этот сектор развивался плохо. Потребности не удовлетворялись. Россия начинает сокращать огромный разрыв в развитии этой сферы с ведущими зарубежными странами, где объем капитальных вложений достигает 60–70%.
Развитие сферы услуг идет по пути экономических решений. В мелкорозничной торговле в короткие сроки возникли Отсутствовавшие ранее мелкие и мельчайшие формы ее организации – палатки, лавки, киоски, павильоны легких конструкций и ярмарочного типа.
С помощью мелких торговцев в короткие сроки решена проблема наполнения потребительского рынка, покупатель получил возможность выбора товара. В последние годы произошло интенсивное насыщение рынка современной информационной техникой, средствами связи. Вместе с тем нужно отметить, что с потребительского рынка вытеснены товары отечественного производства, особенно большой удар нанесен сельскому хозяйству вследствие замены отечественной продукции импортными продовольственными товарами.
Намного ухудшились инвестиционные возможности в службе быта. Большой скачок цен на услуги из-за их либерализации в 1992 г. и дальнейший рост. В последующие годы привели к резкому падению потребительского спроса на услуги службы быта и, как следствие этого, к сокращению объемов реализации услуг, доходов предприятий и инвестиционных средств в сельской местности свертывается сеть предприятий или меняется профиль услуг.
Большую тревогу вызывает значительное сокращение инвестиций, вызванное острейшим бюджетным дефицитом в социально-культурном направлении (образование, здравоохранение, театр, социальные услуги и т.п.). В доперестроечный период материальная база этих отраслей находилась в неудовлетворительном состоянии, а в последнее десятилетие она заметно деградировала, что нанесло удар по социальному прогрессу страны.
В последние годы очень динамично расширяются финансово-кредитные учреждения. Количество коммерческих банков к началу 1995 г. достигло 2, 5 тыс., а число их филиалов превысило 5 тыс., страховых фирм 2, 5 тыс., 7–8 тыс. туристических агентств. По темпам роста услуг в лидирующую группу входят инвестиционные фонды и компании, фирмы, занятые операциями с недвижимостью, ремонтом и реконструкцией помещений, предоставляющие услуги менеджмента, маркетинга, рекламы, а также гостиничный бизнес, инновационные компании.
Коммерческие банки, инвестиционные компании обходятся без крупных капитальных вложений они расходуют инвестиции преимущественно на реконструкцию и модернизацию действующего фонда нежилых помещений. Много помещений арендуется, что сокращает расходы государства на содержание, бюджет получает дополнительные средства за счет развития этой сферы. Кредитно-финансовые учреждения и фирмы деловых услуг лидируют в компьютеризации управленческих работ.
Таким образом, в экономике стремительно развивается сектор услуг, роль которого в настоящее время трудно оценить, так как наряду с положительными фактами имеются и отрицательные. Именно через этот сектор идет утечка финансовых ресурсов за рубеж, и вместо отечественного производителя финансируется промышленность и сельское хозяйство других стран. Всему этому сектору следует повернуться к нашим производителям и через кооперативные формы организовать конкуренцию импортным товарам нашими товарами, гарантирующими высокое качество, высокую моду и экологическую чистоту технологий производства и самих потребительских товаров.
В развитии сферы услуг, ее инвестировании в настоящее время есть недостатки, связанные с неравномерным размещением услуг по территории России. Многие виды услуг сконцентрированы в нескольких крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде. Уровень технической оснащенности сферы услуг в других городах и регионах до сих пор остается крайне низким. Даже банковская система по научно-техническому уровню на порядок отстает от зарубежных стран. Крупные коммерческие банки создают современные расчетные центры, а множество мелких банков, филиалов, особенно периферийных, оснащены самым примитивным оборудованием.
В отличие от материальной сферы производства, где падение инвестиций было повсеместным явлением, падение инвестиций в сфере услуг в одних отраслях сочеталось с подъемом инвестиций в других.
В каждой отрасли услуг и на каждом предприятии необходим поиск новых путей и средств преодоления инвестиционных трудностей и обеспечения финансовыми ресурсами.
В социально-культурных отраслях решение этой проблемы должно быть связано с повышением доли финансирования за счет бюджета и благотворительства (меценатства). Бюджетные средства необходимо в значительных размерах дополнять внебюджетными. На инвестиционные цели следует мобилизовать средства частных предпринимателей и фирм других отраслей хозяйства, фондов обязательного и добровольного медицинского страхования, иных фондов, благотворительные взносы и пожертвования, иностранные инвестиции. С углублением коммерциализации социально-культурных услуг крупным источником финансирования должны стать собственные накопления предприятий и учреждений, а также кредитные ресурсы.
Может дать большой экономический эффект практика многоканального финансирования инвестиционных программ и проектов при различных комбинациях бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов. За рубежом такая практика существует давно, в наших условиях она пока не нашла широкого распространения. При этом привлечение внебюджетных ресурсов для инвестирования социально-культурных объектов не должно вести к сокращению бюджетного финансирования, которое следует увеличивать как из бюджетов субъектов Федерации, так и из федерального бюджета.
Большое значение для нормализации инвестиционного климата в сфере услуг имеет дальнейшее развитие мелкого и среднего предпринимательства, которые должны занять основные позиции в большинстве отраслей услуг. Только на этой основе может формироваться конкуренция, без которой немыслим рынок с его механизмами, создание экономической мотивации в развитии производства, обновление технологий и технических средств, переход к интенсивному использованию основных фондов и преодоление монополизма.
Расширению сферы услуг, мелкого и среднего предпринимательства должны способствовать льготы по налогообложению, кредитным операциям, регистрационный принцип организации бизнеса.
6. Заключение
В Российской банковской энциклопедии, под реакцией О.И. Лаврушина, термин “инвестиции” трактуется как долгосрочное вложение капитала внутри страны и за рубежом в виде реальных и финансовых инвестиций. Под реальными понимают инвестиции, в результате которых происходит приращение капитала (вложение в новые здания, оборудование, товарно-материальные ценности и т. п.), под финансовыми — вложение капитала в акции и другие ценные бумаги. В зависимости от субъекта, составители энциклопедии различают инвестиции частные (полностью сосредоточенные на получении прибыли) и государственные (помимо получения прибыли направлены на регулирование экономики и проведение определенной структурной политики).
Изложенные точки зрения далеко не исчерпывают разброс мнений по проблеме классификаций инвестиций.
В заключение отметим, что характеристикой инвестиционной деятельности является инвестиционная активность, отражающая в динамике размер и структуру инвестиционного портфеля. Здесь под понятием портфель мы понимаем всю совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения конкретной цели субъекта инвестиционной деятельности. И чем больше объем портфеля, чем разнообразнее его структура, тем для хозяйствующего субъекта, а также инвестора, яснее стратегическая перспектива. Общественное значение инвестиционной активности определяется ее содержанием (структурой инвестиций), направленностью и тем, насколько она отвечает объективным потребностям экономики в стратегической перспективе.
Список использованной литературы:
1. С.И. Абрамов «Инвестирование». – М.: Центр экономики, 2001 г.
2. Л. Дж. Гитман, М. Джонк «Основы инвестирования». – М.: Дело, 1999 г.