В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. (ред. 26.11.2001г.) «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» Правительство периодически информирует Президента о своей работе, согласует с ним планы законодательных работ. Подготовленные Правительством законопроекты, отнесенные к полномочиям Президента, направляются в Администрацию Президента на согласование не позднее чем за две недели до внесения их в Государственную Думу. В свою очередь законопроекты, вносимые в Государственную Думу Президентом Российской Федерации и затрагивающие компетенцию Правительства, а также требующие правительственного заключения, направляются ему на согласование в тот же срок.
В Администрацию Президента для согласования в обязательном порядке направляются проекты решений Правительства по отнесенным к ведению Президента вопросам прав и свобод человека и гражданина, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; определения основных направлений внутренней и внешней политики; руководства внешней политикой; осуществления функций Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации. Согласование проектов производится не позднее чем в 10-дневный срок.
Проекты решений Правительства Российской Федерации по кадровым вопросам федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту Российской федерации, подлежат согласованию с Советом по кадровой политике при Президенте Российской Федерации,
К тексту нормативного правового акта прилагаются пояснительная записка и материалы с прогнозной оценкой социально-экономических и иных последствий реализации этого акта.
Решения Правительства нормативного характера должны согласовываться с Министерством юстиции Российской Федерации; при определении источников финансирования — с Министерством финансов России, с другими заинтересованными органами федеральной исполнительной власти.
Постановления Правительства публикуются в Собрании законодательства Российской Федерации, а при необходимости в средствах массовой информации, за исключением постановлений, содержащих государственную тайну. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом, Законность актов Правительства России может быть оспорена в Конституционном Суде Российской Федерации. Правительство и свою очередь имеет право обращаться в Конституционный Суд (ч. 2 ст. 125 Конституции).
4. Взаимоотношения Правительства РФ с другими органами государственной власти России
Взаимоотношения Правительства РФ с другими органами государственной власти следует рассматривать через его компетенцию.
Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации обладает очень широким кругом полно мочий.
Правительству Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Законодательную инициативу Правительство осуществляет путем внесения в Государственную Думу законопроектов. Законопроекты, подготовленные Правительством в порядке реализации права законодательной инициативы, вносятся в Государственную Думу по решению Правительства. Формы участия Правительства в законодательной деятельности.
Правительство вправе направлять в Совет Федерации и Государственную Думу свои официальные отзывы на рассматриваемые палатами проекты правовых актов и предложения о поправках к ним. Официальные отзывы Правительства подлежат обязательному оглашению при рассмотрении проектов в соответствующих органах Государственной Думы и на заседаниях Совета Федерации.
Правительство, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 104), дает заключения по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другим за конопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключения Правительства, поправки к законопроектам официальные отзывы Правительства на рассматриваемые палатами Федерального Собрания законопроекты направляются им письмами Правительства.
Члены Правительства вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий и быть выслушан ными. Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством законопроекта назначается официальный представитель Правительства. Для защиты позиции Правительства по заключениям, предлагаемым им поправкам к официальным отзывам, поручением Председателя Правительства или его заместителя может быть направлен специальный представитель, полномочия которого определяются в поручении. Представители Правительства присутствуют на заседаниях палат Федерального Собрания при рассмотрении соответствующих законопроектов и должны быть выслушаны.
В случае постановки депутатами Государственной Думы и членами федерального Собрания вопросов, касающихся деятельности Правительства, Председателя Правительства, его заместителей или федеральных министров, члены Правительства имеют право получить необходимые разъяснения о причинах постановки таких вопросов.
Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на территории Российской Федерации, сочетание интересов Федерации и субъектов Российской Федерации в системе исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации руководит работой министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.
Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.
Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий и для обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения в сфере исполнитель ной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации. Правительство в срок не более одного месяца рассматривает внесенные в установленном порядке предложения субъектов Российской Федерации по предметам ведения Федерации и по предметам их совместного ведения и сообщает им о результатах рас смотрения внесенных предложений. Правительство Российской Феде рации направляет субъектам Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения. При. принятии соответствующих решений Правительством предложения субъектов Федерации подлежат обязательному рассмотрению.
Правительство Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по во просам, отнесенным к ведению Российской Федерации и совместному ведению Федерации, и ее субъектов, также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Правительство Российской Федерации обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, способствует их взаимодействию.
Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представите лей заинтересованных сторон.
Правительство Российской Федерации вносит предложения Президенту Российской Федерации о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской федерации, в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
5.Прекращение полномочий Правительства РФ.
Правительство Российской Федерации действует в пределах срока полномочий Президента Российской Федерации и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется рас поряжением Правительства в день вступления в должность Президента Российской Федерации. В случае сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.
Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент сам может принять решение об отставке Правительства.
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
Если ГД в течении 3-х месяцев ставит вопрос о доверии Правительству.
В случае отставки Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства.
Члены Правительства Российской Федерации не вправе быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутата ми законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатами выборных органов местного самоуправления; занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти; использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности; получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства; получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха; принимать без разрешения Президента Российской Федерации по четные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств; выезжать в служебные командировки за пределы России за счет физических и юридических лиц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Конституции 1993 г., в которой четко проведен принцип разделения властей и по-новому представлены концепция исполнительной власти, а также пути, формы и органы, ее осуществляющие. В первую очередь это качественно новый статус как главного федерального органа исполнительной власти — Правительства Российской Федерации, который заложен в самой Конституции и продолжен, развит и конкретизирован в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации».
Давая общую характеристику Правительству Российской Федерации как органу, осуществляющему исполнительную власть в Российской Федерации, необходимо было рассмотреть его главные, наиболее существенные черты и особенно сти, отличающие его от других органов в системе исполнительной власти. При этом следует подчеркнуть, что имеются в виду именно те черты и особенности статуса Правительства, которые непосредственно составляют его конституционный статус либо прямо вытекают из него. Тем самым обусловливаются и подчеркиваются одновременно характер, степень охвата, объем регулирования и изучения соответственно конституционным (государственным) правом таких феноменов, как исполнительная власть в целом и Правительство Российской Федерации в частности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации 1993 г. Гл. 6.
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 03.11.2004 г.) «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
Указ Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314 (ред. от 20.05.2004 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
Указу Президента Российской Федерации от 3 октября 2005 г. «Вопросы структуры органов исполнительной власти» к федеральным министерствам, федеральным службам и федеральным агентствам, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации относятся: регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2004 г.
Шувалов И.И. Законотворческая деятельность Правительства России: содержание и приоритеты // Журнал российского права. 2004. № 4. – С. 17-26.
Окуньков Л.А. Президент и Правительство в механизме государственной власти // Журнал российского права. 2001. №2. - С. 12–16.