Конструирование и использование показателей в исследовании систем управления

Вторые отражают появление новых свойств, рост характеристик, увели­чение масштабов, новые варианты использования ресурсов, все, что характе­ризует появление нового качества.

Показатели предмета управления включают показатели цели, ресурсов и условий их использования.

Действительно, реальное управление — это осознание и формулирование цели, распределение и использование ресурсов, которые выступают средствами ее достижения и, наконец, учет конкретных условий, которые и ограничивают возможности использования ресурсов, и в то же время имеют благоприятные факторы, которые надо увидеть, учесть, использовать для достижения цели.

Предмет управления отражает множество показателей: экономические, материально-технические, информационные, социологические, организаци­онные. Это показатели, выделяемые по составу ресурсов, основным характе­ристикам цели и условиям ее достижения.

В исследовании используются различные показатели по конструкции. Это показатели простые и сложные. Простым показателем является, напри­мер, количество работников в отделе, сложным (их иногда называют синте­тическими, расчетными) является показатель производительности труда, эф­фективности, средней величины затрат времени и пр. Качество сложного по­казателя зависит от его конструкции и методики расчета. Конечно, именно такие показатели являются основой современного управления, ибо они полнее отражают те функции, которые присущи показателям.

Показатели могут быть количественными и качественными. Это разделе­ние их носит в определенной степени условный характер. Качество может быть оценено и отражено и в количественных параметрах и единицах. Это разделение отражает лишь возможности точного измерения, наличие объек­тивной шкалы оценки. Если персонал можно выразить в совершенно точных количественных измерениях, то, например, социально-психологическую ат­мосферу коллектива можно отразить лишь в показателях "хорошая" или "плохая", или в сочетании этих субъективных и неопределенных оценок. Может быть, эту классификацию лучше представить как группу показателей приблизительных и грубых оценок и показателей точных количественных оценок. В практике исследования необходимы и те, и другие.

Показатели в их функции средства воздействия имеют определенный ор­ганизационный статус. Можно по этому их признаку выделить показатели регламентного типа, нормативного, инструктивно-информационного. Каждая из этих групп сопровождается комплексом определенных требований, кото­рые и определяют организационный статус показателя. Регламентныеобязательны для выполнения (продолжительность рабочего дня или недели, сроки выполнения плана, количество работников и пр.); нормативные ре­гулируют деятельность по средним величинам или пределам отклонений (нор­мативная величина текучести персонала, средняя зарплата, ориентировочные сроки выполнения работы и пр.); инструктивно-информационные дают возможность полнее учитывать конкретные условия работы, позитивный опыт.

Комплекс, разнообразие, сочетание и методологическая основа по­казателей — все это важные факторы успеха в исследовании уп­равления. Показатели отражают уровень развития исследователь­ской работы, возможности анализа и прогнозирования. Система по­казателей формируется сознательно и включает не только сущест­вующие, но специально разработанные и сконструированные пока­затели. Управление обогащается новыми показателями и это поз­воляет глубже осваивать и понимать тенденции его развития. В результате измерение качественных признаков представляет собой достаточно трудную задачу. Между тем, управление большинством реальных систем зачастую требует точного измерения именно качественных, трудноформализуемых показателей.

В любом измерении присутствует три составляющие: непосредственно объект измерения, измерительный прибор или стандарт измерения и наблюдатель, то есть человек, который фиксирует значение измеряемой величины. Наблюдателем может быть и тот, кто осуществляет сведение данных статистической отчетности и ее обработку.

Наблюдатель неизбежно присутствует в процессе измерения. Поскольку особенности человеческого восприятия, его органов чувств, другие субъективные факторы вносят свои погрешности в процесс измерения, не учитывать которые нельзя.

На первом этапе составляется анкета и подбирается выборка экспертов. В качестве экспертов привлекаются наиболее авторитетные и квалифицированные специалисты, имеющие большой опыт работы в данной области.

На втором этапе отобранные эксперт заполняют анкеты, причем при этом выполняются требования анонимности и изолированности. Эксперты не общаются друг с другом, чтобы избежать возможных искажений.

На третьем этапе производится обработка заполненных анкет и проверка согласованности ответов. Если ответы согласованы, то выдается конечный результат. В том случае, если оценки несогласованы, производится уточнение вопросов анкеты, экспертов знакомят с ответами других экспертов. Затем производится повторный опрос и его результаты вновь проверяют на согласованность. Такая процедура повторяется до тех пор, пока не будет достигнута согласованность ответов.

Проверка согласованности ответов может проводиться с помощью графиков.

Точность измерения.

Измерение - это сопоставление определенному свойству объекта некоторого числа, характеризующего это свойство. Результат измерения, то есть число, может использоваться для анализа состояния объекта, прогнозирования дальнейшего развития ситуации и, в конечном итоге, для принятия решения.

Таким образом, от того, насколько некоторое число, называемое результатом измерения соответствует действительному положению дел зависят не только текущие выводы о состоянии объекта, но и последствия принятых решений, будущее развитие событий. Поэтому ясно, почему во всех случаях огромное внимание уделяется точности измерений.

Любое измерение производится в конкретных условиях, которые не остаются постоянными, а изменяются. Меняться может состояние самого измеряемого объекта, внешние условия, стандарт измерения, состояние измерительного прибора, и даже состояние наблюдателя. Совершенно очевидно, что все эти изменения непременно скажутся на результатах измерения, поэтому при проведении серии измерений одного и того же объекта мы получим различные значения измеряемой величины.

Таким образом, абсолютно точных измерений не бывает, в измерениях всегда присутствует некоторая погрешность.

Погрешность измерения - это отклонение измеренного значения некоторой величины от ее истинного значения.

Важной особенностью погрешностей является тот факт, что выявить погрешности можно только при нескольких измерениях. В случае одного единственного измерения мы не можем говорить о возможной величине погрешности. Оценить точность измерения в случае единственного измерения нельзя. В таких же науках как экономика и социология, зачастую просто невозможно повторить измерение, вследствие чего оценивать точность измерений в этих областях обычными методами затруднительно. Однако оценивать точность измерения необходимо всегда, поскольку без такой оценки наши знания будут неполными.

Погрешность измерения можно вычислить следующим образом:

Согласно общепринятой классификации, все погрешности разделяются на систематические и случайные, а также промахи. Систематические погрешности остаются неизменными или меняются по некоторому определенному закону при каждом повторном измерении. Примером систематической погрешности может быть использование линейки с неточно нанесенными метками, при измерении которой будет всегда получаться некоторое постоянное отклонение от истинного значения длины. Примером систематической погрешности в экономических измерениях может быть неверная методика подсчета какого-либо показателя, например, величины национального дохода, когда в этот показатель включаются элементы, на самом деле в него не входящие. В результате каждое новое определение национального дохода будет на некоторую известную величину отличаться от истинного значения.

Если известно значение систематической погрешности или закон ее изменения, достаточно просто исключить влияние этой погрешности на результат измерения. Второй вид погрешностей, случайные погрешности, обладают всеми свойствами случайных величин. Значения такой погрешности изменяется случайным образом, предсказать ее появление невозможно.

Случайные погрешности могут быть вызваны неверным совмещением штрихов на шкалах измерительных приборов, резким и неучтенным изменением внешних условий, психологическими факторами. В большинстве случаев можно считать, что случайные погрешности компенсируют друг друга при достаточном числе измерений, поэтому от них можно избавиться.

Разновидностью случайных погрешностей является промах или грубая ошибка. Промахи по своим значениям значительно превышают погрешности, которые могут появляться в ходе данного измерения и, как правило, допускаются наблюдателем. Промахом может быть, например, неверная запись результатов измерений. Устраняются промахи с помощью специальных методов обработки результатов измерений. Наиболее простым методом избавления от промахов является отбрасывание самого большого и самого маленького значения измеряемой величины.

Даже в такой, казалось бы, точной науке как физика очень хорошим считается измерение с погрешностью меньше 10%, допустимым с точностью 10 - 20%. Нередко используются данные и еще более приблизительных измерений. Поэтому и в других областях человеческой деятельности при измерении следует считать допустимым точность измерений в 10 - 20%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключении, мне хотелось бы сказать об особенностях процесса измерения показателей, которые прямым образом влияют на их применение в сфере управления. Можно выделить следующие наиболее существенные особенности измерения в управлении организацией:

1. Большое количество качественной информации, существенной для принимаемого решения. В большинстве случаев, на практике, для принятия оптимального управленческого решения недостаточно только количественных показателей, требуется анализ и учет качественной, неопределенной информации. Оценка такой информации представляет собой сложную и нестандартную задачу. Однако игнорирование качественных показателей в процессе разработки и принятия управленческого решения значительно повышает его риск.

2. Ограниченное время при разработке и принятии управленческого решения. Принятие любого решения происходит в условиях ограниченного времени. Любое оптимальное решение обеспечивает полезный эффект для организации только в том случае, если оно принято вовремя. Это связано с постоянным изменением как внешней, так и внутренней среды организации. Особенно актуальна проблема ограниченного времени для выработки решения на современном этапе. В результате, управленческое решение необходимо принимать в кратчайшие сроки. Следовательно и измерение в управлении должно осуществляться максимально оперативно.

Исходя из этих особенностей, можно сформулировать следующее определение: Измерение в управлении организацией это сбор и анализ количественных и качественных показателей, направленный на оперативное получение информации, необходимой для разработки и принятия управленческого решения с минимальным возможным риском.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


1.                 Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Учебное пособие, изд. 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

2.                 Мухин В.И. Исследование систем управления. Учебник. – М.: Экзамен, 2002.

3.                 Чудновская С. Н. Исследование систем управления. УМК – Тюмень, 2003.

4.                 Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1981. - М.: "Наука", 1981.

5.                 Исследование систем управления. Учебное пособие.- Тюмень, 2000.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать