Конституционное право Бельгии
Конституционное право Бельгии
Содержание
§ 1 Конституция Бельгии
§ 2 Конституционно-правовой статус личности
§ 3 Органы государственной власти
§ 4 Территориальное устройство и местное самоуправление
Список литературы
§ 1 Конституция Бельгии
История Бельгии как, самостоятельного государства, одного из самых молодых в Западной Европе, началась с победы Бельгийской революции 1830 г. в результате которой власть голландского короля Вильгельма I была свергнута, а в Бельгии провозглашена независимой.
После революции была принята конституция Бельгии, приготовленная бельгийскими национальными конгрессами и обнародованная 7 февраля 1831 г. В основу конституционного строя государства был положен принцип разделения властей, а в стране установилась парламентарная монархия. Данная конституция действует до сих пор, хотя и подвергалась множество раз внесению изменений.
Действующая Конституция закрепляет основные права и свободы граждан. Конституция гарантирует: равенство перед законом, индивидуальную свободу, защиту идеологических и философских меньшинств, право на судебную защиту, защиту против произвольного преследования, право на неприкосновенность жилища, свободу отправления культов, право на уважение частной и семейной жизни. Конституция запрещает наказание конфискации имущества.
По форме правления Бельгия - конституционная наследственная монархия." Без согласия парламента король не вправе назначить себе преемника в случае отсутствия мужского потомства. Конституция 1831 г. провозглашает принцип разделения властей, причем законодательная власть осуществляется Королем и парламентом, исполнительная - Королем и правительством, судебная - судами.
Не смотря на свой почтенный возраст, существующая конституция отвечает современным требования, в ней четко прописаны права и свободы граждан, описано федеративное устройство, указаны органы государственной власти, указан порядок пересмотра конституции.
Правда несколько архаично звучит упоминание в Конституции об отмене наказания гражданской смертью, что можно расценивать скорее как дань истории, чем современному состоянию гражданских отношений в обществе.
Конституция состоит из 9 разделов, в которые входит 198 статей. Каждый раздел посвящен определенной отрасли конституционного права.
Порядок внесения и принятия конституционных поправок определяется в части VIII "О пересмотре Конституции". Инициатива пересмотра Конституции принадлежит законодательной власти. После ее заявления о необходимости пересмотра того или иного конституционного положения обе палаты Парламента распускаются. Вновь избранные палаты утверждают в согласии с Королем положения, подлежащие пересмотру. Конституционные поправки принимаются Палатой представителей и Сенатом двумя третями голосов при условии присутствия не менее 2/3 членов в каждой палате. Аналогичная процедура применяется для изменения структуры Конституции, нумерации статей и т.д., вызванной ее пересмотром. Запрещается пересмотр Конституции во время войны или в период, когда невозможно свободное собрание палат Парламента на федеральной территории. Не допускается также пересмотр Конституции в части конституционных полномочий Короля в период регентства.
Из этого следует, что порядок пересмотра конституции довольно сложен, и не допускает ограничения королевской власти без его согласия.
Система, конституционного контроля предполагает наличие особой организационной структуры его осуществления. В Бельгии эту функцию осуществляет Конституционный суд. В законе, определившем его компетенцию, подчеркивается, что он контролирует соблюдение конституционных прав и свобод не только отдельных граждан, но и национальных общин и меньшинств.
Членами данного органа конституционного контроля могут стать не только профессиональные судьи, но и профессора права, а также бывшие депутаты.
§ 2 Конституционно-правовой статус личности
В государстве не существует никаких сословных различий. Бельгийцы равны перед законом; только они допускаются к гражданским и военным должностям. В соответствии с ч.2 « о бельгийцах и их правах» действующей Конституцией в Бельгии гарантируются следующие основные права и свободы граждан:
- Пользование правами и свободами, признанными за бельгийцами, должно быть обеспечено без дискриминации;
- Личная свобода;
- Никто не может быть лишен против своей воли судебной защиты, установленной ему законом;
- Никакое наказание не может быть ни установлено, ни применено иначе как на основании закона;
- Жилище неприкосновенно;
- Никто не может быть
лишен своей собственности иначе как для общественной пользы, в случаях и
порядке, установленных законом, и при условии справедливого и предварительного
возмещения;
- Пресса свободна; цензура никогда не может быть установлена; не допускается
требование залога от писателей, издателей или печатников;
- Бельгийцы имеют право собираться мирно и без оружия, соблюдая
законодательство;
- Бельгийцы имеют право на объединения;
- Каждый имеет право обращаться к публичным властям с петициями, подписанными одним или несколькими лицами;
- Тайна переписки неприкосновенна;
- Образование свободно;
- Каждый имеет право вести жизнь, соответствующую человеческому достоинству, в это понятие включаются следующие права:
1. право на труд и свободный выбор профессиональной деятельности в рамках общей политики занятости, направленной помимо прочего на обеспечение достаточно стабильного и по возможности высокого уровня занятости; право на справедливые условия труда и вознаграждение, а также право на информацию, консультацию и коллективные переговоры;
2. право на социальное страхование, охрану здоровья, социальную,
медицинскую и юридическую помощь;
3.право на пристойное жилище;
4. право на здоровую окружающую среду;
5. право на культурное и социальное процветание.
- Каждый имеет право на уважение частной и семейной жизни.
В отличии от ряда Конституций других стран ( в том числе Российской федерации) в Конституции Бельгии не установлены и не предусмотрены обязанности для подданных страны.
Бельгийское подданство приобретается, сохраняется и утрачивается на основании предписаний, устанавливаемых гражданским законодательством (Ст. 8). Закон о гражданстве, имеющий, несомненно, конституционное значение, сочетает в себе как элементы признания принципа «права почвы», так и «права крови».
Натурализация осуществляется федеральной законодательной властью. Закон о натурализации (май 2000 года) говорит, что ребенок иностранных родителей, родившийся в Бельгии, может обратиться за бельгийским гражданством, начиная с возраста 18 лет, если они проживали в Бельгии после его рождения.
Люди, прожившие в Бельгии, как минимум, 7 лет и имевшие официальный резидентный статус, также могут обратиться за гражданством. Кроме того, новый закон вводит в действие новые упрощенные и ускоренные процедуры натурализации. От кандидата требуется просто заявить о своем желании получить гражданство Бельгии в местной коммуне. Для тех, кто не попадает под действие вышеописанного порядка (например, иностранцы, работающие в Бельгии), также упрощено обращение за гражданством. Кандидат может обратиться за гражданством после трех лет пребывания в стране. Соответствующий бланк может быть получен в коммуне по месту жительства. Для беженцев натурализация возможна после двух лет пребывания в стране.
§ 3 Органы государственной власти
По форме правления Бельгия - конституционная парламентская монархия. Конституция закрепляет принцип разделения властей: законодательная власть осуществляется Королем и Парламентом, исполнительная - Королем и Правительством, судебная - судами. Политический режим - демократический.
Король является главой государства. В соответствии с Конституцией он осуществляет законодательную и исполнительную власть. Законодательные полномочия Король делит с Парламентом, в отношении которого он обладает значительными правами: утверждает и промульгирует законы, принятые Парламентом, может распустить его, созвать на чрезвычайную сессию, отсрочить заседания палат (но не более чем на 1 месяц), вправе оставить у власти Правительство, не пользующееся доверием Парламента, и назначить новые выборы. Отношения Короля с исполнительной властью строятся следующим образом. Король назначает и утверждает министров, однако ни один его акт не имеет силы без контрасигнации (подписи) соответствующего министра, который несет за него ответственность. Особа Короля неприкосновенна (ст.88 Конституции). Он обладает полномочиями в сфере международных отношений: заключает договоры с иностранными государствами, объявляет войну и заключает мир, является главнокомандующим вооруженными силами.
Парламент Бельгии - двухпалатный представительный орган. В Палате представителей к началу 2000 г. было 150 депутатов, избираемых на 4 года путем прямых выборов по системе пропорционального представительства. В составе Сената - 71 человек, из которых 1 - наследник короны, 40 избираются прямыми выборами (25 во Фландрии и 15 в Валлонии), по 10 человек - из состава Фламандского совета и совета Французского сообщества, 1- из совета Германоязычного сообщества и соответственно по 6 и 4 новых члена кооптируют сенаторы-фламандцы и сенаторы-франкофоны. Срок полномочий Сената также равен 4 годам. В соответствии с реформой 1921 г. право быть избранным в Сенат было ограничено рядом условий (в том числе имущественным цензом), которые не требуются при выборах в Палату представителей. Тем самым как бы подчеркивалась особая роль Сената. Однако обе палаты равноправны, их специфические права незначительны. Поправка, принятая в 1970 г., предусматривает создание в каждой из палат французской и фламандской лингвистических групп, чтобы предотвратить нарушение прав лиц, относящихся к различным языковым сообществам.
Ежегодно обе палаты собираются на сессии, которые длятся не менее 40 дней в году. Заседания палат проводятся раздельно, но в некоторых случаях (например, принятие присяги Короля) они собираются на совместные заседания. В палатах создаются комитеты, которые играют важную роль в законодательной деятельности Парламента. Через них, в частности, проходят все законопроекты. Правом законодательной инициативы обладают все депутаты Парламента и Правительство. Однако процедура принятия законов свидетельствует о приоритете правительственных законопроектов. В то время как правительственный законопроект сразу же после его представления ставится на обсуждение палат, законопроект, внесенный парламентарием, еще до рассмотрения депутатами может быть отклонен председателем палаты, если он решит, что данный билль не заслуживает внимания. В 1980 г. было установлено, что законы, касающиеся национальных и языковых проблем, могут быть поставлены на голосование только при наличии "специального большинства" (присутствие большинства членов в каждой лингвистической группе). Законопроект считается принятым, если за него проголосует не менее 2/3 "специального большинства".
Страницы: 1, 2