В Российской Федерации работодатель в случае ликвидации организации, сокращения численности или штата, которое может привести к массовому увольнению работников, должен предоставить информацию по установленной форме в органы службы занятости не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а о каждом конкретном работнике - не позднее чем за два месяца (п. 2 ст. 25 Закона о занятости населения). На этом этапе органы службы занятости могут предоставить кандидатам на увольнение информацию о вакантных рабочих местах, ознакомить их с законодательством о занятости населения, организовать консультации по профориентации, переподготовке, переобучению, созданию собственного дела, оказать содействие в трудоустройстве, организовать консультации психолога.
Органы исполнительной власти, работодатели проводят по предложению профессиональных союзов, иных представительных органов работников взаимные консультации по проблемам занятости населения. По итогам консультаций могут приниматься программы, заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения, источники их финансирования. Обязательное заключение принятых в некоторых восточноевропейских странах, например в Польше, соглашений работодателей с профсоюзами по вопросам массовых увольнений работников не предусмотрено.
В период массовых увольнений возрастает роль координационных комитетов содействия занятости в городах, районах и субъектах Российской Федерации. Подлежат согласованию позиции работодателей, представителей работников, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при осуществлении деятельности по предупреждению и смягчению негативных последствий массовых увольнения работников. Так, в связи с ликвидацией в 2002 г. разреза «Черемховский» ОАО «Востсибуголь» по инициативе Иркутского областного координационного комитета содействия занятости было разработано соглашение между администрацией ОАО «Востсибуголь», Черемховским городским муниципальным образованием, Теркомом профсоюза угольщиков и Черемховским городским центром занятости населения о мероприятиях по содействию занятости и социальной поддержке увольняемых работников. В результате успешной реализации соглашения из 828 работников, состоящих в списке на увольнение, в качестве безработных были зарегистрированы 102 человека.
По сравнению с Положением об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения Закон о занятости населения в действующей редакции не предусматривает права органов исполнительной власти, органов местного самоуправления принимать решения по предложению профсоюзов о приостановлении массового увольнения или о поэтапном увольнении работников. Это расширяет предпринимательскую свободу и усиливает социальную ответственность работодателей за решение кадровых вопросов.
Значительный опыт высвобождения персонала в условиях реструктуризации накоплен в крупных российских корпорациях. Этот опыт обобщен аналитическим центром «Эксперт» и содержит немало положительного. Так, в компании «Илим Палп», чтобы предотвратить закрытие предприятий и увольнение 2 тыс. человек, нацелены на сопряженную с большими финансовыми затратами модернизацию не отвечающего экологическим стандартам производства.
Защите занятости и вместе с тем экономических интересов работодателей эффективно служит перепрофилирование отдельных производств, цехов, участков на выпуск продукции и товаров, оказание услуг с учетом конъюнктуры рынка.
Социальные партнеры вправе заключить или внести изменения и дополнения в коллективный договор, предусмотреть порядок профессиональной подготовки и переподготовки работников, повышенные по сравнению с законодательством размеры выходного пособия, первоочередное трудоустройство в организацию уволенных работников при появлении вакансий, право работников пользоваться детскими дошкольными учреждениями после увольнения и др.
Следует заметить, что в Западной Европе государство предоставляет финансовую помощь в сфере занятости как государственным, так и частным предприятиям. Это могут быть выравнивающие надбавки (при разнице в оплате труда на прежнем и новом рабочем месте), субсидии, компенсации при переобучении работников. Предусматриваются льготы в области налоговой и кредитной политики для работодателей, содействующих занятости, создающих или сохраняющих рабочие места.
Положение о порядке организации работы в условиях массового высвобождения работников сохраняет норму о том, что региональные органы государственной власти могут оказывать финансовую помощь предприятиям, планирующим массовое высвобождение, в виде гарантии займов, льготных кредитов, субсидий, отсрочек платежей по налогам. Сказано, что работодателям могут возмещаться расходы на проведение мероприятий по содействию занятости, а также выплата работникам некоторых видов компенсаций, предусматриваемых в коллективном договоре, за счет средств соответствующих бюджетов.
Профессиональное обучение в России незанятого населения, не зарегистрированного в качестве безработных, осуществляется за счет средств организаций. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников (п. 1 ст. 25 Закона о занятости населения). С 1 января 2005 г. утратил силу п. 3 ст. 26 данного Закона о том, что при необходимости органы службы занятости могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обучение граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости, а также на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобожденных из других организаций.
Подобно законодательству большинства стран, в России прямо не предусмотрено право работников на профессиональную подготовку, переобучение, повышение квалификации при коллективных увольнениях. Безработные граждане реализуют указанное право на условиях, установленных в ст. 9, 23 Закона о занятости населения. Для сравнения, в Болгарии работники, высвобождаемые в результате концентрации и специализации производства, модернизации и реконструкции производственных мощностей, внедрения прогрессивных методов организации производства, труда и управления, имеют право на профессиональное обучение, если им не может быть предоставлена другая работа по специальности. Переобучение производится соответствующими министерствами, ведомствами, общинами, работодателями.
В соответствии со ст. 53 ТК РФ представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. Целесообразность профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель, а ее формы, перечень необходимых профессий и специальностей устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов (ст. 196ТКРФ).
Работодатели с участием представительных органов работников разрабатывают ежегодные учебные планы или разделы социальных планов по вопросам переобучения и профессиональной подготовки высвобождаемых работников. Залогом эффективной деятельности организаций является опережающее обучение, постоянное повышение квалификации работников. В компании «Норильский никель», например, работники имеют возможность обучаться по 250 рабочим профессиям, по 30 направлениям проводится повышение квалификации. На базе центра подготовки персонала ежегодно проходят обучение, переподготовку и повышение квалификации 7,5 тыс. рабочих и 6 тыс. инженерно-технических работников, а с учетом непосредственно обучаемых на производстве - 26 тыс. человек.
Во многих соглашениях и колдоговорах в общей форме говорится о создании условий для профессиональной подготовки и переподготовки работающих. Встречаются в актах социального партнерства и недействительные условия. Так, дискриминирующий характер носит положение соглашения, заключенного в ЗАО «Илим Палп Энтерпрайз» с участием Иркутского областного комитета профсоюза работников лесной промышленности, о проведении обучения «членов профсоюзов», привлекая специалистов компании.
Одним из средств по обеспечению занятости увольняемых работников является вовлечение их в предпринимательскую деятельность. В Польше, например, лицам, уведомленным об увольнении в связи с ликвидацией организации, районными управлениями по труду могут быть предоставлены денежные единовременные выплаты для организации собственного дела. В Чехии стимулирование предпринимательства сняло проблемы трудоустройства среди интеллигенции и квалифицированных рабочих, обусловило успешное развитие в стране малого бизнеса. В России органы службы занятости оказывают финансовую помощь безработным гражданам для организации собственного дела и организуют их обучение основам предпринимательской деятельности.
Привлекает внимание программа развития малого бизнеса компании «СУАЛ». Она предусматривает создание предприятий сферы обслуживания (химчистки, парикмахерские, ремонтные предприятия), а также поддержку предпринимателей, которые начинают работать над развитием городской инфраструктуры. Для этого организуются конкурсы бизнес-проектов, лучшие из которых реализуются при поддержке компании. В нефтяной компании «ТНК-ВР» настроены менее оптимистично и считают, что в целом механизмы переобучения работают только в промышленных регионах. Нефтяник, как правило, не будет работать в сельском хозяйстве. Безуспешными оказались также усилия компании научить высвобождаемых работников методам создания и ведения малого бизнеса: «человека нельзя назначить предпринимателем».
Новым инструментом решения проблем занятости и иных социально-экономических проблем становится частно-государственное партнерство. Оно основано на соглашениях о партнерстве, заключаемых организациями с органами власти субъектов Российской Федерации, муниципалитетами. Посредством частно-государственного партнерства осуществляются программы и проекты в сфере образования, здравоохранения, дорожного хозяйства и т.д. Социальные проекты реализуются предпринимателями как в порядке благотворительности, так и на взаимовыгодной с партнерами основе. Например, муниципалитет обязуется принять на баланс ряд объектов организации, оформить акты БТИ и т.д.
В Социальной хартии российского бизнеса, одобренной на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей), подчеркнуто, что принятие социальных обязательств российским деловым сообществом и отдельными компаниями - не альтруизм и не выкуп «социальной лицензии» на коммерческую деятельность. Социальная ответственность бизнеса может и обязана быть полезной для долгосрочного успеха самих компаний в той же мере, что и для общества в целом.