Инновирование организационных структур местного сообщества, формирование потенциала развития, - во многом миссия малого предпринимательства, муниципального менеджмента, без помощи которых традиционные институты управления с этой задачей не справляются и не справятся.
Формирование современной инновационной культуры у школьников – одно из главных условий подготовки управленца-менеджера нового типа, а следовательно, укрепления российской государственности и повышения качества жизни людей.
Муниципальная политика поддержки и развития инновационной культуры является главной проблемой обновления местных сообществ.
3. М.КРОЗЬЕ О ПОНИМАНИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.
3.1 ПРИНЦИПЫ ПРОСТОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ, АВТОНОМИИ, УПРАВЛЕНИИ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ.
В современной организационной культуре рационализация и расчет теряют свое определяющее значение и на первый план выступает задача мобилизации личностных, духовных ресурсов, в частности, связанных со способностью к инновационным процессам, а, следовательно, и способностью к инновациям выдвигается на первое место по отношению к способности рационализации. Приоритеты количества уступают приоритетам качества товаров, услуг, отношения к клиентам.
Инновационные изменения в области организации и управления должны базироваться на основных принципах: простота, автономия, управление через культуру. По мнению французского социолога М. Крозье, содержание этих принципов состоит в следующем.
Принцип простоты организаций – лучший ответ на сложность человеческих отношений. Он предполагает сокращения ступенек иерархической лестницы, промежуточных структур и элементов власти и может реализоваться только при наличии достаточно развитых человеческих духовных сил и способностей.
Принцип автономии означает, что если в организации следует опираться на способность личности, то член организации должен иметь свободу действия и быть ответственным. Организационные отношения с клиентом становятся центральным звеном в деятельности организации, успех зависит от того, в какой мере принципиальное решение учитывает интересы клиента. В условиях свободы действий и ответственности члена организации создается возможность возрождения ремесла как индивидуального мастерства (в отличие от стандартизированных операций, существующих при рационалистическом подходе к организации).
Принцип управления через культуру предполагает переход от сложных сочетаний горизонтальных и вертикальных структур к простым организациям, состоящим из автономных самоуправляющихся общностей.
3.2 СПОСОБНОСТЬ К ИННОВАЦИИ.
Все организационные системы обладают значительной инертностью, так как новшество обычно вызывают смещение равновесия в них и приводят к непредвиденным последствиям. Возникает феномен сопротивления инновациям, для преодоления которого необходимы специальные методы активизации инновационных процессов, т.е. управление инновациями (не только содержательное, но и организационное). Поэтому поводу М.Крозье отмечает: «Способность современных организаций к инновациям зависит, прежде всего, от наличия таких правил игры, которые вознаграждают кооперативную, конструктивную и новаторскую деятельность, вместо того чтобы стремиться к сохранению равновесия, гармонии и консервации существующих отношений. Никакая формальная демократия и никакие правовые обязанности не помогут создать климат, благоприятствующий инновации, если не осуществляются глубокие изменения в правилах политической игры в рамках данного организационного целого».
Атмосфера подъема организации способствует успешному проведению необходимых изменений. Секрет успешной мотивации кроется в знании потребностей людей и помощи в том, чтобы они могли добиться осуществление желаемого при этом люди должны обладать определенными качествами.
Позитивное восприятие – способность положительно относиться к людям и к ситуациям.
Служение корпоративным интересам – готовность подчиняться играть в команды и следовать за лидером.
Потенциал роста – стремление к личному росту и самосовершенствованию; способность продолжать «расти» по мере усложнения задач.
Последовательность – стремление последовательно доводить дело до конца.
Преданность – готовность принять потребности команды и организации как собственную потребность.
Гибкость в целом – способность находить выход из положения.
Порядочность – надежность и сильный характер; постоянство в словах и поступках.
Широта кругозора – способность видеть всю организацию и ее потребности.
Дисциплинированность – готовность выполнять установленные нормы отношений независимо от собственного настроения.
Признательность – благодарное отношение, которое становится образом жизни.
4. ПРИОРИТЕТ НОВОГО КАЧЕСТВА ТОВАРОВ, УСЛУГ, ОТНОШЕНИЙ С КЛИЕНТОМ.
В экономике шансы на существование имеют только те предпринимательские структуры, которые находят потребителя для предлагаемых ими товаров (изделий, услуг) и по цене, компенсирующей затраты.
Ни одно из предприятий не может быть абсолютно уверенно в своем будущем. Положение на рынке никогда не бывает статичным. Это объясняется тем, что:
- на рынке появляются конкурирующие изделия, характеристика которых в большей степени отвечает запросам потенциальных потребителей;
- на рынке появляются конкурирующие изделия, которые имеют сходные характеристики, но предлагаются по более низким ценам;
- изменяются вкусы и запросы прежних потребителей, которые начинают искать изделия, обладающие другими характеристиками, или же вообще полностью теряют интерес к продукции данного предприятия.
Поэтому ключевой задачей предпринимательства (организации) и вцелом предпринимательства является надлежащее реагирование на перемены, происходящие вокруг.
Предприятиям и предпринимательству, целым территориям необходимо адекватно реагировать на перемены, происходящие в качестве жизни населения и вносить своевременно необходимые изменения в метод хозяйствования.
Изменения нужны для повышения качества жизни каждого человека и населения в целом. Нужны и изменения в организации социального и экономического развития территорий. Для этого необходимы изменения в компетентности муниципальных менеджеров. Они относятся к сфере их концептуально-стратегического мышления, которое начинается с развития способности генерировать новые идеи.
5. ПРИЗНАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ. СПОСОБНОСТЬ УЧИТЬСЯ.
В работе по внедрению инноваций крайне необходимо знать всю систему человеческих ценностей и те сферы, в которых они смогут быть реализованы.
Изменения в организации можно осуществлять различными способами. Наиболее распространенными из них являются привлечение специалистов к обучению.
Способ привлечения специалистов предусматривает, что организация в условиях необходимости перемен может воспользоваться услугой внешнего специалиста (консультанта). Он проводит анализ сложившегося положения в организации и разрабатывает предложения по изменениям. Затем предложения специалиста оцениваются и внедряются.
Изменения на основе обучения предусматривают, что в организации введение любых новшеств может вызвать сопротивление со стороны людей. Поэтому изменения должны осуществляться в тесной связи с их обучением.
Способ инновационного обучения при проведении изменений является наиболее эффективным. Этот способ, положенный в основу реализации всех инновационных изменений, в том числе и инкорпоративного управления, получил название «инновационное обучение» (ИОС).
ИОС имеет дело не только с процессом обогащения отдельных лиц новыми знаниями, но и с такой сознательно сформированной системой, которая облегчает всему населению муниципального образования путь к приобретению знаний и стимулирует указанный процесс. Между индивидами, а также между группами индивидов должно быть взаимодействие, результатом которого является не только передача информации о фактическом состоянии дел, но и осуществление изменений в отношениях сотрудничающих друг с другом.
6. ПРОСТОТА, АВТОНОМНОСТЬ, УПРАВЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ
КУЛЬТУРУ.
Понимание необходимости управления инновациями предполагает не только осознание этого феномена руководителем, но и формирование коллективного видения будущего состояния организации. Данный процесс начинается с личности – с ощущения беспокойства после окончания предыдущего этапа перемен и ожидания новых начинаний. Руководитель должен иметь представление об уровне неудовлетворенности существующей ситуацией в коллективе и организации в целом, выяснить желанность перемен и при их осуществлении обеспечить минимум риска и разрушений.
В развитии инновационной управленческой деятельности важно представлять систему, обеспечивающую генерацию идей в организации.
Генерация идей и их последующая технологизация зависят от существующего стиля управления, с помощью которого руководитель добивается достижения определенных результатов.
Отрицательный стиль руководства порождает неблагоприятный морально-психологический климат, который создавая состояние напряжения и конфликтности, мешает восприятию новой культуры, инновационного мышления и поведения, разрушает эффект совместной деятельности, снижает удовлетворенность работой и состояние сплоченности. Благоприятный для восприятия инноваций морально-психологический климат во многом зависит от состояния корпоративной культуры, прежде всего организационной и управленческой. Становлением такой культуры можно и нужно управлять.
Управление культурой связано:
- с изменениями культуры – развитием отношений, убеждений и ценностей, которые согласуются с назначением, стратегиями, окружающей средой и технологиями организации. Цель – достичь значительных изменений в морально-психологическом климате, стиле руководства и поведении внутри организации, что может положительно отразиться на достижении результатов в инновационной деятельности организации;
- привитием культуры, нацеленной на сохранение и преемственность того ценного и полезного, что есть в ныне существующей культуре;
- восприимчивостью перемен, касающихся того, чтобы предоставить культуре возможность успешно адаптироваться к изменениям в организации, системах, процедурах и методах работы и быть принятой в этих условиях;
- достижением согласия, которое касается единства членов организации в понимании ее миссии, стратегии и ценностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Научные исследования свидетельствуют, что намеченные в Концепции инновационной политики Российской Федерации инновационные меры осуществляются далеко не полно, а это сдерживает выход из чрезмерно затянувшегося кризиса и переход к оживлению экономики на основе повышения конкурентоспособности отечественной продукции, укрепления ее позиций на внутреннем рынке и внешнем. Не происходит пока и крупномасштабного освоения высокотехнологичной наукоемкой продукции с использованием потенциала конверсии и технологий двойного назначения.
Задачи и приоритеты государственной инновационной политики должны найти отражение и конкретизацию в федеральных стратегических документах, создающих механизм реализации концепции социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу.
Необходимо определять задачи и механизмы инновационной политики на региональном и местном уровнях в стратегических документах и инновационных программах, утверждаемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации, отражающей специфику регионов и приоритеты федеральной инновационной политики.
Работа в области инновационной политики государства не только в технологической, но и в социально-политической, управленческой, экономической областях только начинается.
Список используемой литературы.
1. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.,1996.
2. Маренков Н.Л. Инноватика: Учебн. Пособие: -М.: Ком.Книга, 2005. – 304с.
3. Плотинский Ю.М. Модель социальных процессов. – М.: Логос, 2001. – 235 с.
4. Социальная инноватика в управлении: муниципал. финанс. – производ. группы: учебн. пособие для вузов / В.Н. Иванов, С.Б. Мельников (и др.); под общ. Ред. В.Н. Иванова, С.Б. Мельникова: Академия наук социал. технологий и местн. самоуправл. – 4 изд., перераб. и доп. – М.: Муниципальный мир, 2006. 260 с.
Страницы: 1, 2