Конституция США 1787 года и "Билль о правах" 1791 года

Установленные отношения между этими органами, как в прошлом, так и сейчас имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Подобная сбалансированность государственной системы затрудняет нововведения, но в то же время препятствует возможности узурпации власти со стороны какого-либо одного из названных органов.

Конституция США — "жесткий", трудноизменяемый документ, но в то же время она сформулирована так гибко, что необходимость внесения изменений в его текст была реализована только 27 раз. Это дает основание рассматривать институты Конституции США как достаточно продуманные и устойчивые. Хотя ряд авторов придерживается иной точки зрения.[31],[32],[33] Они видят причину стабильности Конституции не только в сложности внесения в неё поправок, но и в лаконичности, абстрактности, "туманности" её формулировок. Правовой язык Конституции отражает особенности и несовершенство законодательной техники. Многие вопросы остаются за её пределами, "умалчиваются" (о структуре исполнительной власти, системе комитетов Конгресса и др.).

Именно эти недостатки, однако, обернулись долголетием Конституции, пластичностью её норм. На разных исторических этапах она наполнялась различным содержанием при незначительных изменениях первоначального текста. Приспособление текста к меняющимся условиям жизни в основном происходит благодаря широкому толкованию Конституции Верховным судом США, что оправдывается распространенной в литературе концепцией "живой конституции". Судья верховного суда США Л. Брандейс пишет: "Конституция – это живой организм, и как таковой он способен развиваться и адаптироваться к новым условиям".[34]

Для изменения Конституции необходимо выполнить сложную процедуру. Во-первых, предложение о внесении поправок выдвигается, если это сочтут необходимым две трети от общего числа членов обеих палат Конгресса либо созванный по требованию законодательных собраний двух третей штатов специальный Конвент (ст. V).[35] Во-вторых, для ратификации поправок установлен еще более сложный порядок — они утверждаются законодательными собраниями трех четвертей штатов или конвентами в трех четвертях штатов, смотря по тому, какой из этих двух способов ратификации предложит Конгресс. После принятия поправки XVIII[36] (1919 г.) Конгресс стал устанавливать срок для ратификации. Если за установленный срок поправка не ратифицирована, то она считается отвергнутой. Впрочем, Конгресс может продлить время ратификации.

Таким образом, устойчивость и стабильность американской Конституции объясняется:

1.            Конституция представляет собой весьма краткий и прагматичный документ, в котором положения или декларации идеологического характера сведены до минимума. Конституция определила лишь основные параметры организации федеральной власти и важнейшие принципиальные положения, на которых базируется американский федерализм. В ней нет ни перечня штатов, ни деталей организации федеральной власти, а, следовательно, и нет лишних поводов для внесения поправок в текст Конституции при изменениях полномочий органов федеральной власти или вхождении в состав США новых штатов;

2.            в Конституции был закреплен, по предложению Дж. Мэдисона, американский вариант принципа разделения властей, базирующийся на идеях Дж. Локка и Ш. Монтескьё, но в большей мере на собственном американском опыте;

3.            Конституция США относится к числу "жестких" конституций. Однако жесткость американской Конституции сочетается с возможностью федеральной власти гибко и динамично реагировать на меняющуюся ситуацию, в том числе и создавать новые правительственные структуры, перераспределять полномочия федерального центра и штатов, регулировать права личности и решать другие вопросы, касающиеся, по существу, конституционных проблем, не путем внесения поправок в Конституцию, а при помощи текущего законодательства. Другая возможность гибкого реагирования на меняющуюся ситуацию без внесения поправок в Конституцию — использование судебного конституционного контроля, который нередко затрагивает и сами конституционные нормы.

Конституция США продолжает эволюционировать. Основными направлениями эволюции являются:

1.                  улучшение функционирования центральных органов государственной власти. Эта линия эволюции прослеживается из содержания пяти поправок: XII (1804 г.) — о выборах президента США; XVII (1913 г.) — о выборах сенаторов путем прямого всеобщего голосования; XX (1933 г.) — о вступлении в должность Президента страны; XXII (1951 г.) — мандат Президента может быть возобновлен только один раз и XXV (1967 г.) — о замещении Президента и вице-президента;

2.                  развитие избирательного права. Первоначальный текст Конституции предоставил штатам свободу в организации выборов. Каждый из них был вправе устанавливать нормы избирательного права, предоставляя такое право или исключая из избирательного корпуса какие-либо категории граждан. Эта свобода штатов постепенно была ограничена рядом последовательных поправок: XV (1870 г.), запретившей штатам ограничивать право голоса по основаниям расы, цвета кожи или прежнего нахождения в рабстве; XIX (1920 г.), запретившей отказывать в праве голоса женщинам; XXIII (1963 г.), разрешившей участвовать в выборах жителям федерального округа Колумбия; XXIV (1964 г.), запретившей оспаривать или ограничивать право голоса по причине неуплаты любого избирательного налога или другого налога. В 1971 г. XXVI поправка снизила возрастной ценз активного избирательного права до 18-и лет.

3.                  развитие прав граждан. Это направление эволюции проявилось в принятии "Билля о правах" и ряда других поправок.

Характерными чертами Конституции США, отличающими её от других современных конституций, являются:

1.      это конституция федеративного государства, т. е. она предопределяет такую организацию правительственной власти и правовой системы в стране, при которой центральное правительство распределяет власть между составными частями страны, каждая из которых в определенной степени является суверенной в своих правах;

2.      конституция государства-республики;

3.      закрепляет принцип разделения властей, гарантируя его воплощение продуманной системой сдержек и противовесов, что являлось бесспорным изобретением создателей Конституции;

4.      с введением судебного конституционного надзора  Конституция стала состоять из самого её текста, разъяснений и толкований её содержания, содержащихся в решениях Верховного суда;

5.      "жесткость" документа;

6.      регулирует напряженную атмосферу для действий правительственной власти, сложившуюся в результате конституционной поддержки личных прав и свобод;

7.      общие цели создания Конституции создали уникальный по своей эффективности взаимодополняющий и взаимоподдерживающий набор политических ориентаций федерального государства.

Таким образом, Конституция США представляет собой юридический документ, определяющий организацию федеральной власти, устанавливающий основы американского федерализма и определяющий судебный механизм защиты основных прав и свобод личности от посягательств со стороны правительственных органов как федеральных, так и на уровне штатов.


Заключение


Значение Основного закона США для мировой правовой мысли заключается, прежде всего, в том, что Конституция США — самая первая из писаных конституций, действующих в настоящее время. Это событие способствовало распространению во всем мире доктрины конституционализма.

Конституция отличается от основных законов многих других государств своей лаконичностью и практичностью. Она заложила в основу государственного строя и в правовую систему США такие принципы как федерализм, разделение властей и судебный конституционный контроль, которые получили в XIX-XXI вв. мировое признание. Интересно, что ни один из этих принципов прямо не указан в тексте Конституции.

Конституция, несмотря на многие анахронизмы, и поныне почитается гражданами своей страны, видящими в ней высшую гарантию для общества, основанного на свободе. Подлинным дополнением текста Конституции стал Билль о правах 1791 г.

Как показал анализ литературы история принятия и разработки проекта Основного закона США происходил в переломный момент становления нового государства. Конституция была призвана придать законность переменам, произошедшим в государственном устройстве бывших штатов-государств, стабилизировать их положение на международной арене, закрепить их независимость.

Политическая система США, сформировавшаяся на основе старейшей Конституции обладает небывалой устойчивостью и стабильностью. Конституция и Билль о правах гарантируют защиту человека от произвола властей, поставив преграду деспотическому правлению. Она способствовала развитию и становлению демократических институтов: народный суверенитет, народное представительство, парламентаризм и др.

Несмотря на "жесткость", Конституцию нельзя считать неизменным документом, она продолжает эволюционировать, прежде всего, в результате принятия новых поправок и создания так называемой "живой" Конституции.

Конституция США в настоящее время выглядит как умеренно демократический документ, по многим параметрам демократии уступающий основным законам стран Западной Европы и других регионов современного мира.

Список литературы.

1.            Боботов С.В., Жигачев И.Ю. введение в правовую систему США. – М.: НОРМА, 1997. – с. 333.

2.            Гамильтон А. Федералист. – М.: Мысль, 1994. – с. 122.

3.            Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. – М.: НОРМА, 2002. – с. 744.

4.            Иванян Э.А. История США. – М.: ВЛАДОС, 2004. – с. 346.

5.            История государства и права зарубежных стран. / Под ред. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А. – М.: НОРМА-ИНФРА•М, 1998. –Ч. 2. – с. 712.

6.            Каленский В.Г. Билль о правах в конституционной истории США. – М.: Наука, 1983. – с. 280.

7.            Курицин В.М., Шалягин Д.Д., Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России. – М.: Академический проект, 2004. – с. 496.

8.            Конституции зарубежных государств. / Сост. В.В. Маклаков. – М.: БЕК, 2000. – с. 548.

9.            Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. – М.: Норма, 2005. – с. 1056.

10.        Конституция США: история и современность. / Под ред. А.А. Мишина, Е.Ф. Язькова. – М.: Мысль, 1988. – с. 316.

11.        Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. – с. 272.

12.        Левакин И.В., Болдырев И.А.. Философско-правовые и исторические основы разделения государственной власти. – Законодательство и экономика. – 2005. – № 1, январь. – с. 34-41.

13.        Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США: Политико-правовой комментарий. – М.: Международные отношения, 1985. – с. 336.

14.        Никифорова М.А. Гражданские права и свободы в США. – М.: Наука, 1991. – с. 3-6.

15.        Р. Бэррес. Документы Американской Революции. – Тверь-Москва "Альба", 1994. – с. 222.

16.        Савельев В.А. Капитолий. США: прошлое и настоящее. – М.: Мысль, 1989. – с.278.

17.        Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост. В.И. Лафитский. – М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 768.

18.        США: конституция и права граждан. / Под ред. И.А. Геевского. – М.: Мысль, 1987. – с. 315.

19.        Тихонов А. А. Федерализм в странах Латинской Америки. - М.: Международные отношения, 1979. – с. 286.

20.        Федералист. Политическое эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. - М.: Наука, 1993. - С. 324

21.        Фридмэн Л. Введение в американское право. – М.: Универс, 1993. – с. 286.

22.        Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 2002. – с. 576.


[1] Графский В.Г. Всеобщая истории права и государства. – М.: НОРМА, 2002. – с. 444.

[2] Тихонов А. А. Федерализм в странах Латинской Америки. - М.: Международные отношения, 1979. – с. 187.

[3] Курицин В.М., Шалягин Д.Д., Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России. – М.: Академический проект, 2004. – с.58.

[4] Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост. В.И. Лафитский. – М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 25.

[5] Фридмэн Л. Введение в американское право. – М.: Универс, 1993. – с. 39.

[6] Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост. В.И. Лафитский. – М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 28.

[7] Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. – с. 7.

[8] Савельев В.А. Капитолий. США: прошлое и настоящее. – М.: Мысль, 1989. – с.53.

[9] Графский В.Г. Всеобщая истории права и государства. – М.: НОРМА, 2002. – с. 439.

[10] История государства и права зарубежных стран. / Под ред. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А. – М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1998. – Ч. 2. – с. 34.

[11] Р. Бэррес. Документы Американской Революции. – Тверь-Москва "Альба", 1994. – с. 43.

[12] США: конституция и права граждан. / Под ред. И.А. Геевского. – М.: Мысль, 1987. – с. 13-14.

[13] Савельев В.А. Капитолий. США: прошлое и настоящее. – М.: Мысль, 1989. – с.59.

[14] Савельев В.А. Капитолий. США: прошлое и настоящее. – М.: Мысль, 1989. – с.56.

[15] Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. – с. 8.

[16] Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. – с. 8.

[17] Гамильтон А. Федералист. – М.: Мысль, 1994. – с. 122.

[18] Савельев В.А. Капитолий. США: прошлое и настоящее. – М.: Мысль, 1989. – с.56.

[19] Графский В.Г. Всеобщая истории права и государства. – М.: НОРМА, 2002. – с. 440.

[20] Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. – с. 72.

[21] США: конституция и права граждан. / Под ред. И.А. Геевского. – М.: Мысль, 1987. – с. 10-12.

[22] Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 2002. – с. 275-281.

[23] Никифорова М.А. Гражданские права и свободы в США. – М.: Наука, 1991. – с. 3-6.

[24] Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост. В.И. Лафитский. – М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 40-42.

[25] Каленский В.Г. Билль о правах в конституционной истории США. – М.: Наука, 1983. – с. 40.

[26] Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США: Политико-правовой комментарий. – М.: Международные отношения, 1985. – с. 287-289.

[27] Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост. В.И. Лафитский. – М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 29-49.

[28]Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. – М.: Норма, 2005. – с. 441.

[29] Федералист. Политическое эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. - М.: Наука, 1993. - С. 324

[30] Левакин И.В., Болдырев И.А.. Философско-правовые и исторические основы разделения государственной власти. – Законодательство и экономика. – 2005. – № 1, январь. – с. 34-41.

[31] Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. – с. 73.

[32] Курицин В.М., Шалягин Д.Д., Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России. – М.: Академический проект, 2004. – с.63.

[33] Боботов С.В., Жигачев И.Ю. введение в правовую систему США. – М.: НОРМА, 1997. – с. 8-23.

[34] Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. – с. 74.

[35] Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост. В.И. Лафитский. – М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 39.

[36] Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост. В.И. Лафитский. – М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 45.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать