Методика составления плановой калькуляции производственных предприятий

На правительственном уровне рассматривались концепции промышленной политики и соответствующие программы развития. Создавались государственные органы, ответственные за разработку и реализацию этой политики, потом, впрочем, исчезавшие. Равным образом не суждено было сбыться программам и многим рекомендациям, поскольку они или не вписывались в рамки правительственной экономической политики, или были умозрительными, правильными лишь в самой общей постановке. Приходится констатировать: по истечении всех реформационных лет выработать общественно признанную, теоретически ясную и практически действенную промышленную политику не удалось.


1.2. Реальность промышленной политики

 

Известно, что облик промышленной политики в стране предопределяется ее экономическим потенциа­лом. Сегодня для всякого непредубежденного наблюдателя очевидны шокирующие результаты по большому числу обобщающих параметров нашей экономики. Валовой внутренний продукт уменьшился относительно 1990 г. на 45%, продукция промышленности – более чем вдвое, инвестиции снизи­лись в 4 раза. Особенно сложна ситуация в наукоемких отраслях экономики, в науке, в образовании, культуре.

В этих условиях объективно сильна аргументация относительно откла­дывания задач промышленной политики, для проведения которой, дескать, нет необходимых условий.

Активность промышленной политики действительно органически долж­на быть взаимосвязана с результативностью политики экономической. Но связь эта не может толковаться однолинейно: сначала реформы в экономи­ке, а потом – активность в промышленной политике. Сегодня говорят, что про­мышленная политика невозможна потому, что нет денег, что слишком мал государственный бюджет. Ранее ресурсы государства были намного большими, но промышленную политику и тогда не менее активно отвергали.

Итак, прежде всего надо ответить на вопрос, есть ли у нашего государ­ства и его управляющего ядра понимание реального места промышленной политики в современном и будущем мире? И есть ли желание и воля этой политикой заниматься? Пожалуй, активную промышленную политику уже невозможно «отложить до лучших времен». Если поддаться такому на­строению, то самостоятельная промышленная политика через несколько лет станет вещью просто недоступной.

Какие обстоятельства говорят в пользу осуществления активной про­мышленной политики, несмотря на жесткий финансовый кризис?

Первое – это наличие в стране потенциального инвестиционного ресур­са, который либо заблокирован, либо трансформирован «теневыми» отношениями в некую псевдодеятельность.

«Теневой» сектор экономики увеличился за последние годы до значи­тельных величин. Если официально запроектированный на 2002 г. валовой внутренний продукт (ВВП) страны выражается величиной 4 трлн. руб., что эквивалентно примерно 186 млрд. долл., то с учетом «теневой» экономики некоторые эксперты оценивают его суммой в 500 млрд. долл. Понятно, что в «теневом» секторе государством налоги не собираются. Но они тщательно извлекаются внегосударственными способами, попадая в сферы, далекие не только от промышленной политики, но и от конструктивного потребления, поддерживающего в стране спрос.

Изменение в сторону финансового бизнеса осуществлялось при отсутствии действительно развитых финансовых рынков – рынков ценных бумаг, бан­ковских услуг и производственных финансовых операций. Отсутствовали отработанные механизмы контроля за рисками на финансо­вых рынках. Зато заинтересованными лицами отлажены способы увода ка­питалов за рубеж. Операции с государственными ценными бумагами, предназначенными для обеспечения нормальных отношений по заимствованию средств правительством и осуществления разнообразных финансовых сде­лок на открытом рынке, превратились в пирамиду разорения государства спекулянтами и откачивания валюты из страны нерезидентами.

Спекулятивному размаху финансовых рынков может быть противопос­тавлена только сила социально здорового государства, опирающегося на мощную реальную экономику. Можно полагать, что обоснованность подхо­дов правительства к промышленной политике способна изменить мотива­цию в экономике тех, кого сейчас называют «новыми русскими», не говоря уже о деловитых предпринимателях и соответственно настроенных ино­странных инвесторах.

Второе – значительный масштаб сбережений и накоплений, не находя­щих пока надежного производительного применения.

С самого начала реформ наблюдалась тенденция значительного сниже­ния в структуре денежных расходов населения доли сбережений в форме вкладов в банки и покупки ценных бумаг. Вместе с тем процент всех сбережений населения был значительным, и среди них быстро возрас­тала доля, приходящаяся на иностранную валюту.

Третье - даже при малых инвестиционных ресурсах в стране можно и нужно так направлять экономическую политику, чтобы явственно обозна­чались и стимулировались «точки роста». В России на сегодня таковыми могут быть пищевая индустрия, ряд отраслей агропромышленного комплекса, легкая промышлен­ность, строительство жилья и другое.

Четвертое - в стране имеются значительные неинвестиционные источ­ники экономического развития. Известно, что почти 70% производствен­ных мощностей стоит. Свыше 20 миллионов квалифицированных работни­ков либо не имеют возможности трудиться, либо довольствуются занятия­ми, не отвечающими их опыту и квалификации. Вполне реально оживление промышленного развития путем загрузки производственных мощностей. Процесс расширенного воспроизводства и увеличения спроса может быть возобновлен также стимулированием текущих потребительских расходов.

Пятое - Россия по-прежнему (несмотря на понесенные потери) распола­гает достаточно уникальным в сравнении со многими другими (даже высо­коразвитыми странами) стратегическим ресурсом – многопрофильным на­учным и образовательным потенциалом. Потери этого потенциала, связан­ные с оттоком специалистов в менее квалифицированные области, еще мо­гут быть восполнены по мере устранения примитивных акцентов в эконо­мической политике. Очень важно именно сейчас (а не позже) наладить реальное стимулирование наукоемкости сохраняющихся и перспективных очагов индустрии. Более того, нужен переход к научно-инновационной ориентации экономической политики в целом

Но к такому повороту необходимо готовиться, и в рамках этой подготовки важно развернуть на государственном уровне соответствующие исследования, включая разработку перспективного прогноза основных линий научно-технического прогресса. В исследованиях участвовали сотни академических и ведомственных институтов, объединенных общими целями, программой и методикой формирования итоговых материалов. Институты естественного и технического профиля определяли наиболее значимые направления научно-технического прогресса в соответствующих областях, а институты экономические создавали на базе этих данных прогностическую модель динамики и структуры народного хозяйства – с учетом изменения в различные периоды ресурсных возможностей, необходимости постоянного обеспечения сбалансированности эконо­мики и достижения высоких показателей народнохозяйственной эффективности, императивности улучшения качества жизни населения страны и социальной ситуации в целом. Проведение аналогичного рода исследовательской работы, пусть в меньших масштабах, но с учетом принципиально новых реальностей в хозяйственной эволюции, помогло бы сформировать широкую научную базу государственной промышленной политики России на долгосрочную перспективу.

2. Себестоимость промышленной продукции, ее виды. Классификация затрат

2.1. Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды

 

Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

Ø        учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

Ø        база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

Ø        экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

Ø        определение оптимальных размеров предприятия;

Ø        экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

Различают следующие виды себестоимости: цеховая, производственная и полная.

Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.

Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).

Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.

Индивидуальная себестоимость обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или иное предприятие.

Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда.

В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

Ø     в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;

Ø     в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;

Ø     в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства;

Ø     в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать