Конституционное право Китая и Испании
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Китае…..5
2 Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Испании..8
3 Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Китае
и Испании в сравнении………………………………………………………….12
4 Социальные, экономические и культурные права, свободы и обязанности в Испании и Китае в сравнении с социальными, экономическими и культурными правами, свободами и обязанностями в России……………….14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников…………………………………………...17
Введение
Экономические, социальные и культурные права и свободы представляют собой обязательную часть, звено единой системы конституционных прав граждан. Определяя их место и роль в общей системе прав человека и гражданина, следует учитывать, что и для международного права и для национальных правовых систем современных демократических государств характерно отношение к правам человека как к единому комплексу. Не может быть более важных и менее важных прав человека. Все они по-своему необходимы, являются жизненно важными.
В настоящее время социально-экономические права имеют всеобщее признание, в том числе и на международно-правовом уровне. Они закреплены как во Всеобщей Декларации прав человека 1948 года, так и в специальных документах - Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Европейской социальной хартии (1961 г.), а также в иных международно-правовых актах, посвященных различным направлениям международного сотрудничества в области социально-экономических прав человека.
Конституции и другие нормы конституционного права провозглашают права и свободы самого различного характера и содержания.
Социальные, экономические и культурные права и свободы определяют правовое положение личности как члена гражданского общества. Важнейшими из этих прав является право на владение и распоряжение частной собственностью, право на образование, свободное вероисповедание. В числе социально-экономических завоеваний трудящихся можно назвать также страхование по безработице, обеспечение пенсиями престарелых и инвалидов, охрану женского и детского труда. Эти фундаментальнейшие права обеспечены всеми средствами юридической защиты от посягательства, как со стороны отдельных лиц, так и органов самого государства.
При всем многообразии, неоднородности соответствующей группы прав и свобод, для них характерно такое общее свойство, как единство материального содержания. Оно определяется тем, что только данная группа прав и свобод самым непосредственным образом связана с отношениями собственности, экономическими и социальными элементами гражданского общества. Осуществление этих прав означает участие граждан в осуществлении экономической власти, в пользовании достижениями культуры, социальными благами общества. Социально-экономические права направлены в этом плане на удовлетворение важнейших, наиболее значимых для каждого человека потребностей в жилье и питании, работе и отдыхе и т.п.
Нередко социальные, экономические и культурные права выступают как права-гарантии, то есть выполняют гарантирующие функции по отношению к другим правам и свободам.
Правовое положение личности в обществе и государстве определяется не только правами и свободами, но и юридическими обязанностями.
Конституционно-правовой институт обязанностей граждан оформляться и приобретать юридическое выражение лишь после второй мировой войны.
Традиционными обязанностями, которые государство молчаливо или открыто возлагает на своих граждан, являются: подчинение законам и иным нормативным актам, уплата налогов и воинская повинность. В новейших конституциях появляется не только сам термин «обязанности граждан», но даже соответствующие главы и разделы.
1 Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Китае
Современный период определяется в Конституции Китая как «начальная стадия строительства социализма» (преамбула), а китайское общество — как социалистический строй. Одновременно в ней говорится о «социализме с китайской спецификой», о «социализме в модернизированном виде». В Китае ставится задача осуществить социалистическую модернизацию общества, которая должна привести к созданию зрелого социалистического общества примерно в течение 100 лет.
В Конституции сказано, что эксплуататоры как класс ликвидированы, но вместе с тем упоминается о внешних и внутренних вражеских силах и элементах. В ней содержится много демократических положений, говорится о правах граждан, но различаются, с одной стороны, права трудящихся, с другой — права остальных людей. Система органов государства исходит из марксистско-ленинских положений, отрицающих разделение властей, предусматривающих сосредоточение государственной власти в руках представительных органов типа советов снизу доверху, из принципа демократического централизма.
В Китае принята социалистическая концепция прав человека, которая отвергает понятие естественных прав и связывает правовой статус личности с природой общества и государства.
Наиболее широкими правами в Китае, как и в других странах, обладают его граждане. Гражданами Китая считаются лица, хотя бы один из родителей которых является китайским гражданином и которые родились на территории Китая или другой страны, но не приобрели гражданство последней. Иностранцы и лица без гражданства могут быть приняты в китайское гражданство, если они имеют близких родственников в Китае или у них есть иные основания для приобретения гражданства (вопрос о наличии оснований решается министерством общественной безопасности, которое ведает вопросами приема в гражданство, его утраты и восстановления). Двойное гражданство в Китае не признается, но законные права и интересы иностранцев охраняются.
Закрепляя равенство граждан перед законом (ст. 33), равные права женщин и мужчин во всех областях (ст. 48), Конституция содержит достаточно широкий перечень их прав и свобод, а также обязанностей граждан КНР.
Наибольшее внимание уделяет Конституция закреплению социально-экономических прав и свобод, которые рассматриваются в КНР как приоритетные. К их числу относятся право на труд (ст. 42), на отдых (ст. 43), право на пенсионное обеспечение (ст. 44), право на получение материальной помощи от государства и общества в старости, в случае болезни, или потери трудоспособности (ст. 45), право собственности и ее наследования (ст. 13), право на образование (ст. 46). Кроме того, Конституция закрепляет ряд прав в социально-культурной области, в частности, свободу научно-исследовательской деятельности литературно-художественного творчества и деятельности в других областях культуры (ст. 47).
Конституционные обязанности граждан КНР, так же как и права, соответствуют социалистической доктрине прав человека и в этой связи имеют ряд характерных особенностей. Прежде всего, обращает на себя внимание чрезвычайно широкий, по сравнению с другими странами, круг основных обязанностей, причем многие из них имеют ярко выраженную идеологическую направленность. Некоторые обязанности носят не только правовой характер, но и представляют собой сочетание правовых и моральных обязанностей. Более того, целый ряд обязанностей носит чисто моральный характер, например, обязанность трудящихся относиться к своему труду как хозяев страны (ст. 42).
К числу основных обязанностей граждан КНР относятся обязанности соблюдать Конституцию и законы страны хранить государственную тайну; беречь общественную собственность; соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, уважать нормы общественной морали охранять безопасность, честь и интересы родины, защищать отечество и отражать агрессию, при этом воинская служба и участие в народном ополчении является почетной обязанностью граждан; защищать единство государства и сплоченность всех национальностей страны; в соответствии с законом платить налоги. Праву на образование соответствует конституционная обязанность учиться, а праву на труд — почетная обязанность всех трудоспособных граждан трудиться. К числу конституционных также относится обязанность родителей содержать и воспитывать несовершеннолетних детей, а совершеннолетних детей — содержать и поддерживать родителей.
Одной из специфических особенностей китайских граждан является обязанность супругов «осуществлять политику планирования рождаемости» (ст.49), что связано со сложной демографической ситуацией в стране. Так, в городской семье разрешается иметь не более одного ребенка, а в сельской местности – не более двух.
Конституция подчеркивает, что граждане КНР, осуществляя свои права и свободы, не должны наносить ущерб интересам государства, общества и коллектива, законным свободам и правам других граждан (ст.51).
Таким образом, правовой статус личности в КНР базируется на социалистической доктрине прав человека и вместе с тем отражает традиционные китайские воззрения на роль человека в обществе, умаляя ценность отдельной человеческой личности и акцентируя внимание на преобладании коллективистских начал в общественной жизни. Для правового статуса личности в КНР характерны следующие особенности:
- определение правового статуса личности в зависимости от категории, к которой данное лицо относится (гражданин, лицо без гражданства, иностранец);
- отрицание концепции “естественных прав” — права и свободы предоставляются гражданам КНР только самим социалистическим государством, и только государство определяет перечень и объем этих прав и свобод;
- права и свободы имеют ярко выраженную социалистическую направленность, поскольку они служат целям и задачам строительства социализма в Китае. Многие права и свободы дифференцируются по социально-классовому признаку, в частности, различаются права граждан и права трудящихся (например, право на образование имеют все граждане, а право на отдых — только трудящиеся);
- на первое место в иерархии прав в Китае выдвигаются социально-экономические права. В Конституции говорится о праве на труд, отдых, пенсионное обеспечение (пенсии получают лишь работавшие в государственных предприятиях – 1/10 всех занятых), образование, о праве собственности и ее наследования. Названы также социально-культурные права: свобода научной и исследовательской деятельности, литературно-художественного творчества, деятельности в других областях культуры.