Маржинальный анализ прибыли и рентабельности

18450*0,51*(5-2,8)+18450*0,49*(3,1-1,85)-20080= 11921 тыс.руб.;

П2=сумма/УРПобщф*Удiф(Цiп-ьiп)/-Ап=

18450*0,68*(5-2,8)+18450*0,32*(3,1-1,85)-20080= 14901 тыс.руб.;

П3=сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiп)/-Ап=

18450*0,68*(6-2,8)+18450*0,32*(3,7-1,85)-20080= 30989 тыс.руб.;

П4=сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiф)/-Ап=

18450*0,68*(6-3,2)+18450*0,32*(3,7-2,00)-20080= 25085 тыс.руб.;

Пф=сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiф)/-Аф=

18450*0,68*(6-3,2)+18450*0,32*(3,7-2,00)-26568= 18597тыс.руб.;

Побщ=Пф-Пп=

18597-15477= +3120 тыс.руб.

В том числе изменения произошли за счет следующих факторов:

1)    Пурп=П1-Пп=11921-15477= -3556 тыс.руб.

2)    Пстр=П2-П1=14901-11921= 2980 тыс.руб.

3)    Пц=П3-П2=30989-14901= 16088 тыс.руб.

4)    Пь=П4=П3=25085-30989= _5904 тыс.руб.

5)    ПА=Пф-П4=18597-25085= -6488 тыс.руб.

Итого:                                         + 3120 тыс.руб.


Если бы сравнить результаты факторного анализа прибыли, сделанные обычным способом и маржинальным методом, то они будут значительно отличаться друг от друга. По методике маржинального анализа прибыль более существенно зависит от объема и структуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость продукции. Из-за уменьшения общего объема производства и реализации продукции больше приходится постоянных затрат на единицу продукции.

Таким образом, методика маржинального анализа  позволяет исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.


МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ


Методика анализа рентабельности, применяемая  на многих российский предприятиях, также не учитывает взаимосвязи «затраты-объем-прибыль». По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. В действительности,  и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.

На основе данных вышеприведенной таблицы № 2 проведем факторный анализ одного вида продукции(например изделие Б), для чего будет использована следующая факторная модель:

                                    Пi = УРПi(Цi-ьi)-Аi

                             Рi=

                                       Зi=УРПiii


 Рп=            Пп =УРПп(Цп-ьп)-Ап   =

                    Зп  =УРПп*ьп+Ап

10045(3,1-1,85)-7534 =   5022

10045*1,85+7534            26117                   *100 = 19,2%


Р1=            П1  =УРПф(Цп-ьп)-Ап   =

                    З1  =УРПф*ьп+Ап

5904(3,1-1,85)-7534 =   -154

5904*1,85+7534             18456                   *100 = - 0,8%


Р2=            П2  =УРПф(Цф-ьп)-Ап   =

                    З2  =УРПф*ьп+Ап

5904(3,7-1,85)-7534 =   3388

5904*1,85+7534             18456                   *100 = 18,4%


Р3=            П3  =УРПф(Цф-ьф)-Ап   =

                    З3  =УРПф*ьф+Ап

5904(3,7-2,0)-7534 =   2503

5904*2,0+7534         19342                   *100 = 12,9%


Рф=            Пф  =УРПф(Цф-ьф)-Аф   =

                    Зф  =УРПф*ьф+Аф

5904(3,7-2,0)-6494 =   3542

5904*2,0+6494             18302                 *100 = 19,4%

Робщ.=19,4%-19,2% = 0,2%

Приведенные данные показывают, что уровень рентабельности в целом повысился на 0,2%. В том числе за счет следующих изменений:

1)    объема реализованной продукции Рурп= (-0,8)-19,2= -20%

2)    цены реализации Рц=18,4- (-0,8)= 19,2%

3)    удельных переменных затрат Рь=12,9-18,4= -5,5%

4)    суммы постоянных затрат РА=19,4-12,9= 6,5%


По данной методике объем продаж влияет на рентабельность, то есть за счет уменьшения объема производства и реализации продукции рентабельность изделия Б снизилась на 20%. Этот метод более достоверен, так как он учитывает взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли.

         Для анализа рентабельности продукции в целом по предприятию используется следующая факторная модель:

Р    =  П  =  (УРПобщ*Удiii)-А)

          З       сумма (УРПобщ*Удi*ьi)+А


На основании данных таблицы № 2 и факторного анализа прибыли рассчитаем влияние факторов на изменение уровня рентабельности продукции:


Рп= Пп = сумма/УРПобщп*Удiп(Цiп-ьiп)/-Ап

        Зп      сумма (УРПобщп*Удiп*ьiп)+Ап

15477      *100=22,8%

67937


Р1= П1 = сумма/(УРПобщф*Удiп(Цiп-ьiп)/-Ап

        З1      сумма (УРПобщф*Удiп*ьiп)+Ап

11921     *100=18,9%

63047


Р2= П2 = сумма/УРПобщф*Удiф(Цiп-ьiп)/-Ап

        З2      сумма (УРПобщф*Удiф*ьiп)+Ап

14901    *100=22,5%

66131

Р3= П3 = сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiп)/-Ап

        З3      сумма (УРПобщф*Удiф*ьiп)+Ап

30989    *100=46,9%

66131

Р4= П4 = сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiф)/-Ап

        З4      сумма (УРПобщф*Удiф*ьiф)+Ап

25085    *100=34,8%

72035


Рф= Пф = сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiф)/-Аф

        Зф      сумма (УРПобщф*Удiф*ьiф)+Аф

18597    *100=23,7%

78532

Робщ= 23,7%-22,8%=0,9%

Изменение уровня рентабельности произошло за счет:

1)    объема продаж Рурп=Р1-Рп=18,0-22,8= -3,9%

2)    структуры продаж Руд=Р2-Р1=22,5-18,9= 3,6%

3)    цен Рц=Р3-Р2=46,9-22,5= 24,4%

4)    переменных затрат Рь=Р4-Р3=34,8-46,9= -12,1%

5)    постоянных затрат РА=Рф-Р4=23,7-34,8=-11,1%

Итого:                                                                   +0,9%


Данная методика учитывает влияние объема продаж на рентабельность. На данном предприятии объем реализации продукции упал на 10%, что привело к снижению рентабельности на 3,9%.

Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (оборота), для чего используется следующая модель:


Роб = П = сумма /УРПобщ*Удiii)/-А

           В    сумма (УРПобщ*Удi*Цi)


Анализ рентабельности операционного капитала производится по следующей модели:


Р = Прп = Прп +ПФР = сумма /УРПобщ*Удiii)-А

      КЛ       В/Коб            (сумма УРПобщ*Удi*Цi)/Коб,


Где КЛ – средняя сумма операционного капитала,

      Коб – коэффициент оборачиваемости капитала.

Преимущество рассмотренной методики анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие — более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.


БЕЗУБЫТОЧНЫЙ ОБЪЕМ ПРОДАЖ.

ЗОНА БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.


Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков, выручка покрывает только затраты. Безубыточный объем продаж можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции — это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия — основополагающие показатели при разработке бизнес-планов, обо- сновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Для определения их уровня можно использовать аналитический и графический способы.

Пример:

Производственная мощность предприятия                           1000 шт.

Цена изделия (Ц)                                                                20 тыс. руб.

Выручка (нетто) (В) .                                                  20 000 тыс. руб.

Постоянные затраты (А)                                                 4000 тыс. руб.

Переменные расходы на единицу продукции (ь)                   12 тыс. руб.

Переменные расходы на весь выпуск продукции (Зпер) 12 000 тыс. руб.

Прибыль от реализации продукции (П)                              4000 тыс. руб.

Маржа покрытия  (МД=В-Зпер)                                           8000 тыс.руб.

Доля маржи покрытия (Дмд=МД/В= 1-ь/Ц)                                  0,4

Ставка маржинального дохода (Смд=Ц-ь)                 8 тыс.руб.           


Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопаснопасности предприятия построим график (рис.1). По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали — себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать