В качестве примера можно привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного товара:
ü маркетинговые затраты, связанные с изучением конъюнктуры цен на рынке данного товара;
ü издержки, связанные с поиском возможных поставщиков и установление с ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка данных и т.д.);
ü издержки, связанные с поиском и получением информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщиков;
ü затраты, связанные с анализом качественных показателей товара у разных поставщиков (рекламации, затраты на отбраковку, возможности ремонта или восстановления качественных показателей товара у заказчика и т.д.);
ü затраты на грузопереработку, складирование и хранение товаров;
ü транспортные расходы поставщика и покупателя, оплата таможенных, экспедиторских, страховых услуг по пути доставки товара;
ü затраты на страхование логистических рисков и др.
Все эти элементы затрат необходимо учитывать, оценивагь и контролировать.
1.3. Метод доминирующих характеристик
Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов - критериев отбора.
1.4. Метод категорий предпочтения
В этом случае оценка поставщика, в том числе и выбор способа его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений фирмы. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологическую продукцию и могут компетентно судить о ее качестве. Диспетчерская докладывает о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов. Производственные отделы – о простоте и удобстве пользования материальных ресурсов в производственном процессе. Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы, возможно, какой-то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе.
Майкл Р. Линдере и Харольд Е. Фирон уделяют особое внимание неформальной оценке поставщика работниками компании покупателя, которая включает оценку личных контактов между поставщиком и работниками отделов компании покупателя, информацию, полученную из разговоров на профессиональных встречах, конференциях и в средствах массовой информации. «Как идут дела с поставщиком X?» – типичный вопрос, который могут и должны задавать представители отдела снабжения при встречах с представителями других отделов своей компании. Осведомленный работник владеет подобной информацией о поставщиках и всегда замечает, как новая информация может повлиять на общую оценку поставщика. Сегодня в небольших компаниях почти вся оценка имеющихся источников снабжения осуществляется неформальным образом. Когда потребители и отдел закупок ежедневно находятся в личном контакте, и существует быстрая обратная связь с оценкой деятельности поставщика, такой «неформальный» подход вполне обоснован и целесообразен.
Задача 1.
Состав погрузочно-разгрузочных механизмов по списку на предприятии оптовой торговли составляет n1=23 единицы. Каждый день в эксплуатации находятся n2=16 единиц. Время работы механизма Тсм=9 часов. Определите коэффициент экстенсивной загрузки механизмов при следующих условиях:
1) при существующих показателях;
2) при увеличении числа выпуска погрузочно-разгрузочных механизмов в эксплуатацию на 20%;
3) в случае увеличения времени работы механизма в 2 раза;
Сделайте вывод, как влияют эти изменения на величину коэффициента экстенсивной загрузки.
Решение. Коэффициент экстенсивной загрузки рассчитывается по формуле:
К эк = (Тсм/24) * (n2/ n1) * 100%
1) К эк = (9/24) * (16/23) * 100% = 26,1%
2) К эк = (9/24) * ((16*1,2)/23) * 100% = 31,3%
3) К эк = ((9*2)/24) * (16/23) * 100% = 52,2%
4) К эк = ((9*2)/24) * ((16*1,2)/23) * 100% = 62,6%
Таким образом, коэффициент экстенсивной загрузки увеличится:
а) на 5,2% при увеличении числа выпуска механизмов в эксплуатацию;
б) в 2 раза при увеличении времени работы машин и механизмов;
в) в 2,4 раза при увеличении числа выпуска машин и механизмов и увеличении времени их работы.
Задача 2.
Определить расположение распределительного центра, который использует производитель, если количество потребителей равно N, они расположены относительно производителя на расстоянии xi км в направлении на восток и на расстоянии yi км в направлении на север, потребность каждого потребителя – mi тонн (i = 1, 2, …, N).
Изобразите результат графически.
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
xi |
2 |
2,5 |
3,5 |
6 |
9 |
9 |
11 |
yi |
2 |
1 |
5 |
2 |
7 |
5 |
0,5 |
mi |
250 |
200 |
150 |
250 |
200 |
150 |
250 |
Решение.
Определяем точки расположения распределительного центра:
Х = å mi xi / å mi = (m1x1+ m2x2+…+ m7x7) / (m1+ m2+…+ m7)
Y = å mi yi / å mi = (m1y1+ m2y2+…+ m7y7) / (m1+ m2+…+ m7)
А (X;Y) = А (6,16; 2,91)
Y
3
2
0 1 2 3 4 5 6 7 Х
Задача 3.
Грузоподъемность механизма – 5 тонн, количество циклов 10, коэффициент использования машины по грузоподъемности – 0,8, грузооборот за сутки 615 тонн, количество часов работы подъемно-транспортного оснащения за сутки – 8. Нагрузка на 1 м² площади пола – 2,5 тонны/м²; коэффициент использования площади – 0,4. Величина установленного запаса материала на складе 20400 тонн.
За месяц (30 дней) через склад прошло 11000 тонн груза, причем 2500 тонн груза сохранялось 10 дней, 4000 тонн – 5 дней, 3000 тонн – 8 дней, 1500 тонн – 7 дней. Емкость склада равна 5479 тонн.
Определить:
1) необходимое количество подъемно-транспортного оснащения;
2) полезную площадь склада;
3) общую площадь склада;
4) средний срок хранения груза на складе;
5) коэффициент использования емкости склада;
6) оборот склада;
7) пропускную способность склада.
Решение.
1) количество подъемно-транспортного оснащения (ПТО) определяется по формуле:
m = Q/(Q2 * T) = Q/(q*n*a*T)
m = 615/(5*10*0.8*8) = 1,92 » 2
2) определим полезную площадь склада по формуле:
Iпол = qзап / d,
где qзап – величина установленного запаса соответствующего материала на складе, т; d - нагрузка на 1 кв.м площади пола
Iпол = 20400 / 2,5 = 8160 м²
3) определение общей площади склада:
Fобщ = Iпол / a,
где a - коэффициент использования площади.
Fобщ = 8160 / 0,4 = 20400 м²
4) рассчитаем средний срок хранения груза на складе:
tхр = åtq / åQ,
где Q – общее количество тонно-дней хранения за период (месяц, год);
tq – общее количество груза, прошедшего через склад:
tq = t1 * Q1 + t2 * Q2 + … + tn * Qn
Следовательно, общее количество тонно-дней хранения составит:
tq =10*2500+5*4000+8*3000+7*1500 = 79500.
tхр = 79500 / 11000 = 7,2 » 7 дней.
5) коэффициент использования емкости склада равен:
Кс = (Е*Т) / åtq,
где Е – емкость склада, т; Т – период работы склада, дней.
По результатам работы склада за месяц:
Кс = (5479*30) / 79500 = 2,1
6) оборот склада Пскл определяется по формуле:
Пскл = Т / tхр
Пскл = 30 / 7 = 4,3
7) пропускная способность склада характеризует то количество груза, которое может пройти через склад за период при максимальном использовании емкости и при данной средней продолжительности хранения:
Пспос = Е* Пскл
Пспос = 5479*4,3 = 23 559,7 т
Литература
1. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 389 с.
2. Пономарьова Ю.В. Логістика: Навчальний посібник: вид. 2-ге, перероб. та доп. – К.: Центр навчальної літератури, 2005. – 328 с.
Страницы: 1, 2