Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия
1. АНАЛИЗ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОАО «АГАТ»
1.1. Определение влияния на прирост объема продаж факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от продаж продукции по сравнению с прошлым годом.
На изменение объема продаж в отчетном году по сравнению с прошлым годом влияют изменения численности рабочих (ЧР), количества отработанных дней (Д), продолжительности рабочей смены (П) и среднечасовой выработки (ЧВ).
Таблица 1
Анализ влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов
№
п/п
Показатель
Прошлый год
Отчетный год
Динамика показателя (%)
Разница, % (+,-)
Влияние фактора, тыс. руб.
(гр. 4´ стр. 4 гр.1 : 100)
Фактор, повлиявший на изменение
А
Б
1
2
3
4
5
6
1
Численность рабочих, чел. (ЧР)
8150
8750
107,362
+7,362
302,40
302,40
влияние изменения численности рабочих
2
Число отработанных человеко-дней (Д)
1956000
2091250
106,915
-0,447
284,04
-18,360
влияние изменения числа дней отработанных одним рабочим
3
Число отработанных человеко-часов (П)
14670000
16730000
114,042
+7,127
576,79
292,75
влияние изменения средней продолжительности рабочего дня
4
Объем продаж
(без НДС) V
4107600
4517100
109,969
-4,073
409,49
-167,30
влияние изменения среднечасовой выработки
Степень влияния факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов рассчитаем методом относительных отклонений:
1. Рассчитаем динамику изменения числа рабочих
% динамики=8750/8150=107,36%
2. Определим величину отклонения числа рабочих отчетного года по сравнению с предыдущим годом
Отклонение = %динамики -100%= 107,36%-100%=7,36%
3. Рассчитаем влияние данного фактора на изменение объема продаж
Влияние фактора = V0*отклонение/100=4107600*7,36/100=302,40тыс. рублей.
Аналогичным способом рассчитаем и остальные факторы.
Определив влияние на изменение объема продаж всех факторов
∆V=302,40+284,04+576,79=1163.23 тыс.руб.
Можно говорить о том, что на предприятии ООО «АГАТ» произошел рост объема продаж на 1163.23 тыс.руб. по сравнению с предыдущим годом. На данное изменение оказали влияние следующие факторы:
Увеличение числа рабочих на 600человек в отчетном году привело к увеличению объема продаж на 302,40 тыс.рублей или на 7,37%
Уменьшение в отчетном году среднего числа дней отработанных одним рабочим на 1 день, вызванное увеличением целодневных потерь рабочего времени или дополнительными выходными в связи с праздниками снизили объем продаж на 284,04тыс.руб.
В отчетном году на 0,5часа увеличилась средняя продолжительность рабочего дня по сравнению с прошлым годом. Уменьшение внутрисменных потерь рабочего времени в отчетном периоде позволило увеличить объем продаж на 576,79тыс.рублей.
Для ОАО «Агат» общий резерв увеличения объема продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов составляет 185663тыс. руб. (интенсивный фактор) (18360+167302) это может говорить о снижении внутрисменных простоев, а также полной их ликвидации, что является внутренним резервом роста.
1.2. Определение влияния на объема продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов
Полученные данные обобщим в таблице №2 и охарактеризуем в пояснениях к результатам произведенных расчетов.
Влияние факторов, связанных с использованием материалов, на объем продаж, можно выявить на основе двухфакторной модели: V = МЗ ´ Мо,
где: МЗ – сумма потребленных материалов на производство продукции;
Мо – материалоотдача.
Расчет влияния данных факторов производится в таблице 2 способом абсолютных разниц:
ΔV (МЗ) = Δ МЗ ´ Мо0;
ΔV(Мо) = Δ Мо ´ МЗ1.
Таблица 2
Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов
№п\п
Показатель
Условное обозначение
Прошлый год (0)
Отчетный год (1)
Отклонение (+, -)
А
Б
В
1
2
3
1
Объем продаж (без НДС), тыс. руб.
V
4107600
4517100
+409500
2
Стоимость материалов в себестоимости продаж (данные из формы № 5), тыс. руб.
MЗ
782400
903420
+121020
3
Материалоотдача проданной продукции (стр. 1: стр.2)
M0
5,25
5
-0,25
4
Степень влияния следующих факторов:
5
изменения стоимости материалов
в себестоимости продаж (121020*5,25 )
∆V(MЗ)
Х
Х
+635355
6
изменения материалоотдачи продаж
(-0,25*903420)
∆VMО)
Х
Х
-225855
Зная объем продаж V и стоимость материалов в себестоимости продаж МЗ найдем материалоотдачу проданной продукции Мо
Мо(пр.г.)=4107600/782400=5,25
Мо(отч.г.)= 4517100/903420=5
Отклонение в материалоотдаче проданной продукции составит -0,25
Исходя из сделанных расчетов представленных в таблице №2 можно делать вывод о том, что на предприятии произошел рост объема продаж на 409500тыс.руб по сравнению с предшествующим годом.
Положительное влияние на объем продаж оказал экстенсивный фактор, т.е. увеличение в отчетном году стоимости материалов в себестоимости продаж на 121020тыс.руб. или на 15,47%, что позволило увеличить объем продаж на 635355тысруб.
Отрицательное влияние на объем продаж в отчетном году оказало снижение материалоотдачи. Ее снижение повлекло уменьшение объема продаж на 225855тыс.руб.
Величина отрицательно повлиявшего фактора - есть неиспользованный резерв роста объема продаж. Данный резерв составит 225855 тыс.руб.
Рассмотрим влияние по отдельности каждого вида материалов:
№
п/п
Наименование материала
Кол-во израсходованного материала, т
Цена, тыс.руб.
Стоимость израсходованного материала, тыс.руб.
Отч.г.
Прошл.г.
Отч.г.
Прош.г.
Отч.г.
Прош.г.
1
Материал вида Х
2010
2240
149
146
299490
327040
2
Материал вида Y
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16