В 1748 году постановки опер в «Бургтеатре» возглавил К. В. Глюк; при нём театр превратился в один из центров музыкальной европейской жизни. С 1754 года развивался балет как самостоятельный жанр. Балет Глюка «Дон Жуан» во многом предвещал его реформаторские начинания в опере. В 60-е годы разгорелась борьба между противниками и защитниками венской народной комедии, уходящей корнями в XVII веке. Потребность в национальной опере одержала верх, и австрийский зингшпигель утвердился на сцене «Бургтеатра». По указу императора в 1778 года была создана отечественная оперная труппа. Во второй половине XVIII века в Австрии сформировалась венская классическая школа. Одним из её основоположников был Йозеф Гайдн (1732 – 1809). Наряду с Глюком и Моцартом он определил характерные особенности школы. Гайдн – родоначальник венской классической симфонии и преобразователь в области инструментальной музыки. Автор 104 симфоний, он утвердил четырёхчастный симфонический цикл и закрепил постоянный, так называемый классический, состав симфонического оркестра.
Творчество великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756 – 1791) – один из важнейших этапов в мировом развитии оперы, симфонии, концертной и камерной музыки. Гармонически ясное и яркое по выразительности искусство Моцарта – представителя венской классической школы – родственно просветительскому классицизму с его культом разума и в то же время сентиментализму.
Огромное наследие композитора. Им написано около 50 симфоний, среди которых особое место занимают последние три. Будучи выдающимся клависинистом и скрипачом. Он стал основоположником нового типа сонаты и концертом. Решительный шаг сделал Моцарт в пересмотре принципов и традиций музыкального театра. Он преобразовал бытовую комическую и сентиментальную оперу и создал новый тип реалистической оперы. В синтезе музыки и драмы Моцарт оставлял главенство за музыкой, выработав систему полного подчинения либреттиста композитору. Известно его изречение: «Поэзия послушная дочь музыки».
На основе итальянской оперы-буффа (и отчасти оперы-сериа) Моцартом были написаны опера-комедия «Свадьба Фигаро» (1786) и опера-драма «Дон Жуан» (1787) – лучшие из его сценических произведений. Одно из важнейших заслуг Моцарта-драматурга является создание классического национального зингшпиля – «Похищение из сераля» (1782) и «Волшебная флейта» (1791).
Работа над «Реквиемом» началась за пол года до смерти композитора. Эта траурная месса для хора, квартета солистов и большого оркестра – одно из глубочайших по мысли и выражению новаторских произведений Моцарта. «Реквием», заказанным анонимно графом Ф. Вальзегг-Штуппахом, остался незавершённым (недостающие номера написаны учеником Моцарта – Ф. Кс. Зюсмайром).
Русская музыка.
Новую эру в развитии русской музыки открыл XVIII век. После долгих лет изоляции профессионального музыкального искусства и подчинение его церкви началось бурное развитие светских жанров. Стремительное освоение достижений западноевропейской музыкальной культуры привело к созданию своей национальной традиций. В последней трети столетия сложилась русская композиторская школа.
Развитие русской музыки до конца 1720-х гг. было связано с реформами Петра I, которые подготовили почву для распространения европейских форм музицирования. Военные оркестры звучали на общественных торжествах, придворных балах и ассамблеях.
До середины XVIII века продолжал развиваться хоровой партесный концерт. Среди мастеров этого жанра прославились Николай Калашников, Николай Бавыкин и Фёдор Редников.
В XVIII сформировали панегирические, застольные, матросские канты. Зарождались канты любовного содержания. В них нередко использовались мелодии европейских галантных танцев, чаще всего менуэта (канты на миновет).
При императрице Анне Иоанновне в 1734 году в Петербург приехала первая итальянская оперная труппа. В её репертуар в основном входили интермедии и комедии в стиле dell’arte. Однако величию дворцового ритуала более соответствовала итальянская опера-сериа. Значительную роль в развитии оперы-сериа в России сыграла итальянская труппа под руководством Франческо Арайи.
Важное значение имела постановка оперы Арайи «Цефал и Прокрис»(1755), либретто которой написал А.П. Сумароков. Это был первый оперный спектакль, исполнявшийся на русском языке, а в главных партиях блистали молодые отечественные певцы.
В конце 1750-х годах оперу-сериа сменил более демократичный жанр – опера-буффа. С 1757 года в России выступали итальянские оперные труппы. Немалый вклад в развитие русской музыкальной культуры внесли Б. Галуппи, Т. Траэтта, Дж. Паизиелло и Д. Чимароза.
Галуппи Бальдассаре(1706 – 1785), итальянский композитор. Руководил капеллой собора Сан-Марко в Венеции. В 1765-1768 работал в России. Представитель венецианской школы, мастер оперы-буффа («Деревенский философ», 1754, и другие).
Траэтта Томмазо (1727 – 1779), итальянский композитор. В 1768 - 1776 придворный капельмейстер в С.-Петербурге. Преобразовывая и обновляя традиции опера-сериа, подготовил оперную реформу Глюка. Оперы (всего свыше 50): «Ифигения в Тавриде» (1763), «Антигона» (1772), «Луций Вер» (1774) и другие; оратория, «страсти», месса и другие церковные произведения.
Чимароза Доменико (1749 – 1801), итальянский композитор, клавесинист, скрипач, певец. В 1787 - 1791 работал в С.-Петербурге. Мастер оперы-буффа (свыше 70, в том числе лучшая – «Тайный брак», 1792). Оперы-сериа «Горации и Курации» (1796) и другие.
Не менее важную роль в развитии русской музыки и, в частности, оперного жанра сыграла французская опера комик. Французской оперной группой, приглашённой Екатериной II, были представлены два варианта оперы комик: бытовая сатира (Ф. Филидор) и сентиментальная опера (А. Э. М. Гретри и П. А. Монсиньи).
Французские оперы с успехом разыгрывались и в крепостных театрах Москвы и Петербурга. Крепостной театр Н. П. Шереметьева был одним из самых блестящих очагов французской музыки.
Композиторская школа России сформировалась в последний трети XVIII века. Русские композиторы стремились объединить принципы и формы раннего европейского классицизма с мелодическим складом отечественной народной песни. Появились первые сборники русских песен – В. Ф. Трутовского, Н. А. Львова и И.Прача. Ещё в 1740 - 1760 годы появился «Сборник Кирши Данилова», основой которого были эпические песни. В творчестве русских композиторов важнейшее место занимал оперный жанр. Вначале отечественная опера продолжала традиции французского музыкального театра. Первым образцом оперного театра был «Мельник-колдун, обманщик и сват» (1779) Михаила Матвеевича Соколовского. Музыка оперы в основном заимствована из сборника Трутовского. В том же году появилось и сочинение выдающегося оперного композитора XVIII века Василия Алексеевича Пашкевича (1742 – 1797) «Несчастье от карета». Пашкевич снискал славу мастера ансамблевого письма («Скупой», «Как поживёшь, так и прослывёшь»). Оперы, написанные Пашкевичем по заказу Екатерины II на её либретто, были менее удачными.
Евстигней Ипатович Фомин (1761 – 1800) в своих произведениях поднялся до уровня крупнейших итальянских музыкантов («Ямщики на подставе», «Орфей»). Тонкое изящество и комедийный элемент присущий опере Дмитрия Степановича Бортнянского (1751 – 1825) – «Соколов» и «Сын-соперник». Он работал в самых разных жанрах.
Новый тип камерных песен с сопровождением – «российские песни» - появился в середине XVIII века. К концу XVIII века выдвинулись мастера камерного вокального жанра - Фёдор Михайлович Дубянский (1796 – 1860) и Осип Антонович Козловский (1757 – 1831).
Крупнейший композитор XVIII века, сочинивший главным образом инструментальную музыку, - Иван Евстрапович Хандошкин (1747 – 1804). Он автор многочисленных вариаций для скрипки соло или двух скрипок на тему русских народных песен, сольных скрипачных сонат. Вариации для фортепьяно писали Трутовский и Караулов. Сонатную форму раннеклассического типа развивал Бортнянский. Элементы русского симфонизма созревали в оперных увертюрах, отчасти в балетной музыке.
Видный мастер хоровой музыки - Максим Созотович Березовский (1745 – 1777) совершал переходы от барокко к классицизму в области гармонии и музыкальной формы. Березовский и Бортнянский определили новый этап в развитии русской церковной хоровой музыки. Творчество этих композиторов отличается глубиной выражения человеческих чувств, классической ясностью и стройностью формы. Они создали тип хорового концерта, в котором использованы достижения оперы, полифонического искусства XVIII века классических жанров инструментальной музыки.
Из истории
***В XVIII веке профессия музыканта приравнивалась почти к ремеслу. В отличие от литературного творчества труд музыканта, как, впрочем, и живописца, для людей дворянского звания был зазорным. Русские композиторы XVIII столетия были в основном выходцами из простолюдинов - крепостных (Дегтярев), солдат (Фомин), ремесленников (Хандошкин). В социальной иерархической лестнице они стояли на одной ступени с лакеями. Их функции заключались в развлечении публики.
***С 1776 года ведёт свою историю Большой театр в Москве. Князь П. В. Урусов получил тогда привилегию «Быть содержателем всех театральных в Москве представлений…» и вместе с антрепренером М. Е. Медоксоном построил специальное театральное здание («Петровский дом», или «Оперный дом»). Это был первый постоянный театр. Здесь наряду с оперными шли балетные и драматические спектакли.
Рождение Мариинского театра относится к 1783 году, когда в Петербурге был построен Каменный(Большой) театр и указом Екатерины II организована труппа «… не для одних комедий, но и для оперы…»