Компетенция правительства. Прокуратура в зарубежных странах

Составление доходной и расходной частей бюджета осуществляется различными административными ведомствами, а окончательный проект представляется на утверждение правительства министерством финансов. Прохождение проекта бюджета через парламент иногда представляет собой чисто формальную процедуру, так как принятие поправок и дополнений к нему - явление достаточно редкое. Парламент лишь утверждает бюджет, составленный правительством.

После утверждения бюджет полностью выходит за сферу деятельности парламента, его исполнение целиком сосредоточено в руках правительства и подчиненного ему административного аппарата. Формально принадлежащее парламенту право контроля за исполнением бюджета не всегда эффективно. Осуществление внешней политики в современных зарубежных странах прежде всего входит в компетенцию правительства.


2.                 Конституционные  основы  организации и деятельности прокуратуры в зарубежных странах


В одних государствах прокуратура связана с судебной властью, другие отдали предпочтение связи ее с исполнительной властью, а в некоторых странах мы наблюдаем связи прокуратуры с законодательной властью.

Вообще, в отличие от судопроизводства, зародившегося в далеком прошлом, прокуратура в механизме государственности возникла сравнительно недавно (в странах Европы создание прокуратуры относится к ХVI-ХIХ вв.). Считается, что первая прокуратура появилась во Франции в ХIV в. Король Филипп V Ордонансом от 25 марта 1302 г. учредил прокуратуру как орган представительства интересов монарха. В дальнейшем прокуратура Франции претерпевала различные преобразования. Тем не менее, ее основное предназначение оставалось неизменным: обеспечение незыблемости держателя верховной власти в государстве. Эти функции прокуратуры были особенно важны в связи с распространением казнокрадства и взяточничества, бороться с которыми представлялось возможным лишь с помощью специальной государственной службы. Не случайно именно прокуратура Франции послужила образцом для создания аналогичных правовых институтов в других странах, в том числе в России.

 Анализ мирового опыта прокурорского надзора, позволяет выделить следующие его основные типы:

Североевропейский тип (фискально-контрольный) - основная деятельность прокуратуры сводится к контролю за функционированием аппарата государственной власти, в связи с чем уголовно-процессуальная составляющая находится на втором плане.

Французский тип - прокуратура является институтом уголовного преследования, как на стадии следствия, так и судебного разбирательства; участником гражданского и административного процесса; надзорной инстанцией по судебным делам.

Английский тип - основная задача прокуратуры сводится к представлению интересов государства в суде; общенадзорные функции рассматриваемого института в данной системе отсутствуют.

Международная практика отводит органам прокуратуры весьма ограниченную сферу компетенции: уголовно-правовую.

Нередко конституции зарубежных государств упоминают о прокуратуре в разделе о судебной власти, поскольку там органы прокуратуры входят в судебную систему (Испания, Латвия,  Грузия). В Греции имеется генеральный прокурор при Ареопаге (Верховном суде), прокуроры при апелляционных и окружных судах.

Конституция Японии (1947) посвящает прокуратуре одну строчку: "Прокуроры должны следовать правилам, устанавливаемым Верховным судом".

В ряде государств прокуратура входит в исполнительные органы власти в составе министерства юстиции (Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Германия). В Италии, Румынии прокуратура занимает промежуточное положение между исполнительной и судебной властью. В судах Италии, например,  обвинение по уголовным делам поддерживают прокуроры либо назначенные преторами другие государственные служащие, в том числе офицеры полиции. Действующие при кассационном и апелляционных судах генеральные прокуроры, а при трибуналах республиканские прокуроры, находятся в подчинении министра юстиции.

Генеральный атторней Канады, на аппарат которого возлагается поддержание обвинения и надзор за следствием, возглавляет Министерство юстиции.

В отдельных странах прокуратуры вовсе нет, но есть разветвленная сеть иных структур. Конституция США ничего не говорит о прокуратуре, поскольку там (а также в Великобритании, Канаде) действует институт атторнеев - консультанты органов власти, осуществляющие функции уголовного преследования и обвинения.

Испанская Конституция (1978) в разделе "О судебной власти" подчеркивает, что прокуратура должна способствовать отправлению правосудия в целях защиты законности, прав граждан и общественных интересов, охраняемых законом. Генеральный прокурор назначается королем по предложению правительства с учетом мнения Генерального Совета судей.

По-разному за рубежом организовано и расследование уголовных дел. В Германии расследование ведут в основном полицейские службы. По небольшому числу сложных дел расследование ведется прокуратурой с участием полиции. В некоторых случаях в порядке "судебного расследования" следственные действия осуществляются судьями-дознавателями, обязанности которых выполняют обычные участковые судьи.

В США расследование ведут федеральное бюро расследования (ФБР) и множество других федеральных служб, а также независимые друг от друга полицейские учреждения, которые подчиняются либо властям штата, либо местным властям. Аресты, обыски и другие следственные действия производятся полицией с санкции суда. В ряде случаев предварительное расследование осуществляется аппаратом федерального атторнея (имеются в каждом федеральном судебном округе), либо генерального атторнея штата, либо местного атторнея (графства, города и т.д.). Департамент (министерство) юстиции возглавляет назначаемый президентом страны генеральный атторней США. Во многих штатах имеется Большое жюри, состоящее из 12-23 присяжных, которые проверяют наличие у обвинения доказательств для передачи дела в суд (иногда Большое жюри может выступать и в качестве органа расследования).

На атторнеях лежит обязанность по поддержанию обвинения в суде. Они вправе обжаловать приговоры по уголовным делам, кроме оправдательных, вынесенных судом присяжных. Федеральные атторнеи назначаются президентом США с согласия сената. В большинстве штатов и на местном уровне атторнеи выбираются населением.

В Греции функционирует система административной юстиции, возглавляемая Государственным советом, который вправе отменять административные акты, принятые с нарушением закона или в результате злоупотребления властью. Аналогичными функциями на местах обладают административные суды (налоговые суды). Расследование большинства уголовных дел проводит полиция (в крупных городах) либо жандармерия (в остальных городах и в сельской местности). По сложным уголовным делам расследование поручается следственным судьям.

В Италии расследование уголовных дел проводится органами судебной полиции, преторами (единоличный судья в претории), республиканскими прокурорами и следственными судьями.

В Испании уголовные дела расследует судебная полиция, а по наиболее сложным преступлениям - следственные судьи, которые входят в судейский корпус, но не могут участвовать в разбирательстве расследованных ими дел.

С организационной точки зрения Генеральный прокурор может, например, назначаться Президентом республики по предложению Высшего судебного сове­та (Болгария), Национального совета (Словакия), избираться Скупщиной (Югославия), Государственным собранием по представлению Президента республики (Венгрия). Вопрос заключается в том, перед кем должен отчитываться Генеральный прокурор - непосредственно перед парламентом, либо перед исполнитель­ной властью. Наделение Министра юстиции в ряде стран полномочиями Генерального прокурора порождает противоречие, поскольку членство в правительстве ставит под вопрос независимость прокурора.

В  Германии нет федерального базового закона о прокуратуре, который комплексно регулировал бы ее деятельность, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных земель. Деятельность прокуратуры в  Германии регулируется Конституцией страны, Конституциями земель, нормативными распоряжениями Федерального министерства юстиции Германии и органов юстиции земель и другими нормативными актами.

Форма организации прокуратуры и возложенные на неё функции зависят от истории страны, экономического развития, правовой культуры. Но единой остается цель: создание подлинных гарантий для обеспечения законности и правопорядка, эффективной защиты прав и свобод человека и гражданского общества. Исходя из целей закрепленных в конституциях и законах, определяются и функции прокуратуры, а исходя из исполняемых функций, можно прийти к выводу о том, что в мире сложились две основные модели прокуратуры: первая модель рассматривает прокуратуру как орган надзора за законностью, вторая - как орган уголовного преследования (КНР, КНДР и др).

Во Франции прокуратура входит в состав Министерства юстиции. Ее деятельность регулируется различными общими законодательными актами (ордонансами) и отраслевым законодательством. Структура прокуратуры Франции совпадает со структурой судебной системы. Все прокуроры назначаются и смещаются Президентом республики по рекомендации министра юстиции. Генеральному прокурору подчиняются все должностные лица прокуратуры в пределах компетенции апелляционного суда.

Практика подтверждает вывод о том, что объем полномочий прокуратуры в разных странах существенно различается. В то же время есть так называемые ключевые и неделимые функции, которые прокурор осуществляет практически повсеместно либо единолично, либо во взаимодействии с другими органами, например следственным судьей. Прежде всего, имеются в виду принятие решения об уголовном преследовании, поддержание обвинения в суде, подача протестов на судебные решения.

Прокуратура в большинстве государств — это орган, обеспечивающий частный паритет между интересами правоохранительных органов и правами лица, привлеченного к уголовной ответственности. Общепризнанно, что одна из главных задач прокурора — это достижение справедливости и защита свободы.

Общей чертой прокурорской деятельности является участие прокурора в процессе выработки уголовной политики, в даче рекомендаций по применению правовых норм, конструктивной критике действий органов государственной власти и управления.

Прокуратура играет важную роль в оказании помощи жертвам преступлений, определяя направления политики государства по отношению к ним. Практически повсеместно прокуратура защищает интересы граждан, участвуя в уголовном и гражданском судопроизводстве.

В законодательстве почти всех европейских государств и многих других стран закреплены и реализуются на практике принципы ее объективности, беспристрастности и независимости. Прокуратура независима (или же стремится быть таковой) от любой внешней власти, в том числе политической. В настоящее время едва ли не повсеместно законодательство о прокуратуре развивается в том направлении, чтобы обеспечить гарантии невмешательства законодательной и исполнительной ветвей власти в содержательную деятельность прокуратуры. Полномочия как законодательной, так и исполнительной власти определяются таким образом, чтобы они не имели правовых оснований вмешиваться в прокурорскую деятельность. Во всяком случае для такого вмешательства определяются конкретные границы.

Общим для всех прокуратур является также принцип действенности. Основная задача прокуратур — защита общества от преступности. Решая эту задачу, прокуратура сама определяет конкретные, не противоречащие закону и ее правовому статусу меры противодействия преступности.

Особое значение в зарубежных странах отводится вопросу взаимодействия органов прокуратуры с полицией. При всем многообразии форм необходимо отметить, что общим в этом вопросе для большинства зарубежных стран является понимание и законодательное закрепление того, что прокуратура есть и будет практически единственным органом контроля за полицией, соблюдения ею Закона, за реализацией основных нормативных актов по защите прав и свобод человека.

В целом, в мире нет единой схемы, определяющей полномочия и задачи прокуратуры. Так, например, Португалия, является членом Совета Европы и Европейского Союза. В государственном устройстве данной страны прокуратура занимает совершенно уникальное место, не относясь ни к одной из ветвей власти, обладая функциями, максимально схожими с полномочиями органов российской прокуратуры, и в чем-то их даже превосходящими. Эта уникальность закреплена в Конституции Португалии, гл. 4 которой посвящена исключительно прокуратуре. В частности, в ст. 221 закреплены следующие функции и статус прокуратуры: в компетенцию прокуратуры входит представительство государства, осуществление уголовного преследования, защита демократической законности и интересов, определяемых законом. Прокуратура обладает собственным статусом и автономией в рамках закона.

Представителями прокуратуры являются подчиняющиеся друг другу в порядке субординации ответственные магистраты, и они не могут быть переведены, временно отстранены от должности, уволены на пенсию или в отставку, за исключением случаев, предусмотренных в законе. Наказание, введение в должность, перевод и передвижение по службе представителей прокуратуры и применение дисциплинарных мер входит в компетенцию ведомства Генерального прокурора.

Основные обязанности органов прокуратуры включают в себя: представительство государства, юридически недееспособных и пропавших лиц; представительство рабочих и членов их семей в делах по защите их социальных прав. Наиболее существенная сфера вмешательства Генерального прокурора — защита прав несовершеннолетних в суде по делам об усыновлении, ответственности родителей, выплаты алиментов, а также по вопросам защиты, помощи и образовательных мер.

Ведомство Генерального прокурора вмешивается в данные дела путем применения мер правовой защиты, в том числе, возбуждая уголовные дела. Оно оказывает содействие и осуществляет координацию действий по предотвращению преступности, защите демократической законности, обеспечению полного соответствия закону деятельности государственных органов и граждан вообще. Вместе с тем оно предоставляет юридические заключения по проектам законов и соответствию международных конвенций и соглашений внутреннему законодательству; осуществляет внесение протестов по любым незаконным решениям судов; практикует обращение в Конституционный суд, в случае, если обычные суды отказались вынести решение на основании тех или иных положений внутреннего или международного права; осуществляет надзор за законностью деятельности судебной полиции; участвует в выработке генеральной линии по вопросам уголовной политики и предотвращения преступлений.

Не существует и стандартов ООН в области организации, структуры и функций прокуратуры. В документах восьмого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями указывалось, что они рекомендованы “для принятия решений и их осуществления на национальном, региональном и межрегиональном уровнях, с учетом политических, экономических, социальных и культурных особенностей и традиций каждой страны”.

Следует также отметить, что в Бразилии в 1988 г. специально были внесены изменения в Конституцию, чтобы закрепить специфическое место прокуратуры в государственной структуре. Данное учреждение называется Публичным (общественным) министерством, в функции которого входит не только поддержание государственного обвинения по уголовным делам, но административный контроль по вопросам, касающимся гражданских свобод, защиты общественных интересов, общественных доходов и коллективных прав.

О независимости органов прокуратуры свидетельствует тот факт, что прокурорские работники назначаются пожизненно. В ст. 127 Конституции Бразилии роль данного государственного института определена, как “исключительная для правовой деятельности государства, поскольку он отвечает за защиту правопорядка, демократического режима, социальных и неотъемлемых личных интересов”.

Таким образом, место прокуратуры в современном обществе определяется с учетом ее длительной эволюции. Прокуратура (или органы выполняющие сходные с ней функции независимо от их названия) повсюду представляет собой институт, порожденный объективными потребностями, характером и уровнем развития определенного государственного механизма. Нельзя не учитывать при этом экономические условия, характер общества, его культуру, исторические традиции, менталитет граждан.

 


  3. Задача:


Сейм Литовской Республики большинством голосов принял постановление о прекращении полномочий Президента, т.к. состояние здоровья не позволяли ему исполнять обязанности главы государства. Правомерно ли такое решение?

Не правомерно. В соответствии со ст. 74, 86 Конституции Литвы Президент Республики может быть досрочно отстранен от обязанностей только в случае грубого нарушения им Конституции или присяги, а также в случае выявления факта совершения преступления. Вопрос об отстранении Президента Республики от обязанностей решается Сеймом в порядке процесса импичмента.


Библиографический список литературы


1.                 Бессарабов В. Г. Динамика становления и развития российской прокуратуры. //"ПРАВО И ПОЛИТИКА". – 2001-№3.

2.                 Зайков С. Ю. Прокурорский надзор: российский опыт и международная практика. -М.: Спутник+, 2001.

3.                 Мишин A.A. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Издание пятое перер. и доп. -М.: ЗАО Издательство "Белые альвы", 1996.

4.                 Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. Выпуск 2. - М., 1997.

5.                 Органы прокуратуры РФ и Соединенных Штатов Америки (Правовые основы, структура, направления деятельности). - М., 1996.

6.                 Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. - М., 1994.

7.                 Пилипенко А.Н. Конституционная регламентация статуса исполнительной власти в зарубежных странах. - М., 1996.




Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать