Культурно-познавательный туризм на примере Астраханской области
РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА
Факультет инновационного менеджмента
Московского филиала
по дисциплине «Программный туризм»
на тему:
Культурно-познавательный туризм на примере Астраханской области
Выполнила
студентка 6-ого курса
заочного отделения
Одлина А.В.
к.п.н. Жилкова Ю.В.
Москва
2008
Содержание
Введение ………………………………………………………………………. .2
Глава 1 Культурно-познавательный потенциал…………………… ……..…3
1.1 Общее представление о культурно-познавательном потенциале ……….3
1.2 Культурно-познавательный потенциал Астраханской области……........ 6
1.3 Рекреационные характеристики Астраханской области…………...……..11
Глава 2 Разработка и анализ туров по Астрахани ………………………..... 16
2.1 Виды и анализ туров Астраханской области………… ………………... .16
2.2 Изучение комбинированной программы тура «Астраханское САФАРИ – 2» (6 дней-5ночей)…...……………………………………………………… …19
Заключение ………………………………………………………………….... 22
Список используемой литературы ……………………………………...…..…24
Приложения
Введение
Астрахань
- древний гостеприимный город, известен как крупный промышленный город не
только в России, но и в Европе.
Положение на стыке Востока и Запада определило направление
исторического и культурного развития города и области в целом.
Несмотря на многовековую историю, Астрахань сохранила свою неповторимость. Астрахань - это и река Волга, являющаяся символом России, её крупнейшим транспортным коридором, культурным центром, объединяющей представителей разных народов и культур.
Данная курсовая работа выполнялся по теме "Культурно-познавательный туризм на примере города Астрахани и её окрестностей " Работа дает целостную картину о историко-культурном потенциале города Астрахани; об архитектуре города и области в целом; о его природно-рекреационных ресурсах. Данные исследования могут использоваться в туризме в целях разработки новых туристских маршрутов в Астрахани.
Актуальность исследования: Астрахань один из городов юга России, здесь очень распространено рыболовство и судоходные экскурсии по волге. Интересное культурное наследие (музеи, Кремль) Таким образом, работа актуальна в рамках Культурно-познавательного туризма.
Объект исследования: культурно-познавательный туризм как один из видов туризма.
Предмет исследования: Историко-культурный потенциал и природно-рекреационные ресурсы Астраханской области для развития культурно-познавательного туризма.
Цель исследования: Изучение историко-культурного потенциала, туристскую освоенность, развитие туризма и умение правильного использования их в туристской деятельности для разработки туров для различных категорий туристов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историко-культурный потенциал Астрахани и области.
2. Изучить данный вид экскурсионного туризма.
1. Культурно-познавательный потенциал.
1.1. Общие представления о культурно-познавательном туризме.
Туризм – временные выезды (иными словами - путешествия) граждан страны, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в познавательных, оздоровительных, спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Под понятием культурного туризма понимается потребность духовного освоения и духовного присвоения культуры мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание разных культур в различных местах, где лично увиденное становится достоянием, принадлежностью мысли и чувств туриста, изменяя горизонты его восприятия.
На сегодняшний день существует множество видов туризма. Это семейный, познавательный, спортивный, деловой, etc.; так как понятие культурного туризма не сводится только к познанию других стран, её обычаев и традиций, но культурный туризм это ещё обмен опытом, навыками.
Так как туризм способствует развитию путешествий, благодаря которым люди (туристы) имеют возможность посетить другие страны, то, задача культурного туризма состоит в том, чтобы повысить культурный уровень людей во время путешествия, удовлетворить их культурные потребности.
Объектами туристского интереса могут являться древние города, музеи, памятники созданные человеком и природные, достопримечательности, городские ландшафты, этнические и фольклорные памятники и т. д.
Рынок познавательного туризма также достаточно широк. Он в меньшей степени зависит от возрастной принадлежности туристов, в большей от круга его интересов. Интересовать человека может многое, в особенности что-то непривычное и необычное; поэтому при изучении рынка и разработки тура, при рекламе, особое внимание нужно уделять освещению именно этих сторон туристского маршрута.
Существуют две разновидности познавательных туров:
Стационарные туры – с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре;
Маршрутные туры – посещение нескольких городов и центров достопримечательностей, выстроенное в виде маршрута путешествия.
При организации маршрутных туров разрабатывается специальный график посещения запланированных пунктов. На город или туристский центр выделяется от 1 до 3 дней в зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры. Кроме того, познавательные туры имеют массу тематических разновидностей: исторические экскурсии, театральные, фольклорные, этнографические, литературные, природоведческие, etc.
Основную роль в таких программах играют экскурсионно-познавательные и культурные (театры, концерты) мероприятия, направленные на удовлетворение любопытства туристов.
Если организуется исторический тур, то богатая экскурсионная программа призвана осветить историческое развитие местности на примерах достопримечательных объектов. Культурные мероприятия – посещение массовых мероприятий, таких, как театры, концерты, и т.п. В программу включено посещение музеев быта, декоративно-прикладного искусства, исторических, краеведческих музеев и т. д.
Программа тура строится в зависимости от тематики тура.
Досуг на таких турах культурно-познавательного характера: творческие встречи, видеопрограммы о месте отдыха, различные национальные праздники. Спортивные и курортные программы, как правило, не планируются.
Размещение туристов в стационарных турах может быть самым разнообразным – в гостиницах от 1 до 5 звёзд. Основное требование – местонахождение гостиницы в черте города, желательно ближе к его историческому центру. На маршрутных турах туристов размещают, как правило, в гостиницах туристского класса (в разных странах - от 2 до 4 звезд).
На познавательных турах с туристами работают опытные гиды-экскурсоводы. На отдельных тематических экскурсиях – экскурсоводы-искусствоведы. Важно при работе с иностранными туристами предоставлять им экскурсии на родном (в ином случае, на английском) языке. Это является сегодня правилом хорошего тона и негласным правилом хорошего обслуживания. Считается, что перевод искажает восприятие темы и ухудшает качество экскурсии.
В программе туров необходимо выделять свободное время для самостоятельного осмотра города и знакомства с его магазинами. В городах, на посещение которых выделяется всего 1 день, такое время может быть не предусмотрено. Хотя это зависит от построения программы, нагрузки и обилия достопримечательных объектов.
На основании материалов о культурном и познавательном туризме можно сделать вывод, что такое культурно-познавательный туризм. Это туристские посещения памятников истории и культуры, туристских территорий и объектов культурного наследия.
1.2. Культурно-познавательный потенциал Астраханской области.
Положение на стыке Востока и Запада определило направление исторического и культурного развития края. Нижняя Волга и Северный Прикаспий - уникальный по своей истории регион: здесь находились различные цивилизации, рождались новые города, среди которых столицы некогда могущественных держав - Итиль, центр Хазарского царства в IX веке, и Сарай-Бату - столица монгольского государства Золотая Орда. В 1242 году внук Чингиз-хана - Бату-хан, оценив местоположение Нижнего Поволжья, делает его центром своего государства. После присоединения в 1556 году Астраханского ханства к России город был перенесен с правого берега Волги на левый, где в 1558 году была заложена русская сторожевая крепость - Кремль.
Перенесённый на новое место в 1558 г. вокруг крепости, г. Астрахань стал надежным военно-политическим форпостом на юге России, перевалочной базой её продвижения на Кавказ и азиатский Прикаспий, центром активных торговых и межгосударственных связей. В дальнейшем, - при Петре I и Екатерине II – была создана губерния, включавшая южные российские земли от Северного Кавказа до Самары и Казани.
С присоединением Астраханского края Россия открыла для себя выход к Каспийскому морю для торговли с восточными странами. Начиная с XVII века, Астрахань завоевывает мировую славу известного поставщика ценнейших рыбных товаров - черной икры и рыбы осетровых пород: севрюги, осетра, белуги, стерляди.
С 1717 года Астрахань приобретает статус губернского города. Пётр I, побывав в Астрахани в 1722 году, создаёт здесь военный флот, верфи и порт для успешного развития Великого Волжского торгового пути. Это в значительной степени повлияло на дальнейшее развитие города, ставшего одним из главных морских портов и центром судостроения на юге России.
Административный термин “Астраханская область” впервые возник в 1785 г, когда она (5 мая старого стиля) была выделена наряду с Кавказской областью в составе “Кавказского наместничества”. Однако более длительный период просуществовала “Астраханская губерния” - с 1717 по 1785 гг. и затем с 1802 по 1928 гг.
Затем, Астраханский округ входил последовательно в 30-40-х гг. в Нижневолжский, затем в Сталинградский край.
Указом Президиума Верховного Совета СССР № 803/1 от 27 декабря 1943 г. была вновь восстановлена Астраханская область как самостоятельная административно-территориальная единица в составе РСФСР. По Конституции России 1993 г. Астраханская область приобрела полноправный статус как “субъект Российской Федерации”.