Хазаны и шамесы избирались общиной, испытывались в знании законов и, утверждались в должности советом общины в который входили как правило либо самые старейшие и уважаемые общинники, либо коганим.[23]
Совет общины
Совет общины – орган управления состоящий как правило из наиболее уважаемых общинников, Габая, коганим, и шамеса. Ранее раввин принимал главенствующую роль в совете, но постепенно раввин начинает отвечать в основном за духовную жизнь, а административное, финансовое и прочее «мирское» руководство, кроме судебного, переходит в веденье габаев. Но, тем не менее, слово раввина до сих пор является главным.
Бейт дин
Бейт дин это раввинский суд состоящий, как правило, из трех раввинов. Занимается Бейт дин уголовными и прочими спорами, опираясь на талмуд, галаху и законы ТОРЫ.
Заседает бейт дин в синагоге, или если нет таковой в кенасах. Кенаса от еврейского Кнессет – собрание, применяется в основном для обозначения караимских домов моления. Еврейская синагога это более широкое понятие так как синагога - это, Бейт кнесет на иврите, более широкое понятие.
Синагога
"И они выстроят Мне святилище, чтобы Я мог обитать среди них[24]" Синагога - это любое помещение, предназначенное для Общественной молитвы, что всегда было и остается ее главным назначением. Однако во всем Талмуде только один раз (Гитан, 396) синагога названа бейт тфила - "домом молитвы". С глубокой древности и по сей день она, как правило, называется бейт-кнесет, что буквально означает "дом собрания". "Синагога" и есть греческий перевод этого словосочетания. Само название подчеркивает, что функции синагоги гораздо шире функции помещения для общественной молитвы.
В начале остановимся на роли синагоги как центра религиозного образования (главным образом, взрослых). Недаром название бейт-мидраш ("дом учения") стало почти синонимом названия бент-кнесет. Синагога и бейт-мидраш могут находиться в одном помещении или в разных, соединенных коридором. Нам заповедано учить Тору всю жизнь,
эта заповедь важней нашей обязанности молиться. Поэтому многие отрывки из Танаха, Мишны, Талмуда входяI в состав молитв. Кроме того, существует обычаи, восходящий к февним временам, по субботам и праздникам выступать в синагоге с лекциями на темы недельной главы Торы или по тем или иным галахнческим проблемам. Такую беседу (драшу) проводит один из наиболее знающих членов общины или специально приглашенный раввин. Кроме того, по субботам, после утренней или дневной молитвы, в синагогах собираются обычно группы для изучения Торы.
Часто, как и в далеком прошлом, при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было четыреста восемьдесят синагог и при каждой две школы - начальная (бейт-сефер) и средняя (бейт-талмуд). В бейт-сефер преподавали Писание, а в бейт-талмуд – Мишну.
По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. Практически в любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, труды Рамбама, полный Шулхан арух, сотни, а иногда и тысячи других книг. Любой член общины вправе пользоваться этими книгами. Обычно их разрешается брать на дом, нужно только предупредить об этом синагогального служку.
Синагога, в соответствии со своим названием, является местом проведения встреч, различных торжеств, как всей общины, так и отдельных ее членов: в синагоге нередко проводят бар-мицву, обрезание, выкуп первенца и прочее.
Когда-то в синагоге заседал бейт-дин - местный раввинский суд. Правление синагоги располагало фондами для помощи нуждающимся, предоставляло ссуды, устраивало на ночлег приезжих.
Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни. Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет ее микдаш меат - "малое святилнще"
Святость синагоги определяется ее назначением: это помещение, где евреи собираются для молитв, изучения Торы и решения вопросов управления общиной. Синагога служит общине, она всего лишь "инструмент" еврейской веры.
Синагоги абсолютно автономны. Любая группа евреев, желающих иметь свой дом молитвы, может организовать синагогу. Каждая синагога независима и управляется избираемыми руководителями (правлением). В свободных странах существуют» как правило, национальные ассоциации, объединяющие большинство синагог, но и они организованы на добровольных началах и не могут влиять на те или иные решения местных общин.
Постановления раввинов общин по всем гилахическим проблемам считаются обязательными для членов этих общин. Стиль же некоторых обрядов диктуется исключительно желанием большинства членов общины. Таким образом, в синагогах, формально принадлежащих к одному объединению. порядок молитв может в определенных деталях отличаться.
Приходить в синагогу надо в скромной одежде. Принято занимать в синагоге одно и то же постоянное место.
Обычно в синагогах собираются на общественную молитву два раза в день - утром и вечером как правило, в будни "Мннху" молятся незадолго до "Маарива", ближе к вечеру. В субботу и праздники "Мннху" могут молиться значительно раньше, днем. Поэтому новичку следует ознакомиться с распорядком служб в местной синагоге.
Многие столетия рассеяния привели к небольшим отклонениям в порядке молитв, а также к некоторым различиям в обычаях разных общин. Однако в целом порядок службы, основанный на Устном Учении, один и тот же. Тот факт, что религиозные обряды евреев практически одинаковы в весьма отдаленных друг от друга странах, изумляет всех, кто с ним сталкивается. В частности, различия в порядке молитв весьма незначительны и заметны лишь тем, кто хорошо знает службу. Эти различия не противоречат Галахе н придают своеобразный колорит еврейским общинам разных стран.
На протяжении последних столетий в еврейском народе исторически сложились две социально-культурные общности - ашкеназская и сефардская, - различия между которыми касаются также порядка молитв, устройства синагоги и т.п. Ашкеназское еврейство, к которому принадлежит сегодня большинство евреев мира, сформировалось в середине века в Северной Франции и Германии, распространившись оттуда в большинство стран Центральной, Восточной и Западной Европы, а также в страны Северной и Южной Америки, Южную Африку н Австралию. Сефардский социально-культурный комплекс сложился в Испании и Португалии, а также в Италии, Турции, на Балканах и в странах Северной Африки. В широком смысле понятие "Сефардское еврейство" включает в себя все неашкеназскне общины, в том числе и те, которые не имеют прямого отношения к собственно сефардам. Между отдельными сефардскнмн общинами имеются определенные различия в порядке молитв. Различия есть и в порядке синагогальной службы двух основных групп ашкеназов - хасидов и нехасидов, Причем хасидский вариант (мусах) молитвы много заимствовал из сефардской традиции и даже называется "Нусах Сфарад", г.е. "Испанский вариант" Близок к нему и "Нусах Гаарп", принятый у любавичских хасидов.
ОБОРУДОВАНИЕ СИНАГОГИ
Любая синагога, маленькая или большая, скромная или роскошно украшенная, должна быть соответствующим образом оснащена. К обязательному оборудованию синагоги относятся:
• арон кодеш - шкаф или ниша, где хранятся свитки Торы. Обычно арон кодеш помещают у стены, обращенной в сторону Эрец-Исраэль (в Израиле - в сторону Иерусалима); он прикрыт занавесом, называемым паро-хет;
• нер-тамид - вечный огонь, лампа, которую помещаю г иытс и немного впереди арон кодеш. Она должна постоянно гореть, символизируя заповедь: «возжигать вечный огонь перед скрижалями[25]»;
• бима - возвышение, по традиции расползающееся перед арон кодеш. На биме стоит стол, на который кладу г свиток Торы во время чтения недельных глав;
• в ашкеиазских синагогах между, бимой и арон кодеш ставят специальный пюпитр - амуд, около которого ведет молитву хазан.
Разрешает также украшать синагогу в соответствии со вкусами и возможностями общины: витражами, фресками, резьбой по дереву и г.и. Ограничения касаются лишь изображений людей.
Отделение для женщин (эзрат-нашнм) устраивали в синагогах еще в глубокой древности. Было оно и в Иерусалимском Храме. Иногда для женщин отводится балкон, иногда - боковой или задний придел.
Таким образом можно сделать следующие выводы:
1. Еврейская община имеет свою древнюю структуру которая осталась неизменной практически до наших дней;
2. Кроме того раввин является хозяином синагоги и всего ее имущества. Так к примеру известны случаи когда в трудное время раввин мог отдавать синагогу и ее имущество в залог на некоторое время с правом выкупа в дальнейшем.
3. Количество раввинов на общину не ограничено.
4. Еврейская община, как правило, имеет свое культовое сооружение, синагогу, а по отсутствию таковой, свои обряды евреи справляют в караимских кенассах. К примеру, если община слишком маленькая или слишком бедная чтобы содержать свою синагогу.
5. Из персонала синагоги образовывались органы управления общиной.
6. Евреи во многом пользуются религиозными постановлениями, что видно из того как евреи оформляют свои синагоги опираясь на Тору.
7. Женщины в общине ранее не занимали высокого положения и даже молились отдельно, но это не говорит о том, что положение женщины было низким. Скорее всего, для женщин отводилась роль хозяйки дома.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Евпатория один из самых древний городов в Крыму и в нем издавна сложился один из старейших центров иудаизма. Но к сожалению в истории города слишком много белых пятен. И история евреев как раз мало описана, да и вообще вся история еврейской общины средневекового Гезлева собой представляет довольно скудные сведения.
Большинство материала относится к более позднему периоду 18 – 19 века. Интересующий нас период в жизни иудеев города освещен довольно таки скудно.
Еврейская община, кагал, имеет свою древнюю структуру, которая осталась неизменной практически до наших дней.
Кагал, в древности так называлась еврейская община, в широком смысле слова кагал – руководство общины, в более употребительном – форма ее самоуправления.
Кроме того, раввин является хозяином синагоги и всего ее имущества. Так, к примеру, известны случаи, когда в трудное время раввин мог отдавать синагогу и ее имущество в залог на некоторое время с правом выкупа в дальнейшем.
Количество раввинов на общину не ограничено.
Еврейская община, как правило, имеет свое культовое сооружение, синагогу, а по отсутствию таковой, свои обряды евреи справляют в караимских кенассах. К примеру, если община слишком маленькая или слишком бедная чтобы содержать свою синагогу.
Из персонала синагоги образовывались органы управления общиной.
Евреи во многом пользуются религиозными постановлениями, что видно из того как евреи оформляют свои синагоги опираясь на Тору.
Женщины в общине ранее не занимали высокого положения и даже молились отдельно, но это не говорит о том , что положение женщины было низким. Скорее всего, для женщин отводилась роль хозяйки дома.
Из персонала синагоги образовывались органы управления общиной.
1. Ачкинази И.В. Об иудейских памятниках конца IX – начала X вв.из Крыма //Тезисы докладов международной конференции «Византия и народы Причерноморья и средиземноморья в раннее средневековье».-Симферополь, 1994.- 264.С.
2. Вайсенберг С.А. Фамилии караимов и крымчаков // Еврейская старина. - 1913.-Выпуск 3. – 582.С.
3. Герцен А.Г., Храпунов И.Н. Основные проблемы этнической истории Крыма // МАИЭТ. - Симферополь: Таврия, 1993. – Выпуск З. - С. 211-222.
4. Донин X. Быть евреем. - Иерусалим: Шамир, 1991. – 358. С.
5. Драчук В.С. Кара Я. Б. Челышев Ю. В. Керкинитида – Гезлев Евпатория.– Симферополь.: Таврия, 1977–125. С.
6. Дубнов С. Историческая тайна Крыма // Еврейская старина. - 1914.- Вып. 1. - 36.С.
7. Жданов Ю. Керкенитида – Гезлев – Евпатория – город 25 веков // Семь чудес света плюс.- 2003.-№7-8.- 68 С..
8. Кене Б. Музей покойного князя В.В. Кочубея и исследования об истории и нумизматике греческих поселений в России.-СПб.: Типография Германа, 1856.- 216.С.
9. Кондераки В. Универсальное описание Крыма. Гезлев или Евпатория .-С.Пб.: Типография Веллига,1873 .- 381.С.
10. Крым. Путеводитель. Под ред. К. Ю. Бумберга. – Симферополь.: Типография Таврического губернского земства, 1914 – С. 688
11. Найман А. К берегам Тавриды: страницы истории// Крымские известия.- 2004.- № 16.- 6.С.
12. Обуховская Л. Помоги и останься в вечности. Взгляд в исторю // Крымская правда.-2002.-22июня.- 8.С.
13. Оверман Э., Макленнан Р., Золотарев М. К изучению иудейских древностей Херсонеса Таврического //Археология. -1997. - № 1. –83. С.
14. Пол Джонсон История евреев.-К.:Альтернатива, 2002.- 683.С.
15. Пьянков В. Г., Гемилан В.А. Вся Евпатория.: Адрес –календарь – справочник. - Евпатория.: городская типография, 1913.- 97. С.
16. Соломоник Э. Евреи в Крыму. – Симферополь.: Таврия, 1991.-148.С.
17. Соломоник Э.И Древнейшие еврейские поселения и общины в Крыму // Евреи Крыма. Очерки истории. - Симферополь, Иерусалим: Мосты, 1997. – 93. С.
18. Тора, Шмот.-Иерусалим.: Шамир,1993.-380.С.
19. Тунман Крымское ханство.- Симферополь.:Таврия,1991.- 97.С.
20. Фарфель И. Г. Древняя еврейская синагога, найденная в городе Феодосии. –Феодосия Типография Центральной Станции Гидро – Метеорологической Службы, 1917. -144 с.
21. Флавий И. Иудейские древности. - М .:АСТ ЛАДОМИР, 2003.- 749.С.
[1] Флавий И. Иудейские древности. - М .:АСТ ЛАДОМИР, 2003.- С. 253.
[2] Кондераки В. Универсальное описание Крыма. Гезлев или Евпатория .-С.Пб.: Типография Веллига,1873 .-С.21.
.[3]Соломоник Э. Евреи в Крыму. – Симферополь.: Таврия, 1991.-148.С.
[4] Найман А. К берегам Тавриды: страницы истории// Крымские известия.- 2004.- № 16.-С.3.
[5] Жданов Ю. Керкенитида – Гезлев – Евпатолрия – город 25 веков // Семь чудес света плюс.- 2003.-№7-8.-С.42- 43.
[6] Кене Б. Музей покойного князя В.В. Кочубея и исследования об истории и нумизматике греческих поселений в России.-СПб.: Типография Германа, 1856.-С.54.
[7] Тунман Крымское ханство.- Симферополь.:Таврия,1991.-С.27
[8] Пьянков В. Г., Гемилан В.А. Вся Евпатория: Адрес –календарь – справочник. - Евпатория.: городская типография, 1913.- С. 46.
[9] Обуховская Л. Помоги и останься в вечности. Взгляд в исторю // Крымская правда.-2002.-22июня.- С.4.
[10] Найман А. К берегам Тавриды: страницы истории// Крымские известия.- 2004.- № 16.-С.3.
[11] Там же.
[12] Кене Б. Музей покойного князя В.В. Кочубея и исследования об истории и нумизматике греческих поселений в России.-СПб.: Типолграфия Германа, 1856.-С.54.
[13]Драчук В.С. Кара Я. Б. Челышев Ю. В. Керкинитида – Гезлев – Евпатория. –Симферополь.:Таврия, 1977– С. 34
[14] Жданов Ю. Керкенитида – Гезлев – Евпатолрия – город 25 веков // Семь чудес света плюс.- 2003.-№7-8.-С.42- 43.
[15] Драчук В.С. Кара Я. Б. Челышев Ю. В. Керкинитида – Гезлев Евпатория.– Симферополь.: Таврия, 1977.– С. 45
[16] Пол Джонсон История евреев.-К.:Альтернатива, 2002.-С.199.
[17] Жданов Ю. Керкенитида – Гезлев – Евпатолрия – город 25 веков // Семь чудес света плюс.- 2003.-№7-8.-С.43- 45.
[18] Тунман Крымское ханство.- Симферополь.:Таврия,1991.-С.27
[19] Обуховская Л. Помоги и останься в вечности. Взгляд в исторю // Крымская правда.-2002.-22июня.- С.4.
[20] Возгрин В. Е. Исторические судьбы крымских татар.-М Мысль,1992.- С.137.
[21] Кондераки В. Универсальное описание Крыма. Гезлев или Евпатория .-С.Пб.: Типография Веллига,1873 .-С.21.
[22]Быть еврем стр43
[23] Донин X. Быть евреем. – Иерусалим .: Шамир, 1991. –С. 46.
[24] ТОРА Шмот, 25: 8 Иерусалим.: Шамир,1993.- С.108.
[25] Тора, Шмот, 27:20-21 Иерусалим.: Шамир,1993.- С.147