Место туризма на мировой арене





Одной из наиболее значимых тенденций развития мирового туризма является резкое усиление конкуренции на рынке туристического предложения как следствие появления все большего числа растущих стран с амбициозными планами привлечения туристов, а также перенасыщения на рынке однотипного туристского предложения. В результате этого страны, стремящиеся сохранить, либо упрочить свои позиции на международном рынке, осуществляют планирование туризма на основе принципов устойчивого развития, предусматривают долгосрочные инвестиции в данную сферу и имеют четкие государственные стратегии развития туризма. Соответственно, повышается роль государственной политики развития туризма страны в целом, а также целевого продвижения отдельных туристских продуктов на отечественном и международном рынках (диаграмма 2)[7]

Основные составляющие стратегий, которые используются в мировой практике: детальный анализ собственных рынков с оценкой соотношения традиционных и перспективных направлений, учет общемировых тенденций и мультипликативного эффекта от развития туризма, проведение ежегодных международных кампаний под определенными запоминающимися девизами, а также широкое использование возможностей передовых информационных технологий как базовой платформы общения с потребителями туристских услуг.


Сфера туризма при успешном развитии может стать одним из ключевых элементов, позволяющих создать условия для достижения стратегических целей развития страны, а именно, повышения благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста, обеспечения занятости населения, повышения уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей, создания потенциала для будущего развития государства и укрепления международных позиций России. При условии проведения эффективной государственной политики туристская индустрия обеспечивает рост качества услуг, стимулирует развитие человеческого капитала, повышает качество жизни, создает и совершенствует инфраструктуру.

3. Экономическое воздействие туризма


Обмен услугами международного туризма между странами является частью международной торговли и оказывает значительное влияние на показатели экспорта и импорта страны. Доля поступлений от международного туризма составляет 9% всех поступлений мирового экспорта (диаграмма 3)[8]


Диаграмма 3. Место туризма в структуре

мирового экспорта в 1980-1991 гг.



Туризм охватывает множество секторов экономики, что усложняет оценку количества работающих в данной сфере. Однако, очевидно, что туризм оказывает большое воздействие на занятость в экономике. В некоторых (особенно небольших) странах до 50% трудоспособного населения прямо или косвенно вовлечено в сферу туризма. По данным Международного бюро труда,  примерно 100 млн. человек во всем мире заняты в туризме. Численность занятых в некоторых странах представлена на диаграмме 4[9].



Из диаграммы видно, что наибольшее число занятых в данной сфере в: Канаде (768 тыс. чел.), Германии (692,7 тыс. чел.) и Великобритании (603,7 тыс. чел.).

Таким образом, влияние туризма на развитие мировой экономики сложно переоценить и оно постоянно увеличивается. Однако в России экономическое воздействие туризма остается в целом незначительным. Проанализируем причины сложившегося положения.

3. Состояние и перспективы российского туристского рынка
в структуре мирового рынка


Несмотря на относительно стабильное развитие внутреннего отечественного туристского рынка в СССР, должного внимания раз­витию международного туризма не уделялось. Страна неэффективно использовала огромный ресурсный потенциал, что в значительной мере объясняется преобладанием в социально-эконо­ми­ческой полити­ке идеологических установок. В основном из СССР выезжали диплома­ты, граждане, уезжающие по частным приглашениям к родственникам и друзьям, оставшимся за рубежом по разным причинам, спортсмены, а также ограниченное число людей, выезжающих в составе туристских групп, как правило, в социалистические страны. В СССР прибывало так­же ограниченное число зарубежных гостей в составе организованных туристских групп. Капиталовложения в инфраструктуру международного туризма были низкими, хотя государство субсидировало развитие внут­рен­него туриз­ма как части всей социальной политики.

Самое большое число иностранцев, посетивших страну, было зафиксировано в 1989 году. Затем оно медленно пошло на спад из-за по­литической и экономической нестабильности. После распада СССР к обра­зования СНГ самый низкий уровень в регионе за весь период с начала перестройки был зафиксирован в 1992 году, около 3 млн. человек. Но постепенно число туристов начало расти.[10]

В целом туризм являлся одной из немногих сфер хозяйства, которая во многих российских регионах достаточно активно и устойчиво развивалась в 90-е годы - годы глубокого социально-экономического кризиса в стране. Получили значительное развитие различные виды туризма, международного выездного и въездного. Этому способствовали многие благоприятные факторы, в том числе высокая эффективность туризма, относительно небольшие сроки организации туристического бизнеса, небольшие объемы первоначальных вложений капитала и быстрая их окупаемость.

Вопросы международного сотрудничества в сфере туризма очерчены в главе VIII Закона РФ о туристской деятельности. В статье 18 записано, что правовую основу международного сотрудничества в сфере туризма составляют международные договоры РФ, заключаемые в соответствии с Федеральным законом   «О международных договорах РФ».

В статье 19 Закона о туристской деятельности говорится о воз­можности создания федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма представительств за пределами РФ. Цель созда­ния таких пред­ставительств - продвижение туристского про­дукта на мировом туристском рынке. Порядок создания, деятельности и ликвидации представи­тельств определяется Правительством РФ в соответствии с международ­ными договорами РФ.

Специалисты отмечают, что рост массовости и доступности между­народного туризма, взаимосвязь международного туристского обмена с экономико-социальными, интеграционными процессами в обществе обусло­вили появление в мире множества правительственных и неправительствен­ных организаций и агентств, связанных с развитием туристской индуст­рии в мировом сообществе. [11]

Таким образом, для России перспективы международного сот­рудничества в сфере туризма, можно сказать, безграничны. При этом та­кое сотруд­ничество наиболее эффективно может реализоваться в системе международных туристских организаций.

Но если туристский бизнес в целом демонстрирует высокие показатели профессионального и качественного роста, все более активное использование информационных технологий, то роль государ­ственных органов в регулировании туристской деятельности в России по-прежнему остается крайне неэффективной. Чаще всего она ограничива­ется лишь допуском на туристский рынок через механизм лицензирования и аккредитации, разработку законов и регламентирующих актов. Осуществляя координацию деятельности предприятий сфе­ры туризма путем подготовки и реализации общих и целевых программ раз­вития на федеральном и региональном уровне, органы законодательной и исполнительной власти не вникают порой в сущность проблем, реально вол­нующих предпринимателей, не используется дифференцированный подход к решению тех или иных вопросов развития туристской индустрии. Хотя во многих программах про­декларировано, что для развития туризма и эффек­тивного управления им на региональном уровне с учетом местного и меж­дународного опыта и научной методологии используется концепция «устой­чивого развития туризма».

Наглядный пример – особенности развития петербургской туристской индустрии, испытывающей немалые трудности в преодолении административных барьеров на пути своего развития и встраивания в мировой туристический рынок.

4. Проблемы развития петербургской индустрии туризма


Санкт-Петербург располагает действительно уни­кальными возможностями по удовлетворению культурных потребностей ту­ристов (посещение театров, музеев, кинотеатров, концертных залов, выс­тавок, картинных галерей, парков, аттракционов, природных и историче­ских заповедников, спортивных соревнований и других мероприятий). В последние годы появились широкие возможности по удовлетворению дело­вых и научных интересов туристов (участие в конгрессах, ассамблеях, различных конференциях, симпозиумах, совещаниях, ярмарках и выстав­ках).

Около половины иностранных туристов, приезжающих  в  Россию,  посещают именно Санкт-Петербург. Вокруг города располагается своеобразное  ожерелье, составленное  из парков Петродворца, Павловска, Пушкина, Ломоносова, Гатчины с красивейшими дворцами. Замечательные памятники  пейзажного и садово-паркового искусства стали теперь историко-художественными   музеями. Однодневные экскурсии по этим городам, предлагаемые  туристическими  фирмами,  являются одними из самых популярных в Санкт-Петербурге.

Культура Санкт-Петербурга, являясь «душой города», имеет исключительно большое значение  в  формировании  его  привлекательности  на  международном туристском рынке. Пятьдесят театров со всемирно известными  творческими коллективами, в яркой палитре которых есть и Мариинский  (Кировский) театр, и театр оперы и балета имени М. П. Мусоргского. Свыше 300  музеев и постоянно действующих выставок всегда готовы гостеприимно  распахнуть свои двери для гостей города.

Петербургская туристская индустрия сегодня представляет собой целостный хозяйственный комплекс, включающий: пассажирский транспорт (воз­душный, водный, автомобильный, железнодорожный) с его разветвленной сетью технических служб; различные специализированные предприятия и предприятия, не имеющие ярко выраженного туристского характера, так называемые «вторичные» отрасли (топливная промышленность, капиталь­ное и дорожное строительство, производство сувениров и т.д.), а также широкую сферу услуг, которыми пользуется турист.

Но городская индустрия туризма испытывает серьезные трудности и не получает должной поддержки со стороны органов государственной власти. В принятой в 2002 году целевой программе «Развитие туризма в Санкт-Петербурге на 2002 - 2005 гг.» на развитие отрасли в 2004 году было предусмотрено выделение всего 35 миллионов рублей, что почти в десять раз меньше, чем выделяет для этих же целей правительство Москвы. Однако в проекте бюджета на 2004 год, внесенном Администрацией города на обсуждение Законодательного собрания Санкт-Петербурга, эти и так небольшие для крупного международного туристского центра деньги оказались кардинально урезанными. В итоге на развитие туризма город в 2004 году выделил только 6 миллионов рублей, при этом собственно на меры по реализации целевой программы (реклама, представление на выставках, разработка новых программ и т. п.) вообще предусмотрено только 500 тысяч рублей. В Москве в 2004 году на цели туризма было выделено свыше 300 млн. руб., в 2005 году цифра возросла до 900 млн. руб. В прошлом году городу хватило средств поучаствовать только в 4 международных выставках. В лучшие времена петербургский туристический рынок был представлен как минимум на 20. Несмотря на то, что Петербург по оценкам ЮНЕСКО входит в десятку самых привлекательных с точки зрения иностранного туризма городов мира, в Северную столицу с каждым годом едет все меньше и меньше гостей.[12]

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать