Классификация приемов игры и штрихов на домре

Pizz пальцами левой руки обозначается знаком + над нотой (срывы).

Демпферное pizz – заключается в глушении одной или нескольких струн путем нажатия ладонью у запястья правой руки на струны у подставки.

Гитерное легато – обозначается знаком ´ над нотой. Применяют в восходящих последовательностях, при ударе медиатором последующие ноты можно исполнять бросками пальцев левой руки на лады.

2.  Флежолеты – это звуки особого тембра, получаемые легким прикосновением пальца к струне в местах ее деления на 2, 3, 4 части.

Натуральные флежолеты – получаются при прикосновении пальцем в точках деления на открытой струне. Обозначается () – нота указывает место прикосновения пальца, соответствует реальному звучанию флежолета. ¯ – ромбовидная нота указывает место прикосновения пальца, реальному звучанию не соответствует.

Искусственные флажолеты ¯ – обыкновенная нота указывает место нажатия струны пальцем левой руки. Ромбовидная нота – место прикосновения к струне среднего пальца правой руки. В исполнительной практике применяются в основном октавные искусственные флежолеты, реже квинтовые и квартовые.

Двойные флежолеты, более характерен для исполнения на 3-х струнной домре. Технология исполнения как и у одинарных флежолетов.

3.  Вибрато (итал. Vibrato – вибрация) – прием исполнения в игре на струнных инструментах, заключающийся в колебании пальца левой руки на струне, что периодически изменяет в небольших пределах высоту звука. На домре используется редко, как краска. Это связано с быстрым угасанием колебания струн, т.к. на домре натяжение струн сильнее нежели на других струнных инструментах.

4.  Глиссандо (ф. gliss – скользить) – скольжение пальцем от одной ноты к другой в восходящем или нисходящим направлении. Это эффектный колористический прием, который не следует путать с портаменто – с выразительным глиссандо в кантилене.

Обозн.

Глиссандо может быть: а) быстрым, замедленным, ускоренным, б) глубоким, поверхностным. Пример Цыганков «Перевоз Дуня держала».

Глиссандо правой рукой, арпеджио – равномерное скольжение медиатора вверх и вниз по двум или трем струнам. Обозн.              – лига указывает количество нот задействованных в одном скольжении, знак / (вверх) и \ (вниз) указывают направление скольжения. Мендельсон Концерт 1-ая ч. Каденция.

5.  Игра на грифе и у подставки.

Звук, извлекаемый в различных точках струны, имеет различную тембральную окраску. Наиболее яркий контраст тембров проявляется при игре на грифе и у подставки, а в последнем случае мы имеем специфический, довольно резкий, быстро гаснущий звук.

Обозначается: у подставки – sul ponticello, на грифе – ord. Приемы звучат очень эффектно, в зависимости от характера исполняемого произведения могут вызвать различные ассоциации. Спендиаров «Хайп–тарма».

6.  Шумовые (звуковые) эффекты.

Не имеют определенной высоты звучания, подчеркивают ритмический рисунок данного отрывка произведения, подражая ударным инструментам.

a)  Игра за подставкой     .Возможно также исполнение глиссандо правой рукой (арпеджио) за подставкой.

b) Игра на щитке. Обозначается       – играть медиатором по щитку домры в соответствии с указанным ритмом.

c)  Игра по зажатым струнам –     или боковой частью медиатора по струнам.

d) Эффект шума ветра, волн – домру приподнимаем руками, разворачиваем к себе так, чтобы дека находилась параллельно полу; начинаем дуть в голосник, ищем наилучшую точку резонирования для получения более сильного звука.

e)  Гитарный прием – тамбурин, con tamburo – исполняется сильными ударами среднего пальца правой руки по подставке или чуть левее по струнам у подставки.

                        2.ШТРИХИ НА ДОМРЕ

        Для выявления музыкальной образности, содержания и характера произведения необходимо выбрать краски, чтобы добиться выразительного  звучания песни, мелодии, наигрыша, танца и т.д. Выявить красочный звуковой план произведения помогают штрихи.

        Штрих (нем. Strich – линия, черта) – это способ, характер ведения звука и его окраски. Он способствует выявлению фразировки, ее кульминации, динамической насыщенности, ритмической стройности, более полному раскрытию глубины смыслового значения музыкального произведения.

Штрихи делятся на продолжительные, короткие, отдельные, связные, отрывистые тяжеловесные и легкие отскакивающие.

Владение разнообразными способами звукоизвлечения и приемами игры  на домре, использование разных штрихов и их сочетаний – основа выразительного исполнения. Основные типы штрихов определились  в практике игры на струнных смычковых инструментах (прежде всего на скрипке), а их принципы и названия в дальнейшем были перенесены на другие виды исполнительства.

В музыкальной практике распространены три вида штрихов: Легато, Нонлегато, Стаккато – каждый из них имеет свои разновидности.

Штрихи легато.

Легатиссимо (итал. Legatissimo) – очень свызно, выдержанно, мягко, певуче исполняется более активным тремоло, что придает эмоциональную окраску звуку (большую задушевность, певучесть, внутреннюю насыщенность чувств).

Пример:

Легато (итал. legato) связно, выдерженно, певуче, мягко. Исполняется тремоло, беспрерывно, как бы на одном дыхании.

Пример:


Портето (итал. portata) применяется при исполнении маркированных нот, объединенных лигой. Звучит связно, выдержанно, слегка подчеркнуто. Исполняется на тремоло.

Пример:


Легато леджиеро  (итал. Legato leggiero) звучит связно, выдержанно, легко. Исполняется ударами вниз, вверх, но пальцы левой руки додерживают длительность каждой ноты на ладах.

Легато акценто (итал. Legato accento) звучит связно, выдержанно, акцентированно. Исполняется на тремоло, при этом каждая нота берется с замахом.

Пример:


Легато акцентиссимо (итал. Legato accentissimo) связно, выдержанно, очень акцентированно. Исполняется на тремоло, с большим замахом.

Пример:

Нон легато (итал.- nonlegato - раздельно) штрих, при котором каждый звук должен быть слышим отдельно при игре беспрерывным  тремоло. Нонлегато обозначается черточкой над или под нотой, но при этом они объединены общей лигой.

Группе нот, исполняемых нон легато, помогает усилить или ослабить напряжение в мелодии, при этом данный штрих подчиняется общим динамическим задачам и характеру музыки.  Таким образом, в групповом плане сохраняется ощущение легато.

Тенуто (итал. Tenuto ) – выдержанно . играется тремоло на каждую ноту, но отличается тем, сто при этом штрихе предельно полно выдерживается длительность, ровно по силе звучания (без подчеркивания начала). Ощущается как бы  “дыхание”  (перерыв перед следующим звуком). Обозначается черточкой над или под нотой , лил словом  tenuto (сокращенно  ten).

Пример:



           Деташе (франц. Detacher - отделять) – каждый звук исполняется отдельно ударом или тремоло. При исполнении штриха деташе пальцы левой руки выдерживают на ладах полностью длительность ноты (в этом отличительная особенность игры штриха деташе от стаккато).обозначается черточкой под или над нотами.

Пример:


Маркато (итал. Marcato - выделяя). Звучит раздельно, укороченно, акцентированно. Исполняется на тремоло, ударами вниз, вниз – вверх.

Пример:



Стаккато (итал. Staccato - отрывисто) – штрих применяется для извлечения коротких отрывистых звуков. В отличие от деташе, при исполнении стаккато пальцы левой руки после извлечения звука ослабляют нажим на струну или слегка прикасаются к звучащей открытой струне.

Стаккато обозначается точками над или под нотами или словам staccato. Он исполняется ударами вниз и реже – вверх,  а в более подвижных темпах – чередующимися ударами.

Пример:

 

 

Стакатиссимо (итал. Ctaccatissimo – очень отрывисто) – штрих позволяет получить еще более легкие,  “отскакивающие” ноты. Звучит очень коротко и четко.

Пример:


Мартеле (франц. Martele - отчеканивая) – звучит отрывисто, коротко, очень акцентированно. Обозначается клинышками над нотами.

Пример:

        Стаккато акценто – еще более акцентированные короткие отрывистые,  ноты. Обозначается точками над нотами, и над точкой знак акцента.                        



                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приемы игры и штрихи очень тесно взаимосвязаны и постоянно находятся во взаимодействии. Через прием игры и штрих исполнитель приближается к характеру произведения и  к его содержанию.

        Как уже было сказано выше существует проблема обозначения приемов игры, а  также часто путаются штрихи с приемами исполнения.
























                              


                          СПИСОК    ЛИТЕРАТУРЫ

1. В. Чунин. Школа игры на трехструнной домре. Москва .      “Советский  композитор”. 1990.

2. А.Александров. Школа игры на трехструнной домре. Москва. Му    зыка . 1990.

3. Михеев. “Рассказы о русских народных инструментах”. Москва. 1990.

4. Русские народные инструменты. (история, теория, методика). Изд- во красноярского университета.

5. Н.Т.Лысенко. методика обучения игры на домре. Киев. 1990.

6. Вольская. Технология исполнения красочных приемов игры. Свердловск.1998.   



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать