Метод и функции политэкономии
Группа: 4 – 10 – 98 БУБ
студент: Заболотный
Александр Эдуардович
адрес: г. Запорожье,
ул. Мира, д. 10, кв. 18
телефон: 33 – 16 – 77
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: политэкономия
факультет: дистанционное обучение
специальность: БУБ
отделение: бакалаврат
Преподаватель консультант: Соломенчук А. А.
МАУП 2000.
ПОЛИТЭКОНОМИЯ
Билет 2
1. Метод и функции политэкономии. Всеобщие методы научного познания.
2. Экономическая природа спроса. Закон спроса. Факторы влияния на спрос.
3. Основные показатели распределения доходов населения, их роль в решении проблем бедности. Особенности государственного регулирования доходов населения в Украине.
1. Политическая экономия – наука, которая изучает производственные отношения между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления разнообразных товаров и услуг. Это наука об управлении редкими ресурсами.
Задача каждой науки – раскрывать сущность явлений и процессов, что изучаются, и законы их развития.
Метод – способ познания как определенная совокупность или система приемов и операций для мысленного отражения предмета, что изучается.
Метод политэкономии – путь познания системы производственных отношений в их взаимодействии с развитием продуктивных сил, мысленного отображения в теории диалектики, в системе экономических законов и категорий этого взаимодействия.
Метод политэкономии состоит из элементов, главными из которых являются: философские и общенаучные принципы; законы диалектики; категории философии; законы и категории экономической науки; рациональные способы и методы экономического анализа.
Функции политэкономии.
Описательная функция – описание существующих во времени и в пространстве методов управления редкими ресурсами; извлечение уроков из опыта и систематизация их.
Практическая ф. – вырабатывает научно-обоснованные рекомендации по повышению эффективности производства. Участвует в определении направления по которому идет экономическая политика. Вырабатывает правила оптимального использования экономических ресурсов и способы достижения общественного благосостояния.
Познавательная ф. – раскрывает сущность экономических законов и категорий и форм их проявления. Выстраивает факты таким образом, чтобы проявились сходства и закономерности, свойственные поведению многих людей.
Всеобщие методы научного познания. Выделяют методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, методы исследования и изложения и т.п.
В современной науке успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на пять основных групп: философские методы; общенаучные подходы и методы исследования (модель, изоформизм, структура, функция, система, элемент, и т.д.); частнонаучные методы; дисциплинарные методы; методы междисциплинарного исследования;
В научном исследовании широко используются общелогические методы и приемы исследования: анализ, абстрагирование, идеализация, индукция, аналогия, моделирование, системный подход.
2. Спрос – это общее понятие, в к-ром отражается физический объём потребностей, желаний, это естественная категория выражающая потребности общества (рынка). Спрос – это количество определённых товаров (услуг), которые покупатели могут и готовы приобрести в определенных границах цены (тарифа). Например, спрос на обувь по цене 100-500 у.е. для 1000 человек составляет 4000 пар изделий.
Величина спроса – это количество товаров (услуг) на которое предъявлен спрос при данной цене.
Закон спроса – это принцип, в соответствии с которым существует обратная зависимость между ценой товара и величиной покупательского спроса на товар (при прочих равных условиях).
Факторы влияния на спрос – ценовые и неценовые факторы.
Неценовые факторы – эффект замещения, эффект дохода потребителя, эффект взаимодополнения, эффект ожидания, эффект изменения моды.
Виды спроса – отрицательный спрос, отсутствующий спрос, падающий спрос, нерегулярный спрос и др.
3. Доход – это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.
Осн. факторами, оказывающими влияние на величину д. явл.: зар. плата, динамика розничных цен, степень насыщения рынка товарами и др.
Источниками денежных доходов служат: зар. плата, доходы от собственности (дивиденды, рента), социальные выплаты – трансферты (пенсии, пособия и др.).
Показатели распределения – показатели номинального и реального дохода.
Н.д. – характеризуется количеством полученных денег; р.д. – количеством товаров и услуг, к-рые можно приобрести на эти деньги. Чем выше цены, тем ниже реальный доход и наоборот. Реальный д. измеряется с помощью индекса цен. Для определения индекса цен вводится понятие «потребительской корзины». Долю населения, чьи доходы меньше стоимости «минимальной» корзины, определяют как живущих за «чертой бедности».
Особенности гос. регулирования.
Меры государства несколько смягчают, то неравенство доходов которое возникает у нас на уровне первичного рыночного распределения – это установление уровня минимальной зар. платы, необлагаемого налогом минимума дохода, дифференцированного подхода налогообложения доходов населения, адресной социальной помощи и др.
Билет 3
1. Основные этапы развития политэкономии: направления, школы и течения.
Мы выделим четыре этапа в развитии политэкономии: этап донаучного развития (до 18 в.), этап рождения экономической науки (1750-1870 гг.), этап открытия и разработки основополагающих теоретических принципов (1870-1930 гг.) и этап современного углубления и расширения исследований.
1-й этап. Корни политэкономии лежат, с одной стороны, в философии, а с другой – в спорах о насущных проблемах и трудностях (Аристотель, Платон, стоики, эпикурейцы).
Начиная с Возрождения и Реформации наступает период, в к-ром вырисовывается тенденция к объяснению явлений общественной жизни исходя из изучения фактов и опыта, а не ссылок на богословское учение (Гроций, Гассенди, Локк, меркантилисты: Оливарес, де Сантис-Ортис).
2-й этап. С 1750 г. возникает тенденция к преодолению раздробленности эк. исследований. В 1758 г. физиократ Ф.Кенэ опубликовал свою «Экономическую таблицу». В 1776 г. А.Смит основал английскую классическую школу политэкономии (физиократы, классическая экономическая школа).
3-й этап. На этом этапе эк. наука стала опираться на прочный фундамент экономической теории.
В то время в естественнонаучных исследованиях господствовал дух историзма, т.е. ориентация на описание фактов и склонность к составлению монографий (две германские исторические школы: Рошер и Шмеллер).
В начале 20 в. М. Вебер опубликовал свои знаменитые работы об объективности в общественных науках. В обстановке противоборства методов были выработаны мощные теоретические системы. В то время господствуют три школы: Венская (К.Менгер), Лозанская (Л.Вальрас), Кембриджская (А.Маршалл).
4-й этап. Современная эк. наука продолжает, развивает, дополняет вклад экономистов прошлого века по направлениям, на которые её предшественники не обратили должного внимания или лишь указали. Кроме того. Она отличается совпадением применяемых методов анализа.
Новые направления анализа.
Макроэкономический подход. Макроэкономический анализ получил сильный импульс от Дж.М. Кейнса.
Несовершенная конкуренция (Д.Робинсон,Ф.Перру).
Динамика: колебания, рост и развитие (Г.Мюрдаль, Лундберг, Линдаль).
Экономический оптимум (У.Хикс).
2. Рыночное предложение его графическая модель. Детерминанты предложения.
Предложение – это возможность и способность производителей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке. Производители формируют предложение товаров прежде всего на основе спроса на них.
Различают рыночное предложение по отношению к фирме или отрасли. Опыт показывает, что субъект эк. отношений готов продать тем больше, чем выше цена. Графическая модель п. представляет кривую п., направленную вверх, слева направо: это типичная кривая п. Совокупное п. на рынке выражает стремление всех его участников что-то продать (имеет положительный – восходящий характер).
Р S Двигаясь по кривой предложения от
P2 точки А к точке В, мы обнаруживаем рост
B объёма (количества) предложения товара
от Q1 до Q2 под влиянием роста цен на
A него; движение вниз по кривой от точки В
P1 к точке А отражает снижение объёма пре-
дложения от Q2 до Q1 под влиянием сни-
0 Q1 Q2 жения цен на этот товар.
Т. обр., объём предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при её снижении. В этом состоит сущность закона предложения.
Функция предложения имеет следующий вид: Qs = f (P, Ps, Pc, Pres, K, T, N), где соответственно: цена продаваемого товара; цены взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров; цены ресурсов и факторов производства; уровень технологии; налоги, субсидии; количество продавцов данного товара. Все эти факторы явл. внешними детерминантами предложения. Если одна из этих неценовых детерминант предложения в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения будет меняться (смещение кривой п. либо вправо, либо влево).
Страницы: 1, 2