Лизинг, факторинг, форфетирование

Все операции факторингового отдела учитываются на отдельном активно-пассивном счёте «Расчёты банка по факториговым операциям». В аналитическом учёте ведутся отдельные счета в разрезе поставщиков. Результаты деятельности факторингового отдела включаются в общий баланс банка. Факторинговый отдел можно условно назвать «банк внутри банка».

В факторинговых операциях участвуют три стороны:

- фактор-посредник, в роли которого выступает банк в лице своего факторингового подразделения;

- поставщик;

- покупатель.

Факторинг - это рискованная, но высокорентабельная банковская операция, при которой процесс расчётов интегрируется с процессом кредитования в форме адекватной рыночной экономики. Благодаря факторингу создаются условия, при которых банк систематически наблюдает за финансовым состоянием поставщиков и платёжеспособностью их покупателей. По составу оказываемых услуг факторинг может быть конвенционным или конфиденциальным. Первый представляет собой систему финансового обслуживания клиентов, включающую бухгалтерский учёт, расчёты с поставщиками и покупателями, страхование, кредитование, представительство и т.д. За клиентом сохраняется только производственная функция. Предприятия при этой форме факторинга могут отказаться от сохранения собственного штата служащих, выполняющих функции, которые принимает на себя банк - организатор факторинга. Это способствует сокращению издержек по производству и реализации продукции при сохранении полной коммерческой самостоятельности. Факторинговое обслуживание подобного рода сочетается с «дисконтированием фактур». Дисконтирование заключается в том, что банк как факторинг покупает у своего клиента право на получение денег от покупателей, при этом немедленно зачисляет ему на счёт около 80% стоимости отгрузки, а остальную сумму - в обусловленный срок, независимо от поступления денег от дебитора. Это является, по существу, кредитом под товары отгруженные, за который клиент платит обусловленный процент.

Конфиденциальный факторинг предусматривает ограниченный перечень услуг, в состав которых входят:

- приобретение у предприятий-поставщиков права на получение платежа по товарным операциям от определённого покупателя или группы покупателей;

- покупка у поставщиков дебиторской задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным, но не оплаченным в срок (просроченная дебиторская задолженность);

-   приобретение векселей у своих клиентов.

Таким образом, суть конфиденциальных факторинговых операций заключается в том, что банк (отдел факторинга) за счёт своих средств гарантирует поставщику оплату выставляемых им на определённых плательщиков платёжных требований-поручений немедленно в день предъявления их на инкассо. В свою очередь, поставщик передаёт факторинговому отделу банка право последующего получения причитающихся ему платежей от этих покупателей. Досрочная (до получения платежа, непосредственно от покупателя) оплата платёжных требований-поручений поставщика фактически означает предоставление ему факторинговым отделом банка кредита, который ликвидирует риск несвоевременного поступления поставщику платежа и исключает зависимость его финансового положения от платёжеспособности покупателя. В результате, получив незамедлительно денежные средства на свой счёт, клиент факторинга имеет возможность, в свою очередь, без задержки рассчитываться со своими поставщиками, что способствует ускорению расчётов и сокращению неплатежей.

Факторинговые услуги оплачиваются по установленным в соглашении сторон ставкам, которые по своему экономическому содержанию являются процентом за кредит и комиссионными за посреднические операции. Плата за факторинговые услуги отличается большой дифференциацией в различных регионах России.

Факторинг может быть открытым и закрытым. Открытый факторинг - это форма факторинговой услуги, при которой плательщик уведомлён о том, что поставщик переуступает право получения денег факторинговому отделу банка, который указывается в расчётных документах как получатель денег от покупателя. Закрытый факторинг - своё название получил в связи с тем, что служит скрытым источником средств для кредитования продаж поставщиков товаров, так как никто из контрагентов клиента не осведомлён о переуступке счетов-фактур факторинговому отделу банка. В данном случае плательщик ведёт расчёты с самим поставщиком, который после получения платежа должен перечислить полученные деньги факторинговому отделу банка. Взаимоотношения факторингового отдела и поставщика по осуществлению операций регулируются договором. В договоре предусматриваются условия совершения кредитно-расчётных операций; реквизиты платёжных требований; доля сумм платежа отделом от суммы по операциям факторинга; размер компенсационного вознаграждения; условия расторжения факторингового договора и другие условия по усмотрению сторон. В нём также оговаривается ответственность сторон в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения взятых на себя обязательств.

Учитывая высокую степень риска факторинговых операций, отдел принимает решение о заключении договора на обслуживание после изучения финансового состояния возможного клиента и его перспектив. В частности, рассматриваются следующие вопросы:

-   обеспеченность собственными оборотными средствами;

- производит ли поставщик продукцию, пользующуюся спросом, предоставляет ли он услуги высокого качества, выполняет ли работу на высоком уровне;

-    каковы темпы роста производства и устойчивы ли их перспективы;

-    насколько квалифицирован управленческий персонал фирмы;

-    налажен ли внутренний контроль;

-    насколько чётко определены условия торговли с контрагентами;

- платёжеспособность потенциальных должников. Если все участники факторинговой операции (поставщик, покупатель, банк) являются юридическими лицами России, то такой факторинг называется внутренним. Если одна из сторон представляет собой юридическое лицо другой страны, то факторинг носит название внешнего.

III. ФОРФЕТИРОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ, МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ


Операцией, сходной с факторингом, является форфейтинг (от франц. а forfait – целиком, общей суммой) - форма банковского кредита продавцам, применяемая чаще всего во внешнеторговых операциях и предусматривающая приобретение права требования по оплате поставок товаров и оказанию услуг, принятия риска исполнения этих требований и их инкассирование. Банк (форфейтор) выкупает у экспортёра (продавца) денежное обязательство импортёра (покупателя) об оплате купленного товара сразу же после его поставки и сам производит полную или частичную оплату стоимости товара экспортёру. В последующем денежные средства банку-форфейтору в оплату товара перечисляет импортёр, покупатель. За досрочную оплату банк-форфейтор взимает с экспортёра проценты. Форфейтинг, в отличие от факторинга, является однократной операцией, связанной с получением денежных средств путём перепродажи приобретённых прав на товары и услуги.

Возникновение операции форфетирования относится к периоду существенных изменений в структуре и конъюнктуре международной торговли в конце 50-х - начале 60-х годов 20 века, когда условия реализации продукции постепенно из рынка продавца превратились в рынок покупателя. Это время характеризуется постепенной отменой торговых ограничений, возникших в период политики "холодной войны" в начале 50-х годов. Возобновление активных торговых взаимоотношений западноевропейских государств с социалистическими странами, повышение значения их торговли с развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки поставили перед западноевропейскими экспортёрами ряд дополнительных финансовых проблем. Кроме того, активизация действий западноевропейских стран на новых рынках сбыта пришлась на период роста производственных инвестиций фирм-экспортёров, что в значительной мере ограничило собственные возможности экспортёров по предоставлению покупателям среднесрочных и долгосрочных коммерческих кредитов. Дело в том, что структура финансовых операций на традиционных денежных рынках не отвечала их возросшим потребностям в заёмных средствах и условиям привлечения последних. В результате в начале 60-х годов и возник феномен "форфейтингого кредитования" как один из путей удовлетворения возросших

потребностей в предоставлении международного кредита.
Первоначально центр подобного рынка сформировался в Швейцарии, где исторически зарождалась многие новые формы банковского кредитования международной торговли, а первым из крупных западных банков включился в форфетирование швейцарский финансовый колосс "Креди Сюисс". Характерные черты форфетирования представляется возможным сформулировать следующим образом: взаимосвязь с реальными торговыми операциями; форфетируемая задолженность оформляется средне- или долгосрочным платёжными обязательствами, например, простыми векселями; кредитование осуществляется на дисконтной основе, т.е. путём учёта упомянутых платёжных обязательств; процентная ставка по предоставляемым кредитам является фиксированной; кредитование осуществляется преимущественно на долгосрочной основе (как правило, на срок от одного до пяти лет); чаще всего форфетирование связано с продажами машин, оборудования и других товаров инвестиционного назначения.

К числу общих вопросов, решаемых при форфетировании, относятся:   

а) порядок погашения кредита. Покупатель товара, получивший долгосрочный кредит на оплату поставленных товаров, как правило, стремится равномерно распределить его погашение в течение всего срока кредита, добиваясь тем самым рассредоточения во времени числящейся у него на балансе задолженности. В результате этого происходит сокращение среднего срока кредита в целом и некоторое снижение тех рисков, с которыми сопряжено его предоставление для кредитора. Погашение возникающей задолженности несколькими равными платежами принято считать наиболее приемлемой формой погашения. В тех случаях, когда задолженность оформлена простыми векселями, погашение задолженности достигается путём выписки партии векселей с разными сроками платежа, как правило, распределёнными через шестимесячные интервалы. В результате форфетируемый "портфель" платёжных обязательств может, например, включать 10 простых векселей, выписанных на равные суммы, причём срок платежа по первому из них наступит через шесть месяцев после даты отгрузки товаров, а по последнему - через пять лет от той же даты;

б) учёт векселей. Векселя должны быть индоссированы (т.е. иметь передаточную надпись) поставщиком товара в пользу банка-форфейтора, который затем вычитает стоимость предоставляемого финансирования за весь период действия кредита из совокупного номинала выписанных векселей, а разницу выплачивает поставщику немедленно. С точки зрения поставщика товара сделка полностью завершена, поскольку ему оплачена вся стоимость поставленных им товаров. Таким образом, он освобождён от каких бы то ни было обязательств в отношении остающейся непогашенной задолженности покупателя, так как в передаточную надпись (индоссамент) включена оговорка "без оборота на меня" ("без права обратного требования"). Банк-форфейтор же сохраняет учтённые им обязательства в своём "портфеле" и может предъявить их к оплате по очереди, т.е. по мере наступления соответствующих сроков платежей, либо может привлечь ограниченное число институциональных или частных инвесторов к участию (на аналогичных условиях) в более крупных сделках

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, подводя итоги выполненной аналитической работы, можно отметить, что сегодня, в условиях развития товарного и становлении финансового рынка резко меняется структура банковской системы: появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентов; идёт поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической реформы в России.

По своей сути кредит выступает как временной заимствование вещи или денежных средств. При его помощи приобретаются товарно-материальные ценности, различного рода машины, механизмы, покупаются населением товары с рассрочкой платежа. Объектом приобретения за счёт кредита выступают разнообразные ценности (вещи, товары).

Особой, специфической формой кредитных отношений на современном этапе финансово-экономического взаимодействия являются такие явления, как лизинг, факторинг, форфетирование (форфейтинг).

Лизинг– это долгосрочная аренда на срок от полугода до нескольких лет машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором; осуществляется на основе долгосрочного договора между лизинговой компанией, приобретающей оборудование за свой счёт и сдающей его в аренду на несколько лет, и фирмой-арендатором, которая постепенно вносит арендную плату за использование лизингового имущества.

Суть факторинга состоит в том, что фактор-фирма, имеющая статус кредитного учреждения, приобретает у клиента право на взыскание долгов и частично оплачивает своим клиентам требования к их должникам, то есть возвращает долги в размере, как правило, то 70 до 90 %  долга, до наступления срока их оплаты должником. Остальная часть долга за вычетом процентов возвращается клиентам после погашения должником всего долга.

 Форфетирование (форфейтинг) – форма кредитования продавцов товаров, применяемая чаще всего во внешнеторговых операциях. Суть её состоит в том, что банк (форфейтор) выкупает у экспортёра (продавца) денежное обязательство импортёра (покупателя) об оплате купленного товара сразу же после его поставки и сам производит полную или частичную оплату стоимости товара экспортёру. Впоследствии денежные средства банку-форфейтору в оплату товара перечисляет импортёр, покупатель.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс: учебное пособие / под ред. О.И.Лаврушина. М: КНОРУС, 2007.

2. Букато В.И., Лапидус М.X. Финансово-кредитный механизм и банковские операции. М.: Финансы, 2001.

3.Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / под ред. Е.С.Стояновой. М: Перспектива, 2007.

4. Банковское дело / под ред. В.И.Колесникова и Л.П.Кроливецкой. М:    Финансы и статистика, 2000.

5. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / под ред. Е.В. Рыбалкина. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

6. Кибатова Е.В. Лизинг: понятие, правовое регулирование, международная унификация. М: Наука, 1999.

7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Учебный экономический словарь. М: Рольф, 2000.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать