Соединитель
высокочастотный
XA
XP
XS
XT
XW
Y
Устройства механические с
электромагнитным приводом
Электромагнит
Тормоз с электромагнитным приводом
Муфта с электромагнитным
приводом
Электромагнитный патрон или плита
YA
YB
YC
YH
Z
Устройства оконечные,
ограничители
Ограничитель
Фильтр кварцевый
ZL
ZQ
Таблица 2.3. Буквенные коды для указания
функционального назначения элементов
Буквенный код
Функциональное назначения
A
Вспомогательный
B
Направление движения (вперед, назад, вверх, вниз, по часовой стрелке, против часовой стрелки)
C
Считающий
D
Дифференцирующий
F
Защитный
G
Испытательный
H
Сигнальный
I
Интегрирующий
K
Толкающий
M
Главный
N
Измерительный
P
Пропорциональный
Q
Состояние (старт, стоп, ограничение)
R
Возврат, сброс
S
Запоминание, запись
T
Синхронизация, задержка
V
Скорость (ускорение, торможение)
W
Сложение
X
Умножение
Y
Аналоговый
Z
Цифровой
2.7. ГОСТ 2.702 -75; 2.703 - 68; 2.704 – 76 Правила выполнения лектрических, кинематических, гидравлических и пневматических схем
2.7.1. ГОСТ 2.702 -75 Правила выполнения электрических схем Область применения: Настоящий стандарт устанавливает правила выполнения электрических схем изделий всех отраслей промышленности.
Основные положения: На структурной схеме изображают все основные функциональные части изделия (элементы, устройства и функциональные группы) и основные взаимосвязи между ними. Функциональные части на схеме изображают в виде прямоугольников или условных графических обозначений. Графическое построение схемы должно давать наиболее наглядное представлении о последовательности взаимодействия функциональных частей в изделии. На линии взаимосвязи рекомендуется стрелками обозначать направление хода процессов, происходящих в изделии. схеме должны быть указаны наименования каждой функциональной части изделия, если для ее обозначения использован прямоугольник.
На функциональной схеме изображают функциональные части изделия (элементы, устройства и функциональные группы), участвующие в процессе, иллюстрируемой схемой, и связи между этими частями. Графическое представление схемы должно давать наиболее наглядное представление о последовательности процессов, иллюстрируемых схемой. На схеме должны быть указаны: для каждой функциональной группы – ее наименование; для каждого устройства, изображаемого в виде прямоугольника, - его наименование, обозначение или тип; для каждого устройства, изображаемого в виде условного графического обозначения, - его обозначение или тип; для каждого элемента – позиционное обозначение, присвоенное ему на принципиальной схеме, или тип.
На принципиальной схеме изображаются все электрические элементы, не-обходимые для осуществления и контроля в изделии заданных электрических процессов, и все электрические связи между ними, а также электрические элементы (разъемы, зажимы и т.п.), которыми заканчиваются входные и выходные цепи. На схеме допускается изображать соединительные и монтажные элементы, устанавливаемые в изделии по конструктивным соображениям. Элементы на схеме изображают в виде условных графических обозначений.
2.7.2. ГОСТ 2.709 – 89 Обозначения условные проводов и контактных соединений электрических элементов, оборудования и участков цепей в электрических схемах.
2.7.2.1. Общие положения
Настоящий стандарт распространяется на электрические схемы изделий всех отраслей промышленности и строительства и устанавливает условные обозначения проводов и зажимов электрических элементов, устройств, оборудования, базовых электрических элементов (резисторов, предохранителей, реле, трансформаторов, вращающихся машин), управляющих устройств двигателей, питания, заземления, соединения с корпусом, участков цепей в электрических схемах.
Настоящий стандарт устанавливает способы, используемые для отличия зажимов, а также общие правила для их единообразного обозначения.
2.7.2.2. Способ обозначения
Для выбора способа обозначения зажимов важным критерием являйся их функция и расположение
Отличительными признаками способа обозначения являются:
- расположение зажимов по избранной системе;
- условный цвет по избранной системе
- условное графическое обозначение по ГОСТ 2.721;
- буквенно-цифровое обозначение.
Примечание: Указанные способы с точки зрения их использования
равноценны.
Допускается использовать графические обозначения по ГОСТ 2.721 взамен буквенно-цифровых.
Выбор способа обозначения зависит от вида устройства, расположения зажимов, а также сложности устройства или проводки.
Буквенно-цифровые обозначения используются для сложных устройств и проводок и являются удобными для передачи по телетайпу.
2.7.3. ГОСТ 2.703 -68 Правила выполнения кинематических схем
Область применения: Настоящий стандарт устанавливает правила выполнения кинематических схем изделий всех отраслей промышленности.
Основные положения: Кинематические схемы в зависимости от основного назначения подразделяют на следующие типы: принципиальные кинематические схемы; структурные кинематические схемы; функциональные кинематические схемы. На принципиальной схеме изделия должна быть представлена вся совокупность кинематических элементов и их соединений, предназначенных для осуществления, регулирования, управления и контроля заданных движений исполнительных органов; должны быть отражены кинематические связи (механические и немеханические), предусмотренные внутри исполнительных органов, между отдельными парами, цепями и
Изделия вычерчивают, как правило, в виде развертки. Взаимное расположение элементов на кинематической схеме должно соответствовать исходному, среднему или рабочему положению исполнительных органов изделия (механизма). Если элемент при работе изделия меняет свое положение, то на схеме допускается показывать его крайние положения тонкими штрихпунктирными линиями.
На кинематической схеме, не нарушая ясности схемы, допускается: переносить элементы вверх или вниз от их истинного положения, выносить их за контур изделия, не меняя положения; поворачивать элементы в положения, наиболее удобные для изображения. В этих случаях сопряженные звенья пары, вычерченные раздельно, соединяют штриховой линией.
2.7.4. ГОСТ 2.704 -76 Правила выполнения гидравлических и пневматических схем
Область применения: Настоящий стандарт устанавливает правила выполнения гидравлических и пневматических схем изделий всех отраслей промышленности.
Основные положения: Гидравлические и пневматические схемы в зависимости от их основного назначения разделяют на следующие типы: структурные, принципиальные, соединения. На структурной схеме изображают
все основные функциональные части изделия (элементы, устройства и группы) и основные взаимосвязи между ними. Функциональные части на схеме изображают сплошными основными линиями в виде прямоугольников или условных графических обозначений. Графическое построение схемы должно давать наиболее наглядное представление о последовательности взаимодействия функциональных частей в изделии. На схеме должны быть указаны наименования каждой функциональной части изделия, если для ее обозначения применен прямоугольник.
На принципиальной схеме изображают все гидравлические и пневматические элементы или устройства, необходимые для осуществления и контроля в изделии заданных гидравлических (пневматических) процессов, и все гидравлические (пневматические) связи между ними. Все элементы и устройства изображают на схемах, как правило, в исходном положении.
3. ЭЛЕКТРОПРИВОД КАНАТНОЙ ДОРОГИ МАЯТНИКОВОГО ТИПА
Маятниковая канатная дорога оборудуется двумя кабинами, совершающими встречные возвратно-поступательные перемещения с остановками крайних положениях на трассе для загрузки и выгрузки. Кабины перемещаются на роликах-подвесниках по несущим стальным канатам, которые крепятся в отдельных точках к удерживающим опорам, расположенным вдоль трассы дороги. Тяговое усилие создается приводной станцией и передается кабинам бесконечным тянущим канатом. Натяжение тянущих и тяговых канатов осуществляется натяжной станцией с помощью специальных грузов.
По характеру рабочих движений маятниковая канатная дорога вполне аналогична двухконцевой шахтной подъемной установке, но с существенно большей продолжительностью цикла, которая при протяженной многокилометровой трассе может значительно превышать 10 мин. При этом длительность переходных процессов пуска и торможения в общем времени цикла составляет незначительную долю. По назначению, конструкции и по характеру статиических нагрузок электропривода маятниковая канатная дорога имеет много общего с кольцевой канатной дорогой непрерывного действия.
Необходимость весьма плавного пуска и торможения электропривода, обусловленая значительной податливостью тянущих канатов и условиями транспортировки пассажиров в подвесных кабинах, а также требование точной остановки определили преимущественное применение для пассажирских канатных дорог маятникового типа системы Г-Д.
Двухкабинная пассажирская канатная дорога имеет следующие технические данные:
Протяженность, м………4860
Высота подъема, м………..1400
Грузоподъемность кабины, чел. ………………26
Максимальная скорость движения, м/с……….8
Мощность приводного двигателя, кВт………110
Генератор Г питающий якорную цепь двигателя Д, возбуждается от трехобмоточного управляемого возбудителя В. В схеме предусмотрены три отрицательные обратные связи: по скорости, которая электрически суммируется с задающим сигналом и обеспечивает стабилизацию скорости в условиях изменяющейся вдоль трассы движения статической нагрузки, зависящей от угла наклона опорных канатов; по напряжению возбуждения генератора, которая содержит составляющую гибкой отрицательной обратной связи по ЭДС генератора, благодаря чему оказывает демпфирующее влияние при упругих колебаниях тянущего каната; и, наконец, по току якоря с отсечкой.
Требуемый тип изменения скорости при разгоне и замедлении кабиныдостигается соответствующим изменением задающего напряжения, получаемого с контроллерного регулятора КР. Контроллерный регулятор имеет 80 ступеней, что обеспечивает возможность плавного изменения скорости. Процессом пуска управляет машинист путем вращения штурвала контроллерного регулятора с пульта управления станции. Процесс замедления происходит автоматически. Ось регулятора через так называемое ретордирующее устройство механически связана с осью отклоняющего шкива, угол поворота которого пропорционален пути кабины. При подходе кабины к станции один из дисков ретордирующего устройства своим профилированным выступом заставляет поворачиваться по требуемому закону ось КР, а вместе с ней и ползунок регулятора, ставя его в конце замедления в нулевое положение. После отработки пути торможения один из конечных выключателей КВВ или КВН, контролирующих положение кабины, отключает цепь контактора направления движения КВ или КН. При этом накладываются механические тормоза и кабина полностью останавливается. Обмотка возбуждения генератора отключается от возбудителя и подключается к якорю генератора для гошения остаточного поля.
Как установка предназначенная для транспортировки людей, канатная дорога предъявляет повышенные требования к надежности работы электрического и механического оборудования. На случай перерыва электроснабжения приводная станция оборудована резервным синхронным генератором мощностью 160 кВт, который приводится во вращение дизельным мотором. Исправное состояние электрического и механического оборудования контролируется в схеме следующими блокировками и защитами: от превышения скорости – центробежное реле РЦ; от обрыва канатов – контакты К1 и К2; от переезда допустимого пути на станциях – аварийные конечные выключатели КВА1 и КВА2; от перегрузки двигателя – реле РП, действующее на отключение через выдержку времени 20-30 с, которая обеспечивается реле времени РВ1 и РВ2; от максимального тока – реле РМ; от потери возбуждения двигателя – реле обрыва поля РОП. В приведенной несколько упрощенной схеме не показаны защитные блокировки, контролирующие исправность вспомогательных агрегатов, и система сигнализации. При действии любой из перечисленных защит вступают в действие пневматические тормоза: рабочий на валу двигателя и предохранительный на валу приводного шкива.
Для повышения безопасности работы канатной дороги ее остановка возможна и из кабины. При этом целью для сигналов управления служат канаты. Тянущий канат изолируется от земли, а несущий – заземляется. Для связи кабины со станцией имеется телефон, действующий также через канаты, и коротковолновая радиосвязь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа включает в себя основные виды работ, которые выполняют проектные организации на стадии эскизно-технического проектирования. Курсовая работа закрепляет теоретические знания студентов, полученные по соответствующему курсу, знакомит их с основными видами проектных работ, которые выполняются на практике и требованиями к выполнению проектной документации в соответствии с ЕСКД. В процессе выполнения данной курсовой работы студент усовершенствует свои навыки в пользовании научно технической литературой, стандартами и отраслевой нормативно-технической документацией.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Елисеев В.А., Шинянский А.В. Справочник по автоматизированному электроприводу: Учебник для вузов. - М.: Энергоатомиздат, 1983.
2. Ключев В.И., Терехов В.М. Электропривод и автоматизация общепромышленных механизмов: Учебник для вузов. - М.: Энергия, 1980.
3. Сборник ГОСТов системы ЕСКД.
4. Семенов А.А. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов «Электротехника, электромеханика, электротехнологии» дневного отделения.
5. Ходнев В.В. Комплектные управляющие устройства электропривода. – М.: Энергоатомиздат, 1986.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12