Конституционное право Турции
Содержание:
§ 1 Характеристика Турецкой Конституции………………….3
§ 2 Конституционно-правовой статус личности……………...4
§ 3 Органы государственной власти…………………………..5
§4 Территориальное деление и местное самоуправление…..17
Список литературы…………………………………………….18
§ 1 Характеристика Турецкой Конституции
Турецкая Конституция была Разработана турецкими военными, принята на референдуме 7 ноября 1982 года, вступила в силу 9 ноября 1982 года. Третья конституция Турции с момента провозглашения республики в 1923 году была принята после очередного военного переворота с целью усиления президентской власти в стране.
Состоит из преамбулы и 7 частей, разделенных на 177 статей. Закрепляет светский характер турецкого государства и устанавливает, что "священные религиозные чувства никоим образом не должны влиять на государственные дела и политику". Содержит запрет на отмену законов, "направленных на достижение турецким обществом уровня современной цивилизации", в частности, запрещающих ношение мусульманками платков в госучреждениях, ликвидирующих дервишеские ордена и упраздняющих ряд титулов.
Согласно Конституции Турецкая Республика является демократическим, светским и социально-правовым государством.
Это подтверждает тенденцию весторнизации турецкого права. Находясь одной своей частью в Европе, а другой в Азии Турция все больше идет по пути западных стран и внедряется в европейскую систему, чего бы это не касалось: торговли, права, спорта, культура. Исламские ценности отходят на второй план.
Конституционный надзор осуществляет Конституционный суд. Поправки принимаются парламентом 3/5 голосов после двух обсуждений. Если принятые поправки отклоняются президентом и после повторного рассмотрения вновь принимаются парламентом, президент может вынести их на референдум. Турецкая конституция менялась неоднократно. В мае 2007 года парламент проголосовал за введение в стране прямых президентских выборов, после чего президент Турции Ахмет Недждет Сезер объявил о проведении референдума по этой поправке.
§ 2 Конституционно-правовой статус личности
Турецкое гражданство можно получить несколькими путями. Преобладающим является принцип «крови».
Ребенок, родившийся на территории Турции или вне ее пределов, становится турецким гражданином с момента рождения, если один из родителей — турецкий гражданин.
По турецкому законодательству, иностранка, вышедшая замуж за турецкого гражданина, приобретает турецкое гражданство (через 3 года), если подаст заявление в течение месяца со дня регистрации брака о желании вступить в турецкое гражданство. После его получения даже при установлении фиктивности брака или развода жена (иностранка) продолжает оставаться турецкой гражданкой. Турецкое гражданство сохраняется и для ее детей. Турецкое законодательство гласит, что если гражданин Турции хочет стать гражданином другого государства, по законам которого требуется выход из турецкого гражданства, то гражданин Турецкой Республики обращается в Совет Министров за получением разрешения на выход из турецкого гражданства. В случае получения такого разрешения он имеет право стать гражданином другого государства с последующим восстановлением турецкого гражданства и, таким образом, иметь двойное гражданство.
При обращении за получением или выходом из турецкого гражданства представляются соответствующие документы, которые изучаются в ГУНГ и проверяются компетентными органами. При получении положительных заключений материалы направляются в Совет Министров. После принятия решения Правительством его результаты публикуются в “Ресми газете”. Если ГУНГ отказывает по существу вопроса, изложенного в заявлении, документы в Совет Министров не направляются. Решение доводится непосредственно до заинтересованного лица.
В Конституции Турции есть целая глава, посвященная правам гражданина, среди них можно выделять как личные, так экономические и политические права. Под политическими правами подразумевается участие в выборах, свобода собраний и митингов. Под экономическими такие как право собственности, свобода слова, печати. Под личными правами права на свободу, личную неприкосновенность.
В отношении прав человека, Конституция Турции ориентируется на западные Конституции, наделяя граждан широким перечнем прав. В своем развитии Конституция Турции прошла путь от исламского государства до государства провозглашающего свободу вероисповедания и принципы демократичности.
В целом Конституция Турции идет в ногу со временем, наделяет своих граждан широким перечнем прав.
§ 3 Органы государственной власти
По форме правления Турция - смешанная (президентско-парламентская) республика особого типа. Политический режим - развивающаяся демократия.
Законодательная власть принадлежит Великому национальному собранию Турции (ВНСТ) - однопалатному парламенту (меджлису), состоящему из 550 депутатов, избираемых на основе прямых, всеобщих, равных и одностепенных выборов сроком на 5 лет. Допускается совмещение депутатских мандатов и министерских постов.
Заседания меджлиса полномочны при наличии не менее 1/3 депутатов, а решения могут быть приняты голосами не менее 1/4 полного состава ВНСТ. Важнейшей функцией парламента является законодательная деятельность. В исключительной компетенции ВНСТ находится право принимать, изменять и отменять законы. Помимо этого к полномочиям парламента относятся: контроль деятельности правительства и министров, предоставление Совету министров права принимать постановления с силой закона (делегированное законодательство); обсуждение и принятие Закона о государственном бюджете и финансах, разрешение на эмиссию денег; принятие решения об объявлении войны и заключении мира; право утверждения заключенных международных договоров и соглашений. ВНСТ принимает решение: о приведении в исполнение смертных приговоров суда; о всеобщих и частичных амнистиях (за исключением лиц, совершивших особо опасные государственные преступления).
Законодательная инициатива принадлежит Совету министров и депутатам. Принятый меджлисом законопроект направляется Президенту, который утверждает и промульгирует закон в течение 15 дней или со своими замечаниями возвращает (за исключением законопроекта о бюджете) в меджлис (отлагательное вето). Если меджлис абсолютным большинством голосов еще раз примет законопроект, то Президент обязан его утвердить. Когда Президент считает законопроект неконституционным, а меджлис настаивает на его принятии, Президент может направить его в Конституционный суд, который в течение 60 дней выносит окончательное решение.
Глава государства - Президент Республики, доминирующий в государственном механизме: согласно Конституции он олицетворяет единство и неделимость республики и нации, наделен обширными полномочиями в области законодательной, исполнительной и судебной власти. Президент избирается парламентом сроком на 7 лет без права переизбрания.
Президент должен быть беспартийным и нейтральным по отношению к партийному составу парламента. Поэтому избранному в президенты депутату, если он был членом партии, необходимо из нее выйти.
Президент не несет политической ответственности за осуществление своих полномочий. Все его постановления, за исключением особо оговоренных в законе, заверяются Премьер-министром или соответствующим министром, за которые они персонально и отвечают.
Президент играет решающую роль во всех сферах государственной жизни. Согласно Конституции он может выступать с программной речью на заседании ежегодно открывающейся (1 сентября) сессии парламента; вправе созвать парламент на внеочередную сессию, распустить его и назначить новые всеобщие выборы; утверждать принятые парламентом законопроекты и промульгировать их; возвращать принятые законопроекты на повторное рассмотрение парламента (отлагательное вето); при необходимости выносить на референдум законопроекты, связанные с изменением Конституции, обратиться в Конституционный суд с требованием о пересмотре законов и постановлений правительства с силой закона, части, статей или всего внутреннего устава парламента, если они, по его мнению, противоречат Конституции.
В области исполнительной власти Президент: назначает Премьер-министра и принимает его отставку, назначает и увольняет министров по представлению Премьер-министра; может созвать заседание Кабинета министров под своим председательством; направляет официальных турецких представителей в иностранные государства и принимает представителей иностранных государств, аккредитованных в Турции; утверждает международные договоры и соглашения; может принять на себя функции главнокомандующего турецкими вооруженными силами и действовать от имени ВНСТ, принимать решения об использовании турецких вооруженных сил; назначает начальника генерального штаба вооруженных сил; созывает на заседание Совет национальной безопасности и председательствует на нем; объявляет осадное или чрезвычайное положение и принимает постановления с силой закона; утверждает постановления правительства; имеет право смягчать или отменять наказание осужденным в связи с их продолжительной болезнью, инвалидностью или по старости; назначает председателя и членов Совета государственного контроля, может поручить Совету провести изучение, проверку и контроль государственных дел; избирает членов Совета высших учебных заведений и университетов.
В области судебной власти Президент имеет право: назначать членов Конституционного суда, 1/4 членов Государственного совета, генерального прокурора республики и его заместителя, членов Высшего военного кассационного суда, членов Высшего военного административного суда, членов Высшего совета судей и прокуроров.
Кроме указанных полномочий Президент обладает правом назначать или избирать ряд других должностных лиц и осуществлять иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами.
При нем действуют Президентский совет, Совет национальной безопасности (СНБ) и Совет государственного контроля (СГК). Эти органы наделены, главным образом, политико-консультативными и контрольными функциями. Рекомендации СНБ по всем вопросам, связанным с принятием решения по так называемой "политике национальной безопасности", должны учитываться правительством.
Исполнительную власть осуществляют Президент и Совет министров. В процедуре назначения главы правительства и членов Кабинета парламент принимает лишь косвенное участие. Президент назначает лидера победившей на выборах партии Премьер-министром, а рекомендуемых последним лиц министрами до обсуждения их кандидатур со стороны парламента. Не позднее семи дней состав Кабинета министров и программа правительства выносятся на одобрение меджлиса и получение вотума доверия.
Совет министров Турции действует под достаточно строгим парламентским контролем, который заключается: в постановке устных и письменных вопросов Премьер-министру или министрам; в изучении и проверке деятельности правительства; в обсуждении важнейших вопросов государства и общества на пленарных заседаниях меджлиса и в ряде других.
Страницы: 1, 2